Наиболее общее значение относится к точке зрения, согласно которой психология - фундаментальная наука, и события, происходящие в мире, трактуются, исходя из этого. Значение этого термина зависит, конечно, кто его использует. Многие не-психологи употребляют
как форму упрека, психологи обычно этого не делают.
Психологизм
ПСИХОЛОГИЗМ
Психологизм
Словообразование. Происходит от греч. psyche - душа + logos - учение.
Категория. Система мировоззренческих представлений.
Специфика. В соответствии с ним в основу анализа картины мира ставятся данные психологии. Этой позиции придерживались: Д.С.Милль, Э.Бенеке, Ф.Брентано, Т.Липпс, В.Дильтей, В.Вундт, Г.Тард, И.А.Бодуэн де Куртенэ.
Категория. Система мировоззренческих представлений.
Специфика. В соответствии с ним в основу анализа картины мира ставятся данные психологии. Этой позиции придерживались: Д.С.Милль, Э.Бенеке, Ф.Брентано, Т.Липпс, В.Дильтей, В.Вундт, Г.Тард, И.А.Бодуэн де Куртенэ.
Психологизм
1. обозначение точки зрения, согласно которой психология является фундаментальной наукой и тенденция объяснять события, происходящие в мировом сообществе, в соответствии с такой точкой зрения. Данная точка зрения имеет веские основания, особенно если принять, что человек – действительно разумное существо, способное подниматься своим разумом, сознанием над случайными обстоятельствами и над самим собою. Массы людей, погруженные в сиюминутные ситуации и желания, просто погибают, потому, что не нашлось людей, которые были бы способны вырвать их рефлекторного образа жизни. Кроме того, люди создают или некоторое время терпят то или иное общественное устройство в соответствии со своими потребностями, стремлениями, целями, ожиданиями и надеждами, то есть в согласии со своей психологией, а не слепыми и примитивными экономическими законами, которыми пропитались материалисты, и законами социологии, которые лишь описывают взаимоотношения людей, групп, классов, но не объясняют причин таких взаимоотношений; 2. тенденция объяснять природу психопатологических феноменов с позиций обыденной психологии, свойственная и некоторым психологам с университетскими дипломами.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ПСИХОЛОГИЗМ
1. Термин, обозначающий акцент, который ставится на психологии человека в понимании и объяснении различных других явлений. К примеру, психологизм в искусстве-это представление в произведениях искусства психологических явлений, человеческих душевных переживаний, взглядов, поступков. П. в литературе-это попытки описания психологии людей литературно-художественными средствам. П. в социологии-это стремление представлять и объяснять социальные явления при помощи психологических понятий. П. в языкознании-совокупность школ и течений, рассматривающих язык под углом зрения психологии людей, которые пользуются этим языком (лингвистический П.). П. в логике-подход к явлениям логики под углом зрения психологии людей с использованием психологических понятий. П. в истории-это попытки объяснять исторические события, исходя из психологии их непосредственных участников и государственных деятелей (исторических личностей). 2. Позиция, согласно которой психология является среди других наук главной наукой, и все события в мире должны рассматриваться с позиций этой науки. То, какое значение вкладывается в понятие П. в этом случае, зависит от того, кто использует данный термин. Общим для всех подобных случаев является рассмотрение психологии как основной науки о душевной жизни человека.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
ПСИХОЛОГИЗМ
сам термин-понятие П. довольно полиаспектен-полифоничен, а в литературоведении термином П. денотатируется-обозначается характеристика худ. произведений, в коих нюансивно-подробно, психологически-глубинно-полиобразно репродуцируется-воспроизводится интромир типажей, персонажей, их чувства, мысли, ощущения, чувственно-эмотивно-ментальные акты и т.о., воспроизводится специфико-психологический анализ-синтез душевных актов, поведенческих паттернов и ментально-интеллектуальных процессов типажа-субъекта повести, новеллы, драмы, трагедии, комедии, рассказа, водевиля; можно дескриптировать-денотатировать-дефиницировать, как минимум, шесть фундаментально-базальных матриц-форм художественно-психологической репродукции: а) форма-матрица отображающая-репродуцирующая экстероакты поведения субъекта с ориентацией на его чувственно-эмотивную сферу; б) интромотивационные аспекты психики субъекта, с у четом относительно-условного программирования им,—здесь необходимо учитывать цели-задачи, кот. ставит автор произведения, наделяя типажей различными псих. характеристиками, — инкарнирующие-метаболизирующие действия-экшн; в) действия-акции субъекта, косвенным образом регулирующие-рационализирующие структурно-динамическую фабулу произведения; г) ментально-интеллектуальный базис героя-субъекта, согласно кот. он действует-преобразовывает поведенческие реакции других персонажей, а отсюда и композиционно-архитектонический план-абрис произведения; д) монологи, диалоги персонажей-субъектов в структурно-композиционно-фабульных и мульти стилевых тектонах, интерполирующие целостный контекст-макромодель произведения; е) аддитивно-целостная-макромодельная структура произведения романа, повести, драмы, комедии, трагедии, мелодрамы с учетом мультидифференциальных интерпретаций-экспликаций матриц-форм психологической репродукции, психологической индукции их ингредиентов-компонентов-мультидеталеймультиобразов-мультиэлементов, обеспечивающих полипсихологическую перцепцию произведения или же феномены полипсихологической репродукции-изображения-репрезентативности; дискурсукажем, что феномены интромира и экстеромира персонажей должны подетально дескриптироваться-комментироваться-анализироваться и репродуцироваться-изображаться посредством дискурс-дескрипций-дискурскомментариев, — чего мы, к сожалению, не встречаем у многих писателей-ремесленников-бездарей, а находим у таких выдающихся, гениальных мастеров слова, как Данте, Петрарка, Рабле, Шекспир, Мольер, Дидро, Вольтер, Руссо, Бальзак, Гюго, Золя, Гёте, Шиллер, Т.Манн, С. Цвейг, А.Моруа, Достоевский, Л.Толстой, — их поведенческих актов, чувственно-эмоциональных состояний-реакций; можно долго спорить о назначении термина-понятия П. в литературе, но, согласно нашим концепциям, истинно-выдающийся писатель, должен быть обязательно большим знатоком психологии, психофизиологии, психоанализа, дабы талантливо дескриптировать-интерпретировать-тектонизировать уже психофеномены, психопроцессы в самом произведении и т.о. рассматривать модели поведения своих типажей-персонажей в фарватере-лоции их психических реакций, мотивационно-поведенческих актов-структур, прибегая к дискурс-аналитическим-дискурс-ассерторическим матрицам-формам мультихудожественной интерпретации; проблемы, связанные с П. рассматривали в своих оригинально-научных концепциях Кант (см. все три его знам. «Критики...Гегель (см. «Феноменология духа» и «Эстетика» в 4-х томах), Гадамер (см. «Герменевтика и эстетика»). Лососий (см. «Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция»), Лосев (см. «Форма, выражение, стиль»), Гуссерль («Логические исследования» в 2-х т.); однако укажем, что Гегель не любил психологические дескрипции-комментарии и говорил о том, что феномены природы, как модели субстанционального целого необходимо изучать вне психологизмов, также как и исторически-культурологические процессы, на кот. влияют определенные личности; Гуссерль считал, что логические психологизмы, в понимании логики как науки, коррелируются с психологией ментальности адекватно таким же модусом-способом, как когеренцируются-связуются между собой постулаты экспериментальной и теоретической физики, а законы логики, дискурслогических интерпретаций, по его мнению, должны константно измеряться-исследоваться проверочно-апостериорными процедурами; Милль, Брентано, Дильтей, Вундт, Пиаже видели в психологии базисную основу для метафизики - философии и др. естественных наук; Милль считал, что ментально-эмпирические акты должны исследоваться-выводиться из апостериорно-индивидуального опыта субъекта чисто индуктивно-гностическими путями, а Пиаже дескриптировал свои оригинально-базальные построения, связанные с проблемами П., как феномены психологии, целью кот. должна быть тектонизация посредством алгебры, логических и моделей дедуктивной теории, кот. и будет объяснять, по его мнению, экспериментально-апостериорные интерпретации психологии за счет логики, а не факторы обоснование-дескрипции логики на базисе психологических интерпретаций-структур-моделей; отрицая кардинальные аспекты психологизмов, Э.Гуссерль в своих знам. «Пролегоменах к чистой логике», на базисе самобытно-феномено-логической теории актов сознания субъекта пытался выдвинуть тезисы-постулаты об субъективно-жизненном и объективно-онтологическом мире, как фундирующей-релевантной основе любого эмпирическо-объективного знания, но, отрицая мультифеномены дифференциально-дискурсивно-эмпирических психологизмов и опираясь лишь на чисто дискурсивно-феноменологические акты, Гуссерль необоснованно снизил роль П. в актопроцессах мультиинтенциональных актов, конвергенцируемых со структурами сознания, с поведенческими полипаттернами-полиреакциями субъектов.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.