раздел педагогической психологии, изучающий закономерности и механизмы, которые обеспечивают эффективное функционирования субъектов педагогической деятельности и общения (студентов и преподавателей) в условиях образовательной среды высшей школы. Выделяют ряд направлений, которые включает П. в. ш.: психологическая структура учебной деятельности студента, формирование познавательных процессов учащихся (профессионального восприятия, мышления, памяти, внимания), профессиональных способностей, черт личности, умений и навыков; возрастные психологические и психофизиологические способности студентов; социально-психологические закономерности формирования студенческого и преподавательского коллектива и др. В последнее время появились работы по изучению особенностей влияния образовательной среды вуза на психологическое развитие студента.
Для данной науки важно исследовать проблему согласования представлений, установок, смыслов деятельности и общения студентов и педагогов. Существуют различия в понимании ими целей, содержания и средств обучения и воспитания в вузе. Студент в качестве задач личностного развития часто видит повышение общекультурного уровня, а педагог — становление реалистической концепции личности. В качестве задач профессионального развития студент выдвигает овладение знаниями и практическими навыками, а преподаватель — становление личностно-профессиональной картины мира. Это рассогласование приводит к нарушению процессов адаптации и профессионального становления студентов на этапе вузовского образования. Устранение такого рассогласования, как показывают психологические исследования, может идти поэтапно.
Психология высшей школы
Психология высшей школы
ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
ПСІХАЛОГІЯ ВЫШЭЙШАЙ ШКОЛЫ / PSYCHOLOGY OF HIGHER EDUCATION– прикладная отрасль психологии, изучающая индивидуальные, а также социально-психологические явления, порождаемые условиями вуза. Она исследует закономерности этих явлений, их место и роль, проявление, развитие и функционирование в деятельности студентов, преподавателей и руководителей вузов, а также пути воздействия на них в целях более эффективного решения задач подготовки специалистов с высшим образованием. Изучение функционирования и проявления психики студентов и психологии студенческих групп в различных видах деятельности, на различных курсах с учетом профиля вуза необходимо для успешного управления процессом формирования личности специалиста с высшим образованием, решения вопросов планирования учебного процесса, его компьютеризации. Решая вопросы профессиональной ориентации, отбора, конкретного определения целей воспитания и обучения студентов, участвуя в разработке модели современного специалиста с высшим образованием, выявляя психологические условия эффективности функционирования всех звеньев вузовского организма, П. в. ш. способствует обоснованию системы подготовки кадров через вузы. П. в. ш., таким образом, имеет свой системный предмет– индивидуальную и коллективную психологическую реальность субъектов образовательного процесса вуза; его субсистемами являются: учащиеся (функция– учебно-профессиональная деятельность), профессорско-преподавательский состав (функции– педагогическая, научная, воспитательная деятельность), руководящий состав вуза (управление учебным учреждением). Системным свойством предсета выступает особая социокультурная среда вуза, его индивидуальное психологическое «лицо». В связи с перечисленными особенностями предмета П. в. ш. ее методологической основой выступает деятельностный подход, поскольку П. в. ш. нельзя изучать абстрактно, беспредметно, она существует и проявляется в деятельности– учебно-профессиональной, трудовой, коммуникативной и т. д. Необходимы культурно-исторический подход, поскольку происходящие изменения в мире и в высшей школе могут быть адекватно осмыслены только с его позиций, и системный подход, что обусловлено структурно-уровневым строением, особенностями предмета. Как система психологических знаний, концепций, принципов, отражающих закономерности вузовского образования, П. в. ш. строится на основе достижений общей, педагогической и социальной психологии, психологии труда, физиологии, биологии, эргономики и других научных дисциплин. Она содействует раскрытию закономерностей развития и формирования психики студентов в условиях высшего учебного заведения, их психологической подготовки к профессиональной деятельности. П. в. ш. соотносит задачи и процесс формирования личности студента с содержанием образования, оказывает помощь руководству вуза в организации и планировании учебного процесса, в решении вопросов научной организации труда студентов и преподавателей. Использование данных П. в. ш. способствует улучшению методик преподавания различных дисциплин, повышению успеваемости и эффективности воспитания и обучения студентов. С. Л. Кандыбович