Психологизм

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ПСИХОЛОГИЗМ
Наиболее общее значение относится к точке зрения, согласно которой психология - фундаментальная наука, и события, происходящие в мире, трактуются, исходя из этого. Значение этого термина зависит, конечно, кто его использует. Многие не-психологи употребляют
как форму упрека, психологи обычно этого не делают.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Психологизм
Словообразование. Происходит от греч. psyche - душа + logos - учение.
Категория. Система мировоззренческих представлений.
Специфика. В соответствии с ним в основу анализа картины мира ставятся данные психологии. Этой позиции придерживались: Д.С.Милль, Э.Бенеке, Ф.Брентано, Т.Липпс, В.Дильтей, В.Вундт, Г.Тард, И.А.Бодуэн де Куртенэ.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Психологизм
1. обозначение точки зрения, согласно которой психология является фундаментальной наукой и тенденция объяснять события, происходящие в мировом сообществе, в соответствии с такой точкой зрения. Данная точка зрения имеет веские основания, особенно если принять, что человек – действительно разумное существо, способное подниматься своим разумом, сознанием над случайными обстоятельствами и над самим собою. Массы людей, погруженные в сиюминутные ситуации и желания, просто погибают, потому, что не нашлось людей, которые были бы способны вырвать их рефлекторного образа жизни. Кроме того, люди создают или некоторое время терпят то или иное общественное устройство в соответствии со своими потребностями, стремлениями, целями, ожиданиями и надеждами, то есть в согласии со своей психологией, а не слепыми и примитивными экономическими законами, которыми пропитались материалисты, и законами социологии, которые лишь описывают взаимоотношения людей, групп, классов, но не объясняют причин таких взаимоотношений; 2. тенденция объяснять природу психопатологических феноменов с позиций обыденной психологии, свойственная и некоторым психологам с университетскими дипломами.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ПСИХОЛОГИЗМ
1. Термин, обозначающий акцент, который ставится на психологии человека в понимании и объяснении различных других явлений. К примеру, психологизм в искусстве-это представление в произведениях искусства психологических явлений, человеческих душевных переживаний, взглядов, поступков. П. в литературе-это попытки описания психологии людей литературно-художественными средствам. П. в социологии-это стремление представлять и объяснять социальные явления при помощи психологических понятий. П. в языкознании-совокупность школ и течений, рассматривающих язык под углом зрения психологии людей, которые пользуются этим языком (лингвистический П.). П. в логике-подход к явлениям логики под углом зрения психологии людей с использованием психологических понятий. П. в истории-это попытки объяснять исторические события, исходя из психологии их непосредственных участников и государственных деятелей (исторических личностей). 2. Позиция, согласно которой психология является среди других наук главной наукой, и все события в мире должны рассматриваться с позиций этой науки. То, какое значение вкладывается в понятие П. в этом случае, зависит от того, кто использует данный термин. Общим для всех подобных случаев является рассмотрение психологии как основной науки о душевной жизни человека.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ПСИХОЛОГИЗМ
сам термин-понятие П. довольно полиаспектен-полифоничен, а в литературоведении термином П. денотатируется-обозначается характеристика худ. произведений, в коих нюансивно-подробно, психологически-глубинно-полиобразно репродуцируется-воспроизводится интромир типажей, персонажей, их чувства, мысли, ощущения, чувственно-эмотивно-ментальные акты и т.о., воспроизводится специфико-психологический анализ-синтез душевных актов, поведенческих паттернов и ментально-интеллектуальных процессов типажа-субъекта повести, новеллы, драмы, трагедии, комедии, рассказа, водевиля; можно дескриптировать-денотатировать-дефиницировать, как минимум, шесть фундаментально-базальных матриц-форм художественно-психологической репродукции: а) форма-матрица отображающая-репродуцирующая экстероакты поведения субъекта с ориентацией на его чувственно-эмотивную сферу; б) интромотивационные аспекты психики субъекта, с у четом относительно-условного программирования им,—здесь необходимо учитывать цели-задачи, кот. ставит автор произведения, наделяя типажей различными псих. характеристиками, — инкарнирующие-метаболизирующие действия-экшн; в) действия-акции субъекта, косвенным образом регулирующие-рационализирующие структурно-динамическую фабулу произведения; г) ментально-интеллектуальный базис героя-субъекта, согласно кот. он действует-преобразовывает поведенческие реакции других персонажей, а отсюда и композиционно-архитектонический план-абрис произведения; д) монологи, диалоги персонажей-субъектов в структурно-композиционно-фабульных и мульти стилевых тектонах, интерполирующие целостный контекст-макромодель произведения; е) аддитивно-целостная-макромодельная структура произведения романа, повести, драмы, комедии, трагедии, мелодрамы с учетом мультидифференциальных интерпретаций-экспликаций матриц-форм психологической репродукции, психологической индукции их ингредиентов-компонентов-мультидеталеймультиобразов-мультиэлементов, обеспечивающих полипсихологическую перцепцию произведения или же феномены полипсихологической репродукции-изображения-репрезентативности; дискурсукажем, что феномены интромира и экстеромира персонажей должны подетально дескриптироваться-комментироваться-анализироваться и репродуцироваться-изображаться посредством дискурс-дескрипций-дискурскомментариев, — чего мы, к сожалению, не встречаем у многих писателей-ремесленников-бездарей, а находим у таких выдающихся, гениальных мастеров слова, как Данте, Петрарка, Рабле, Шекспир, Мольер, Дидро, Вольтер, Руссо, Бальзак, Гюго, Золя, Гёте, Шиллер, Т.Манн, С. Цвейг, А.Моруа, Достоевский, Л.Толстой, — их поведенческих актов, чувственно-эмоциональных состояний-реакций; можно долго спорить о назначении термина-понятия П. в литературе, но, согласно нашим концепциям, истинно-выдающийся писатель, должен быть обязательно большим знатоком психологии, психофизиологии, психоанализа, дабы талантливо дескриптировать-интерпретировать-тектонизировать уже психофеномены, психопроцессы в самом произведении и т.о. рассматривать модели поведения своих типажей-персонажей в фарватере-лоции их психических реакций, мотивационно-поведенческих актов-структур, прибегая к дискурс-аналитическим-дискурс-ассерторическим матрицам-формам мультихудожественной интерпретации; проблемы, связанные с П. рассматривали в своих оригинально-научных концепциях Кант (см. все три его знам. «Критики...Гегель (см. «Феноменология духа» и «Эстетика» в 4-х томах), Гадамер (см. «Герменевтика и эстетика»). Лососий (см. «Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция»), Лосев (см. «Форма, выражение, стиль»), Гуссерль («Логические исследования» в 2-х т.); однако укажем, что Гегель не любил психологические дескрипции-комментарии и говорил о том, что феномены природы, как модели субстанционального целого необходимо изучать вне психологизмов, также как и исторически-культурологические процессы, на кот. влияют определенные личности; Гуссерль считал, что логические психологизмы, в понимании логики как науки, коррелируются с психологией ментальности адекватно таким же модусом-способом, как когеренцируются-связуются между собой постулаты экспериментальной и теоретической физики, а законы логики, дискурслогических интерпретаций, по его мнению, должны константно измеряться-исследоваться проверочно-апостериорными процедурами; Милль, Брентано, Дильтей, Вундт, Пиаже видели в психологии базисную основу для метафизики - философии и др. естественных наук; Милль считал, что ментально-эмпирические акты должны исследоваться-выводиться из апостериорно-индивидуального опыта субъекта чисто индуктивно-гностическими путями, а Пиаже дескриптировал свои оригинально-базальные построения, связанные с проблемами П., как феномены психологии, целью кот. должна быть тектонизация посредством алгебры, логических и моделей дедуктивной теории, кот. и будет объяснять, по его мнению, экспериментально-апостериорные интерпретации психологии за счет логики, а не факторы обоснование-дескрипции логики на базисе психологических интерпретаций-структур-моделей; отрицая кардинальные аспекты психологизмов, Э.Гуссерль в своих знам. «Пролегоменах к чистой логике», на базисе самобытно-феномено-логической теории актов сознания субъекта пытался выдвинуть тезисы-постулаты об субъективно-жизненном и объективно-онтологическом мире, как фундирующей-релевантной основе любого эмпирическо-объективного знания, но, отрицая мультифеномены дифференциально-дискурсивно-эмпирических психологизмов и опираясь лишь на чисто дискурсивно-феноменологические акты, Гуссерль необоснованно снизил роль П. в актопроцессах мультиинтенциональных актов, конвергенцируемых со структурами сознания, с поведенческими полипаттернами-полиреакциями субъектов.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
101.23 кб

2001. 04. 012. Левин А. Научный прогресс и психологизм. Levine A. scientific progress and psychologi

Али-заде А. А.
Читать PDF
566.81 кб

ПСИХОЛОГИЗМ И ЕГО КРИТИКА ЭДМУНДОМ ГУССЕРЛЕМ

Куренной Виталий
Читать PDF
1.55 мб

Сорина Г. В. Методология логико-культурной доминанты: психологизм, антипсихологизм, субъект (Электро

Федотова Валентина Гавриловна
Читать PDF
291.41 кб

Психологизм как актуальная тенденция аналитического кантианства

Чалый В. А.
Описаны некоторые из наиболее ярких эпизодов трансформации аналитического кантианства из антипсихологистского направления в направление, тяготеющее к психологизму; рассмотрены работы Питера Стросона, Ричарда Рорти, Патриции Китчер
Читать PDF
378.90 кб

Сорина Г. В. Методология Логико-Культурной доминанты: психологизм, антипсихологизм, субъект

Меськов Валерий Сергеевич
Представленный автором краткий анализ сущности методологии логико-культурной доминанты Г.В.
Читать PDF
8.20 мб

Методология логико-культурной доминанты: психологизм, антипсихологизм, субъект

Сорина Галина Вениаминовна
20 лет назад впервые увидела свет монография Г.В. Сориной «Логико-культурная доминанта. Очерки теории и истории психологизма и антипсихологизма в культуре» (М.: Прометей, 1993).
Читать PDF
100.64 кб

2001. 04. 013. Ноордхоф П. Определяющее содержание: нередуктивный психологизм. Noordhof P. causation

Али-заде А. А.
Читать PDF
934.48 кб

Психологизм - парадигма non grata: от философии сознания Д. Юма к критике в работах М. Хайдеггера

Позднякова А. С.
В статье рассматривается попытка М. Хайдеггера преодолеть ряд проблем фи лософии познания, теоретизированных и оформленных в понимаемом достаточно ши роко психологизме.
Читать PDF
801.68 кб

Когнитивная методология в исследованиях сознания: физикализм и психологизм

Аблеев Сергей Рифатович
Исследуются альтернативные когнитивные методологии изучения сознания; утверждается, что физикализм и психологизм представляют собой односторонние подходы и не решают всех проблем феномена сознания.
Читать PDF
192.20 кб

Психологи в годы Великой Отечественной войны: подвиг на века

Кольцова Вера Александровна, Олейник Юрий Николаевич
Читать PDF
319.13 кб

Психология и психологи на пороге XXI века

Залевский Генрих Владиславович, Залевский Владислав Генрихович
Читать PDF
465.32 кб

Евгений Сергеевич Кузьмин - основоположник социальной психологи (к 90-летию со дня рождения)

Почебут Людмила Георгиевна
Статья посвящена памяти основателя социальной психологии в России Е. С. Кузьмина. Рассматривается его вклад в ее становление, определение предмета, развитие промышленной социальной психологии.
Читать PDF
461.82 кб

О XII европейском конгрессе по психологи, Стамбул, 4-8 июля 2011 г.

Гришина Наталия Владимировна
В статье освещается работа XII Европейского психологического конгресса, проходившего в 2011 г. в Стамбуле. Анализируется тематика симпозиумов, круглых столов и ключевых лекций.
Читать PDF
88.82 кб

Отечественные психологи о воздействии художественной литературы

Шацкий Евгений Олегович
В статье раскрываются взгляды отдельных отечественных психологов на специфику воздействия литературы на личность и общество.
Читать PDF
2.14 мб

Встретились психологи

Тимур Алдошин

Похожие термины:

  • ПСИХОЛОГИЗМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ

    направление социологии, принимающее за основную предпосылку исследования и объяснения социальных явлений и процессов действие и взаимодействие общественных, групповых и индивидуальных психиче
  • Психологи как консультанты по вопросам психического здоровья

    psychologists as mental health consultants) Обычно академическая и эксперим. подготовка психологов проходит в контексте психич. здоровья и/или психол. процессов. Та глубина, с к-рой изучаются специальные дисциплины,
  • Школьные психологи

    его функции - помочь учащимся выбрать специальность или работу, особенно соответствующую их интересам и способностям. Рекомендации чаще всего основаны на результатах собеседований или тестов. Пс
  • психологизация наук

    обьективная тенденция взаимодействия психологии с другими науками (социологией, педагогикой, военной наукой, экономикой, техническими науками и т.д.), помогающая им в решении их частных проблем.
  • ФАКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

    предмет психологического изучения.
  • ТИП ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

    См. тип (особенно 3).
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ Я

    См. Я
  • ВРЕМЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ

    См. время, психологическое.
  • Американская ассоциация гуманистической психологии

    American Association Of Humanistic Psychology) Осн. в 1962 г., ААНР стремится поддерживать исслед. жизненных проблем, с к-рыми сталкивается чел. Гуманистическая школа выросла из ответной реакции на узость бихевиоризма и п
  • Исследование общения в Институте психологии РАН: школа Ломова Б. Ф

    В 1970-е гг. общепсихол. исследования О. в Ин-те психологии развернулись под рук. Б. Ф. Ломова по разработанной им программе. Перед исследовательским коллективом (А. В. Брушлинский, Я. А. Пономарев, А. В. Б
  • Библиография по психологии

    Абаев Н.В. Чань-буддизм и культура психической деятельности в Средневековом Китае. Новосибирск, 1983 Августин. Творения, ч. 1-8, К., 1905-1915. Авенариус Р. Критика чистого опыта, т. 1-2. М., 1907-1908 Аврелий Марк. Н
  • Биогенетический закон в психологии

    греч. bios — жизнь + genetikos — относящийся к рождению, происхождению) — перенос на психическое развитие ребенка соотношения, установленного немецкими естествоиспытателями Ф. Мюллером и Э. Геккелем ме
  • ПСИХОЛОГИЯ ГЛУХИХ

    gt; сурдопсихология.
  • ПСИХОЛОГИЯ Я

    gt; эго-психология.
  • Деятельностный подход в психологии

    совокупность теоретико- методологических и конкретно-эмпирических исследований, в которых психика и сознание, их развитие и формирование изучаются в различных формах предметной деятельности су
  • Детерминанты развития психологии

    определяющие факторы или условия, влияющие на развитие психологического знания и психологической науки.
  • ДИНАМИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГИИ НАЦИИ

    позволяют, в отличие от ее системообразующих компонентов (см.), осмыслить и с использованием экспериментальных методик наиболее точно выявить специфику проявления и функционирования национально
  • Дискурс : исследования в Институте психологии РАН

    Выделяется 2 осн. направления исследований: а) организация Д. и дискурсивные процессы, б) Д. и социум. В рамках этих направлений проводится: 1) Изучение интенциональных оснований Д.: с какими интенция
  • ОРГАНИЗМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

    См. организменный.
  • ПСИХОЛОГИЯ

    наука о закономерностях, особенностях развития и функционирования психики.