психометрические меры Психометрическое тестирование

ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЙ

Найдено 1 определение:

ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЙ

Буквально – имеющий отношение к измерению того, что является психологическим. 1. Имеющий отношение к психологическому тестированию в любом из его аспектов, включая оценку личности, оценку интеллекта, определение способностей и т.д. 2. Имеющий отношение к психофизике. 3. Имеющий отношение к вопросам применения принципов математики и статистики к данным психологии.

Оцените определение:

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Найдено научных статей по теме — 12

Психометрический анализ двух вариантов Российской адаптации методики «Опросник личностных ориентаций

Калугин Алексей Юрьевич
Представлена психометрическая проверка двух российских адаптаций «Опросника личностных ориентаций» Э. Шострома. Проверка надежности и валидности данных адаптаций дала неудовлетворительные результаты. Выявленная эмпирическая структура не согласуется с теоретическим конструктом. Все это ставит вопрос о необходимости создания надежной и валидной методики, изучающей феномен самоактуализации.
Скачать PDF

Психометрический подход к оценке результатов нейропсихологического обследования в детском возрасте

Астаева Алена Васильевна
Рассматривается проблема необходимости интеграции психометрического подхода и качественного анализа в детской нейропсихологии. Проблема современной нейропсихологии заключается в выборе конкретного метода оценки результатов, позволяющего дифференцировать показатели нормы и патологии ВПФ с учетом индивидуальных возрастных особенностей развития психических функций.
Скачать PDF

Адаптация и психометрический анализклинико-психологических методиксамоотчета (опросников) на примере

Лебедев С.В.
Скачать PDF

Самооценка и психометрический интеллект в прогнозе эффективности учебной деятельности

Бороздина Лидия Васильевна
Исследовалась эффективность учебной деятельности в связи с величиной коэффициента интеллекта (IQ), высотой самооценки и ее сочетаниями с уровнем притязаний. Показано, что средний балл успеваемости достоверно упорядочивается по параметру высоты самооценки: при ее снижении продуктивность учебной деятельности падает. Подъем притязаний над уровнем самооценки способствует улучшению академических успехов, обратное расхождение конструктов - ухудшению. Самооценка оказывается значимым предиктором эффективности учения, однако показатель IQ не теряет своей прогностической силы.
Скачать PDF

Психометрический анализ опросника «Многофакторное исследование толерантности» с использованием много

Митина Ольга Валентиновна, Бабаева Юлия Давидовна, Сабадош Павел Александрович
Рассматриваются принципы анализа данных, полученных при разработке опросника «Многофакторное исследование толерантности» (МИТ), имеющего двухмерную структуру. Аргументируется необходимость рассмотрения толерантного отношения в комплексе: как с точки зрения его объектов, так и с точки зрения личностных уровней его регулирования. Используется структурное моделирование, а именно многочертная-многометодная модель (МЧММ). Приводятся уравнения, задающие сопоставляемые модели. Обсуждается возможность применения МЧММ в психосемантических исследованиях для анализа данных, имеющих трехмерную структуру.
Скачать PDF

Разработка и психометрический анализ методики диагностики аддиктивной идентичности

Дмитриева Наталья Витальевна, Перевозкин Сергей Борисович, Перевозкина Юлия Михайловна, Самойлик Наталья Анатольевна
Представлен теоретический и эмпирический анализ опросника «Аддиктивная идентичность». Целью методики является комплексное выявление индикаторов аддиктивной идентичности личности. Доказано, что опросник представляет собой надежный измерительный инструмент для диагностики аддиктивной идентичности.
Скачать PDF

Психометрический анализ проективной методики «Крик»

Агавелян Оганес Карапетович, Агавелян Рубен Оганесович, Перевозкин Сергей Борисович, Перевозкина Юлия Михайловна, Осколкова Мария Сергеевна
С татья носит эмпирический характер. Основной целью статьи является представление результатов окончательного исследования о разработке, апробации и психометрической проверки проективной методики «Крик». В основе методике положен голосовой стимул – крик, детерминирующий сочинение испытуемым рассказа. На основании рассказа определяются различные виды страхов и агрессии. Представленные результаты о надежности и валидности методики, демонстрируют, что методика «Крик», являясь надежным, валидным психометрическим инструментом, дает возможность комплексно выявить индикаторы страха и агрессии личности.
Скачать PDF

Психометрический анализ двух «Ценностных» методик-аналогов: «Опросник терминальных ценностей» И. Г.

Калугин Алексей Юрьевич
Рост числа психодиагностических методик, направленных на изучение ценностно-смысловой сферы, ставит перед исследователями задачу выбора наиболее надежного и валидного инструментария. Нами была поставлена задача, провести психометрическую проверку двух методик-аналогов, диагностирующих аксиологическую сферу личности: «Опросник терминальных ценностей» И.Г. Сенина, тест «Аксиологической направленности личности» А.В. Капцова, Л.В. Карпушиной. Была проведена проверка надежности шкал методик по внутренней согласованности, подробно изучена конструктная валидность опросников. Предложен подход к изучению конструктной валидности, через сопоставление эмпирически выделенных конструктов с теоретическими на основе объективных показателей связи между ними.
Скачать PDF

Тест Т. Геринга fast как комплексный психометрический метод исследования малых групп

Коржевич Ирина Леонидовна
Рассматриваются перспективы применения теста FAST Т. Геринга в качестве комплексного психометрического метода изучения малых групп. Дается описание авторской модификации теста FAST. Приведены результаты исследования конструктной валидности авторской модификации теста Т. Геринга на учебных студенческих группах.
Скачать PDF

Психометрический анализ русскоязычной версии Голландской шкалы трудовой зависимости (DUWAS)

Ловаков Андрей Владимирович
Цель. В статье представлены результаты исследования психометрических свойств русскоязычной версии Голландской шкалы трудовой зависимости (Dutch Work Addiction Scale, DUWAS). В основе шкалы лежит определение трудоголизма через наличие склонности чрезмерно работать и одержимости работой, проявляющейся в ее навязчивости, поэтому шкала содержит две субшкалы: «Чрезмерность работы» и «Навязчивость работы». В статье рассматривается внутренняя структура шкалы, её конвергентная и дискриминантная валидность и внутренняя согласованность. Методология. На выборке из 1783 работников крупной российской организации были проведены несколько конфирматорных факторных анализов, подтвердивших конструктную валидность русскоязычной версии DUWAS и её сопоставимость с оригинальной версией. Для проверки воспризводимости и стабильности факторной структуры проводится мультигрупповой конфирматорный факторный анализ. Результаты. Двухфакторная модель DUWAS значимо лучше соответствует эмпирическим данным, чем однофакторная. Мультигрупповой конфирматорный факторный анализ показал эквивалентность модели измерения DUWAS в группе мужчин и женщин и устойчивость её факторной структуры. Шкалы DUWAS обладают конвергентной и дискриминантной валидностью. В статье также обсуждаются различия трудоголизма в разных демографических и профессиональных группах. Трудоголизм, измеренный с помощью русскоязычной версии DUWAS, не связан с полом или уровнем должности работников. Данный вывод согласуется с результатами предыдущих исследований. Выводы. Результаты исследования показывают, что русскоязычная версия DUWAS обладает приемлемыми психометрическими свойствами, сопоставимыми с оригинальной версией и версиями на других языках. Ценность результатов. Впервые публикуется русскоязычная версия DUWAS, которая может быть рекомендована для использования в научных целях.
Скачать PDF

ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МЕТОДИК «СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ», «ПРОСТЫЕ АНАЛОГИИ», «СЛОЖНЫЕ АНАЛОГИИ» ПРИ

Демянова Л.В.
Введение. Психометрическая стандартизация диагностических методик является актуальной тенденцией современной медицинской психологии. Цель. Анализ психометрических свойств методик «Существенные признаки», «Простые аналогии», «Сложные аналогии». Материал и методы. С помощью методик обследованы 122 пациента с диагнозом шизофрения. Анализ методик включал расчёт трудности заданий, оценку конструктной валидности, показателей надежности и дифференцирующей способности с использованием модели Раша. Результаты и выводы. Методика «Существенные признаки» преобразована в 9-типунктовую, в результате чего получено оптимальное сочетание психометрических показателей. На всех этапах анализа методик «Простые аналогии» и «Сложные аналогии» обнаруживается несоответствие ряда показателей психометрическим требованиям, возможность использования этих методик будет определяться результатами оценки согласованности с клиническими данными
Скачать PDF

ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МЕТОДИКИ «СКАЗОЧНЫЙ СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ»

Петренко Виктор Федорович, Митина Ольга Валентиновна, Коростина Мария Александровна
Методика «Сказочный семантический дифференциал», в ходе которой респондент должен оценить ряд сказочных персонажей по заданному набору личностных характеристик, предназначена для индивидуальной работы психолога с детьми 4-9 лет. При формулировании личностных характеристик персонажей использованы слова, которые употребляют родители, воспитатели, учителя, общаясь с детьми этого возраста. Анализ отношения ребенка к тому или иному сказочному персонажу позволяет определить специфику его морально-ценностной сферы. Выполнение методики предусматривает также оценку «несказочных» персонажей значимых для ребенка взрослых (родителей, воспитателя, учителя и др.). Сопоставление оценок сказочных персонажей с оценками значимого взрослого позволяет выявить специфику отношения ребенка к этому взрослому. В статье обсуждаются количественные показатели, которые могут быть вычислены по результатам выполнения методики. Эти показатели характеризуют личность ребенка, его представления о межличностных отношениях с окружающими людьми, размерность категориального пространства межличностного восприятия, содержание этих категорий и их иерархию, уровень когнитивного развития в этой области, степень социализации. Также может быть измерена самооценка ребенка. Приводятся результаты эмпирического исследования московских младших школьников при помощи методики «Сказочный семантический дифференциал», в ходе которого проводился психометрический анализ рассматриваемых показателей. Было показано, что когнитивная сложность межличностного восприятия, определяемая в методике «Сказочный семантический дифференциал», значимо выше у взрослых и не коррелирует с тестами интеллекта. Социализация увеличивается с возрастом, у девочек она выше, чем у мальчиков, отчасти коррелирует с известными методиками, измеряющими уровень социальной адаптации ребенка, степень дифференцированности моральных и конвенциональных норм, вербальный интеллект. Анализ показателей самооценки выявил бóльшую критичность к себе у девочек по сравнению с мальчиками.
Скачать PDF