Психология способностей

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

ПСИХОЛОГИЯ СПОСОБНОСТЕЙ
область психологических исследований, в которой изучаются способности человека, определяется их природа, предлагается классификация способностей, обсуждаются вопросы формирования и развития способностей, их связь с задатками и другими психологическими особенностями человека, влияние на поведение и на успешность деятельности человека в целом. См. задатки, психология общая, способности.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

СПОСОБНОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЯ
Предполагалось, что способность это общая "сила ума", когнитивная способность, такая как интеллект, воля, память, понимание и т.д. Психология способностей подходит к изучению человеческого ума, предпринимая попытку объяснить умственные процессы в терминах определенного числа этих "способностей". Френологи представляли крайний вариант такого рода теоретизирования. Хотя уже в течение нескольких десятилетий это направление рассматривается как дискредитированный исторический курьез, недавно оно было восстановлено под названием модульности, где предполагается наличие когнитивных и перцептивных модулей (например, модуль языка, числовой модуль). См. гипотеза модульности.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Психология способностей
faculty psychology) Термин П.с. применяется к большому числу теорий, к-рые подразделяют разум (mind) на множество отдельных сил или способностей. Эта идея очень стара и привлекательна, к тому же она прекрасно согласуется с обывательским пониманием психологии. Когда мы говорим про кого-то, что "у него хорошая память", мы имеем в виду способность чел. к запоминанию. Это легкий и прямой способ объяснения поведения личности. Аристотель создал основу для развития многочисленных форм умозрительной психологии в эпоху поздней античности и Средних веков. Они часто объединяли аристотелевскую психологию способностей с примитивными, а порой и фантастическими представлениями о челов. мозге, порождая самые первые сочинения о локализации функций мозга. Авторы этих сочинений говорят о разном числе способностей и мозговых центров, однако в конце концов всеми было признано, что вместилищем разума является мозг. Будучи весьма популярной у философов и медиков, П. с., однако, не избежала критики. Уильям Оккам (умер в 1349 г.) отмечал, что на основании способности разума выполнять ту или иную функцию нельзя делать вывод о наличии у него определенной отдельной способности к ее выполнению. Напр., люди хорошо запоминают многие вещи, но это вовсе не значит, что есть особая умственная способность, названная памятью. Оккам считал разум единым, но способным к выполнению различных функций. Память яв-ся всего лишь актом запоминания и не требует особого внутреннего блока памяти. Критика Оккама предвосхитила более поздние атаки на др. варианты психологии способностей за круговую манеру рассуждений. Единственное доказательство в пользу существования предполагаемой способности к запоминанию, к-рое мы имеем, заключается в том, что люди способны запоминать; именно поэтому мы и объясняем запоминание существованием мнемической способности. Идея деления разума на способности сохранилась и в философии Нового времени. Хотя Рене Декарт утверждал, что душа яв-ся неделимым единством, он приписывал ей только одну функцию - мышление. Он признавал существование и др. способностей, но относил их к механическому функционированию мозга, а не к свободному мышлению души. Джон Локк также снабдил разум набором психич. сил, и эта идея превратилась в общее место филос. психологии; предметом дальнейших дискуссий стал не вопрос о самом существовании способностей, а их число и характер, т. е. яв-ся ли они врожденными или приобретаются в результате научения. На рубеже XVIII и XIX вв. психология способностей обогатилась двумя наиболее значимыми системами. Одна из них - шотландская философия здравого смысла ("здравого человеческого рассудка"), создателем которой был Томас Рид. Рид подразделял разум на 31 Богом данную способность, к числу к-рых относились, напр., язык, благодарность, долг и память. Система Рида была развита в завершенную психол. доктрину его учеником Дугалдом Стюартом, к-рый дополнил перечень Рида до 48 способностей, включив в него, в частности, чувство комического и нравственное чувство. Шотландская система, ставшая чрезвычайно популярной, изучалась повсеместно, особенно широко - в Соединенных Штатах. Когда там возникла эксперим. психология, ей пришлось побороться за академическое признание с прочно укоренившейся к тому времени психологией здравого смысла. Другой новой системой, возникшей одновременно с системой Рида, была краниология, основателем к-рой явился Франц Йозеф Галль, известный, кстати сказать, своей резкой критикой в адрес сторонников психологии способностей. Его система была выхолощена до уровня философской доктрины, названной френологией, и изложена в общедоступной форме И. К. Шпурцгеймом, бывшим одно время ассистентом Галля. Галль считал, что и мозг, и разум разделены на самостоятельные и параллельные органы. В отличие от подходов ранних теоретиков П. с., подход Галля был скорее биологическим, нежели философским: он писал о способностях, свидетельствующих об индивидуальных особенностях людей и служащих таким биолог. целям индивидов и биологических видов как забота о потомстве, самосохранение и доброта. К сожалению, Галль высказал неосторожное предположение, что контуры черепа отражают уровень развития лежащих внутри органов мозга, и занятия его последователей выродились в псевдонаучное гадание по черепу, лишь немногим отличающееся от гадания по ладони. Нередко осуждаемая официальной наукой, френология, тем не менее, была популярна среди образованной публики, представителей богемы (к числу ее поклонников принадлежал Эдгар Аллан По) и реформаторов, в частности, ее идеи разделял педагог Гораций Манн. Строго говоря, П. с. прекратила свое существование в XX в., по крайней мере в форме научной психологии. Однако кое-где еще можно обнаружить идею способности в действии, напр., в теориях черт (личности) и в вариантах декомпозиции интеллекта на субкомпоненты. См. также Память, Философские проблемы психологии, Структурализм Т. Лихи

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
262.03 кб

Вопросы психологической теории способностей

Шадриков В. Д.
В настоящей работе представлена авторская теория способностей человека. Дается содержательное определение способностей, которые рассматриваются в трех измерениях: индивида, субъекта деятельности и личности.
Читать PDF
284.68 кб

Способности в психолого-педагогической науке

Хубиева Зарима Юсуфовна
В статье рассматриваются основные проблемы и методические подходы, которые выступили в качестве основания для развития психологии способностей как одной из отраслей психологической науки, а также взгляды отечественных психологов и
Читать PDF
233.03 кб

Психологические типы и способности к профессии

Прокофьева Т.Н.
Каждый встречал в жизни людей, которые достигли в чем-то немалых успехов, причем удалось им это без видимых усилий, как бы играючи. Это не значит, что они не прикладывали труда. Прикладывали и прикладывают. И не мало.
Читать PDF
2.01 мб

Психологический анализ профессиональных способностей

Михайлов Геннадий Степанович, Бакулин Игорь Иванович
В статье проводится анализ профессиональных способностей, являющихся сложным многокомпонентным образованием, их динамика тесно связана с содержанием, этапами, уровнями профессиональной деятельности.
Читать PDF
64.41 кб

Проблема творческих способностей личности в психологии

Карпова Людмила Григорьевна
Обосновывается актуальность развития творческих способностей личности с учётом современных реалий. Излагаются представления о данном феномене, сложившиеся в психологии творчества.
Читать PDF
274.09 кб

Творческое мышление в контексте психологии способностей

Чернецкая Н.И.
Рассмотрение творческого мышления в контексте психологии способностей составляет существенную часть современной теории творчества.
Читать PDF
76.83 кб

Теоретическая психология как педагогическая способность

Лобастов Геннадий Васильевич
Проводится анализ логико-методологических форм развития теоретического понятия в психологии и педагогике.
Читать PDF
283.99 кб

Психологические факторы развития умственных способностей

Бадмаева Наталья Цыденовна
В статье раскрываются психологические факторы развития мыслительных, мнемических и перцептивных способностей, обосновывается необходимость их изучения во всех взаимосвязях как между собой, так и с эмоционально-мотивационными и дру
Читать PDF
336.35 кб

Языковая способность в контексте психологии способностей

Воронова Н.Г.
В статье рассмотрены основные понятия психологии способностей: способности, задатки, знания и умения; основания дифференциации, типы и виды, структура и механизмы способностей.
Читать PDF
277.15 кб

Психология молчания и высшие способности: ресурсный подход

Ожиганова Галина Валентиновна
В статье рассматривается психология молчания как новая область знания. Намечаются психологические направления изучения молчания в связи психотерапией, психологическим консультированием, историей психологии, психологией творчества.
Читать PDF
357.69 кб

Основные направления исследования способностей в психологии

Терешонок Т. В.
В статье представлены основные направления исследований проблемы способностей в отечественной и зарубежной психологии.
Читать PDF
381.11 кб

Мнемические способности: проблемы психологической диагностики

Шрейдер Наталья Вадимовна
Рассматриваются актуальные проблемы диагностики мнемических способностей в отечественной и зарубежной психологии. Показаны основные ограничения методов и методик, традиционно используемых психологами для диагностики памяти.
Читать PDF
37.28 мб

Психологические предпосылки самораскрытия способностей личности

Слабко Татьяна Константиновна, Чернявская Валентина Станиславовна
Результативность образования школьника, как системы оценок, включая ЕГЭ, расширилась в сторону формирования компетенций, которые регистрируются, преимущественно, в деятельности.
Читать PDF
122.02 кб

Психолого-методический аспект развития литературных способностей

Галкина Наталия Александровна
Читать PDF
286.91 кб

К вопросу о сущности понятия способностей в педагогике и психологии

Калашников М.М.
В статье рассматривается сущность способностей как качественной категории личности. Определяется их структура и классификация. Дается определение способностей, исходя из системно-функциональной точки зрения.