ПСИХОЛОГИЯ ВЗРОСЛЫХ
ПСИХОЛОГИЯ ВЗРОСЛЫХ
часть психологии возрастной или психологии развития, в которой представлены знания, касающиеся психологии и объяснения поведения взрослых людей в возрасте после 28-30 лет.
Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.
ПСИХОЛОГИЯ ВЗРОСЛЫХ
часть возрастной психологии или психологии развития, где представлены знания и ведутся исследования, касающиеся психологических особенностей взрослых людей, даются объяснения их поведения. См. акмеология, геронтопсихология, психология развития.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
ПСИХОЛОГИЯ ВЗРОСЛЫХ
раздел возрастной психологии, предметом исследования которого являются закономерности, механизмы, условия, факторы и особенности развития и функционирования психики человека на стадии зрелости. Каждая возрастная стадия имеет свои неповторимые характеристики и внутренние условия развития. С возрастом происходит не только наращивание или спад умственных сил, но иногда затухание и даже утрата некоторых ценных психологических качеств.
Взрослому человеку присущи определенные возрастные особенности. Они выражаются в уровне жизненного и профессионального опыта, своеобразии взглядов на окружающий мир, в складе ума и характера, преобладающих психических состояниях и т. д. Человек в зрелом возрасте имеет сложившийся характер, жизненный опыт, который помогает ему более мудро общаться, строить взаимоотношения с другими людьми, решать практические задачи.
Исследования взрослых людей выявили, что границы сохранения активности и творческих способностей человека могут
быть существенно расширены за счет организации жизни и деятельности человека.
П.в. стремится к раскрытию психологического содержания последовательных этапов онтогенеза, изучает возрастную динамику психических процессов зрелого человека, достигшего высокого уровня развития биологических, физиологических, интеллектуальных, волевых, эмоциональных и нравственных параметров. В генезисе сначала наступает биологическое и физиологическое созревание, затем психологическая зрелость как показатель работы сенсорных, мнемических, интеллектуальных функций человека и наконец - нравственная, мировоззренческая и профессиональная зрелость как свидетельство ее возможностей эффективно осуществлять практическую или теоретическую деятельность.
Американские психологи Г. Гаулд, Д. Левинсон и Д. Вей- лант выделяют следующие характерные периоды жизни.
Возраст 16-22 года - время взросления, когда человек стремится доказать себе и другим, что он уже способен к самостоятельной жизни.
Возраст 23-28 лет - фаза характеризуется утверждением самого себя. В эти годы формируются четкие жизненные цели, многие стремятся иметь старшего друга - наставника, обладающего немалым жизненным опытом.
Возраст 29-32 года. Происходит переоценка ценностей, проявляется эмоциональная неустойчивость, часты перемены настроений.
Возраст 33-39 лет. Период «бури и натиска». Семейная жизнь теряет свое очарование, все силы вкладываются в работу. В профессии достигаются серьезные результаты. Остро переживается зависимость, если таковая существует.
Возраст 40-42 года. Сложный переходный период. Достигнутые успехи кажутся недостаточными, возникает чувство, что «жизнь проходит зря». Ухудшается здоровье.
Возраст 43-50 лет. Новое равновесие. Стабильность. Возможен творческий подъем, деятельность весьма продуктивна.
После 50 лет. Человек приходит к примирению с самим собой, но вновь возникают вопросы о смысле жизни и ценности того, что сделано. Выражено стремление избегать конфликтов, продуктивность труда может быть высокой.
Взрослому человеку присущи определенные возрастные особенности. Они выражаются в уровне жизненного и профессионального опыта, своеобразии взглядов на окружающий мир, в складе ума и характера, преобладающих психических состояниях и т. д. Человек в зрелом возрасте имеет сложившийся характер, жизненный опыт, который помогает ему более мудро общаться, строить взаимоотношения с другими людьми, решать практические задачи.
Исследования взрослых людей выявили, что границы сохранения активности и творческих способностей человека могут
быть существенно расширены за счет организации жизни и деятельности человека.
П.в. стремится к раскрытию психологического содержания последовательных этапов онтогенеза, изучает возрастную динамику психических процессов зрелого человека, достигшего высокого уровня развития биологических, физиологических, интеллектуальных, волевых, эмоциональных и нравственных параметров. В генезисе сначала наступает биологическое и физиологическое созревание, затем психологическая зрелость как показатель работы сенсорных, мнемических, интеллектуальных функций человека и наконец - нравственная, мировоззренческая и профессиональная зрелость как свидетельство ее возможностей эффективно осуществлять практическую или теоретическую деятельность.
Американские психологи Г. Гаулд, Д. Левинсон и Д. Вей- лант выделяют следующие характерные периоды жизни.
Возраст 16-22 года - время взросления, когда человек стремится доказать себе и другим, что он уже способен к самостоятельной жизни.
Возраст 23-28 лет - фаза характеризуется утверждением самого себя. В эти годы формируются четкие жизненные цели, многие стремятся иметь старшего друга - наставника, обладающего немалым жизненным опытом.
Возраст 29-32 года. Происходит переоценка ценностей, проявляется эмоциональная неустойчивость, часты перемены настроений.
Возраст 33-39 лет. Период «бури и натиска». Семейная жизнь теряет свое очарование, все силы вкладываются в работу. В профессии достигаются серьезные результаты. Остро переживается зависимость, если таковая существует.
Возраст 40-42 года. Сложный переходный период. Достигнутые успехи кажутся недостаточными, возникает чувство, что «жизнь проходит зря». Ухудшается здоровье.
Возраст 43-50 лет. Новое равновесие. Стабильность. Возможен творческий подъем, деятельность весьма продуктивна.
После 50 лет. Человек приходит к примирению с самим собой, но вновь возникают вопросы о смысле жизни и ценности того, что сделано. Выражено стремление избегать конфликтов, продуктивность труда может быть высокой.
Источник: Акмеологический словарь.