ПСИХОЛОГИЯ ВЗРОСЛОСТИ

Найдено 1 определение
ПСИХОЛОГИЯ ВЗРОСЛОСТИ
ПСІХАЛОГІЯ ДАРОСЛЫХ / PSYCHOLOGY OF ADULTS– раздел возрастной психологии, предметом исследования которого являют ся закономерности, механизмы, условия, факторы и особенности развития и функ цио нирования психики человека в обширный период взрослости. П. в. стремится к раскрытию психологического содержания последовательных этапов онтогенеза, изучает возрастную динамику психических процессов взрослого человека, достигшего высокого уровня развития биологических, физиологических, интеллектуальных, волевых, эмоциональных и нравственных параметров. Часто понятия «взрослость» и «зрелость» используют как синонимы, но применительно к П. в. это не совсем верно. Взрослость– более длительный период, включающий в себя период зрелости (акме). Изначально в сфере внимания возрастной психологии находились детские возрасты, поскольку динамика развития психики была очевидна и непосредственно наблюдаема, взрослость же рассматривалась как итог развития и вопринималась как стабильный и неизменный в отношении психического развития период. Тем не менее развитие во взрослые возрасты продолжается, но меняется его характер: во взрослости происходит личностное развитие, а также начинают нарастать инволюционные процессы, начинается затухание и даже утрата некоторых психологических качеств, снижение качества психических процессов. Интерес к исследованию взрослости проявился в середине XX в. В отечественной психологии к проблеме П. в. впервые обратился Б. Г. Ананьев (1969), обозначая ее как психологию среднего возраста, он исследовал особенности протекания психических процессов, их пиковые состояния и сохранность в трудовой деятельности. Одна из задач П. в.– установление границ и этапов взрослости, поскольку это длительный, неоднородный период, наступление различных видов взрослости происходит неравномерно, гетерохронно. Б. Г. Ананьев к взрослости относит промежуток жизни человека от 18 до 60 лет. Он делит его на три периода: раннюю взрослость (18–25 лет), среднюю взрослость (26–46 лет) и позднюю взрослость (47–60 лет). Д. Б. Бромлей (1966), выделяя периоды взрослости, опирается на совокупность внешних и внутренних факторов, которые влияют на развитие человека в данном возрасте, их смена является критерием для выделения этих периодов. 21–25 лет– ранняя взрослость: суть– овладение ролью взрослого человека, профессионала, семьянина, обладающего всеми социальными правами, в этом периоде строится свой образ жизни, формируется свой круг знакомств, который уже достаточно стабилен, происходит относительная стабилизация положения на работе. 25–40 лет– средняя взрослость: характеризуется накоплением относительно стабильных материальных средств, пик для интеллектуальных достижений, заканчивает формироваться социальный круг, рост профессионального мастерства, в большинстве профессий максимум достижений приходится именно на этот период. Характерен некоторый упадок физических и духовных сил, который проявляется пока только в моменты наиболее интенсивной деятельности. 40–55 лет– поздняя взрослость: дифференциация профессиональных и социальных ролей с доминированием одних и ослаблением других (в результате снижения сил), существенны изменения образа жизни в связи с взрослением детей. Иногда наблюдается возвращение к профессиональной роли. Дальнейший упадок физиологических и психологических сил. 55–65 лет– предпенсионный возраст: очевидны упадок физических сил и интеллектуальной функ - ции, заметное ослабление сексуальной функции и других интересов, которые были раньше. Пик для наиболее общих социальных достижений (карьера политика, администратора, директора), в целом пик авторитета в обществе. Наблюдается изменение всей структуры мотивации в связи с предстоящим выходом на пенсию: или сопротивление старости, или смирение. В ходе социально-исторического развития социальная ситуация развития во взрослости и границы этого периода существенно изменяются, требуют своего регулярного пересмотра. Особенностью развития во взрослости является высокая степень индивидуальной вариативности, которая обусловлена генетикой, социальной ситуацией развития, культурно-историческими факторами, ненормативными факторами личной истории (болезни, катастрофы и др.). Границы сохранения активности и творческих способностей человека могут быть существенно расширены за счет организации жизни и деятельности человека. Взрослому человеку присущи определенные возрастные особенности. Они выражаются в уровне жизненного и профессионального опыта, в своеобразии взглядов на окружающий мир, в складе ума и характера, в преобладающих психических состояниях и т. д. Человек в период взрослости имеет сложившийся характер, жизненный опыт, помогающий ему общаться, строить взаимоотношения с другими людьми, решать практические задачи. Т. В. Разина

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.