Психология способностей это что такое Психология способностей: определение — Психология.НЭС
ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА ПСИХОЛОГИЯ СРЕДЫ

Психология способностей

Найдено 2 определения термина Психология способностей

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [зарубежный] Время: [современное]

Психология способностей

faculty psychology) Термин П.с. применяется к большому числу теорий, к-рые подразделяют разум (mind) на множество отдельных сил или способностей. Эта идея очень стара и привлекательна, к тому же она прекрасно согласуется с обывательским пониманием психологии. Когда мы говорим про кого-то, что "у него хорошая память", мы имеем в виду способность чел. к запоминанию. Это легкий и прямой способ объяснения поведения личности. Аристотель создал основу для развития многочисленных форм умозрительной психологии в эпоху поздней античности и Средних веков. Они часто объединяли аристотелевскую психологию способностей с примитивными, а порой и фантастическими представлениями о челов. мозге, порождая самые первые сочинения о локализации функций мозга. Авторы этих сочинений говорят о разном числе способностей и мозговых центров, однако в конце концов всеми было признано, что вместилищем разума является мозг. Будучи весьма популярной у философов и медиков, П. с., однако, не избежала критики. Уильям Оккам (умер в 1349 г.) отмечал, что на основании способности разума выполнять ту или иную функцию нельзя делать вывод о наличии у него определенной отдельной способности к ее выполнению. Напр., люди хорошо запоминают многие вещи, но это вовсе не значит, что есть особая умственная способность, названная памятью. Оккам считал разум единым, но способным к выполнению различных функций. Память яв-ся всего лишь актом запоминания и не требует особого внутреннего блока памяти. Критика Оккама предвосхитила более поздние атаки на др. варианты психологии способностей за круговую манеру рассуждений. Единственное доказательство в пользу существования предполагаемой способности к запоминанию, к-рое мы имеем, заключается в том, что люди способны запоминать; именно поэтому мы и объясняем запоминание существованием мнемической способности. Идея деления разума на способности сохранилась и в философии Нового времени. Хотя Рене Декарт утверждал, что душа яв-ся неделимым единством, он приписывал ей только одну функцию - мышление. Он признавал существование и др. способностей, но относил их к механическому функционированию мозга, а не к свободному мышлению души. Джон Локк также снабдил разум набором психич. сил, и эта идея превратилась в общее место филос. психологии; предметом дальнейших дискуссий стал не вопрос о самом существовании способностей, а их число и характер, т. е. яв-ся ли они врожденными или приобретаются в результате научения. На рубеже XVIII и XIX вв. психология способностей обогатилась двумя наиболее значимыми системами. Одна из них - шотландская философия здравого смысла ("здравого человеческого рассудка"), создателем которой был Томас Рид. Рид подразделял разум на 31 Богом данную способность, к числу к-рых относились, напр., язык, благодарность, долг и память. Система Рида была развита в завершенную психол. доктрину его учеником Дугалдом Стюартом, к-рый дополнил перечень Рида до 48 способностей, включив в него, в частности, чувство комического и нравственное чувство. Шотландская система, ставшая чрезвычайно популярной, изучалась повсеместно, особенно широко - в Соединенных Штатах. Когда там возникла эксперим. психология, ей пришлось побороться за академическое признание с прочно укоренившейся к тому времени психологией здравого смысла. Другой новой системой, возникшей одновременно с системой Рида, была краниология, основателем к-рой явился Франц Йозеф Галль, известный, кстати сказать, своей резкой критикой в адрес сторонников психологии способностей. Его система была выхолощена до уровня философской доктрины, названной френологией, и изложена в общедоступной форме И. К. Шпурцгеймом, бывшим одно время ассистентом Галля. Галль считал, что и мозг, и разум разделены на самостоятельные и параллельные органы. В отличие от подходов ранних теоретиков П. с., подход Галля был скорее биологическим, нежели философским: он писал о способностях, свидетельствующих об индивидуальных особенностях людей и служащих таким биолог. целям индивидов и биологических видов как забота о потомстве, самосохранение и доброта. К сожалению, Галль высказал неосторожное предположение, что контуры черепа отражают уровень развития лежащих внутри органов мозга, и занятия его последователей выродились в псевдонаучное гадание по черепу, лишь немногим отличающееся от гадания по ладони. Нередко осуждаемая официальной наукой, френология, тем не менее, была популярна среди образованной публики, представителей богемы (к числу ее поклонников принадлежал Эдгар Аллан По) и реформаторов, в частности, ее идеи разделял педагог Гораций Манн. Строго говоря, П. с. прекратила свое существование в XX в., по крайней мере в форме научной психологии. Однако кое-где еще можно обнаружить идею способности в действии, напр., в теориях черт (личности) и в вариантах декомпозиции интеллекта на субкомпоненты. См. также Память, Философские проблемы психологии, Структурализм Т. Лихи
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

СПОСОБНОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЯ

Предполагалось, что способность это общая "сила ума", когнитивная способность, такая как интеллект, воля, память, понимание и т.д. Психология способностей подходит к изучению человеческого ума, предпринимая попытку объяснить умственные процессы в терминах определенного числа этих "способностей". Френологи представляли крайний вариант такого рода теоретизирования. Хотя уже в течение нескольких десятилетий это направление рассматривается как дискредитированный исторический курьез, недавно оно было восстановлено под названием модульности, где предполагается наличие когнитивных и перцептивных модулей (например, модуль языка, числовой модуль). См. гипотеза модульности.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Найдено рефератов по теме Психология способностей — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Способности в психолого-педагогической науке

Хубиева Зарима Юсуфовна
В статье рассматриваются основные проблемы и методические подходы, которые выступили в качестве основания для развития психологии способностей как одной из отраслей психологической науки, а также взгляды отечественных психологов и педагогов на проблему способностей. The article touches upon the basic problems and methodological ways, which are considered as foundations for development of psychological abilities as one of the branch psychological science. The author also studies the views of Russian psychologists and educational specialists on the problem of abilities.
Скачать PDF

Развитие общих творческих способностей как проблема педагогической психологии

Вергелес Галина Ивановна
В статье рассмотрена специфика общих творческих способностей, их отличие от способностей специальных, определена сущность таких общих творческих способностей, как вариативность, гипотетичность, импровизация и перенос. Выделены показатели, на основе которых можно судить об уровне их развития, определены пути развития общих творческих способностей в учебной деятельности школьников. Обозначены возможные направления исследования общих творческих способностей в педагогической психологии и педагогике.
Скачать PDF

Способность к психологической интерпретации невербального поведения и когнитивно-стилевые характерис

Чебучева Е.В.
В статье отражены результаты изучения развития способности к психологической интерпретации невербального поведения в младшем школьном возрасте, а также ее взаимосвязи с когнитивно-стилевым параметром полезависимость поленезависимость.The article presents the results of the research on the development of primary school pupils' ability for psychological interpretation of non-verbal behavior and interrelation of this ability with a cognitive style parameter «field-dependence field-independence».
Скачать PDF

Развитие креативных и интеллектуальных способностей студентов средствами психологической службы

Плугарева А. В.
Скачать PDF

Понятие о психомоторных способностях и их взаимосвязь с психологическими компонентами личности старш

Мезенцев Виктор Владимирович
В статье дается понятие о психомоторных способностях и приводятся результаты исследования физической подготовленности и психологических свойств личности, полученные при организации занятий по физической культуре старших школьников гимназии.The article depicts the concept of psychomotor abilities and provides with the results of research upon physical condition and psychological qualities of personality received during the organization of physical culture lessons among senior gymnasia learners.
Скачать PDF

Психолого-педагогические основы развития художественных способностей личности

Хапчаева Зулейха Аскребиевна
В статье рассмотрены психолого-педагогические основы развития художественных способностей, обобщены взгляды отечественных ученых, также определена роль эстетического воспитания и художественного восприятия в решении исследуемой проблемы. Psychological and pedagogic foundations of artistic abilities development are studied in the article. Opinions of the Russian scientists are generalised, and the role of aesthetic education and artistic perception in solving of the problem under consideration is defi ned.
Скачать PDF

Методологический потенциал общей психологии в разработке проблемы развития музыкальных способностей

Куляшова А.М.
В настоящей статье обозначены перспективные направления разработки проблемы развития музыкальных способностей на основе научных достижений общепсихологической теории способностей.
Скачать PDF

Психолого-педагогические средства развития творческих способностей подростков в условиях учреждения

Гычев Александр Витальевич, Грицкевич Наталья Константиновна
Рассматриваются психолого-педагогические средства развития творческих способностей подростков в условиях учреждения дополнительного образования, в качестве которых выступает программа психологопедагогических воздействий, обеспечивающая создание и соблюдение психологических условий для развития творческих способностей подростков с учетом специфики объединения журналистики учреждения дополнительного образования детей. Описываются критерии оценки эффективности развития творческих способностей подростков с использованием системы творческих заданий.
Скачать PDF

Психолого-диагностический подход к исследованию языковых способностей

Хохлова Лариса Александровна
В статье анализируется механизм диагностики языковых способностей через проявление индивидуально-психологических особенностей обучаемых. Прослеживается взаимосвязь между успешностью овладения иностранным языком, показателями вербальной памяти и способностью к функционально лингвистическим обобщениям. Делаются выводы о целесообразности проведения психолингвистического тестирования.
Скачать PDF

Психологические особенности студентов в ракурсе развития актерских способностей

Стоянова Ирина Яковлевна, Лисецкий Василий Владимирович, Чимитова Эржени Бадмаевна
Проведено психологическое обследование 25 студентов первого курса актерского факультета Института современного искусства (г. Москва) с целью изучения психологических особенностей, которые связаны с реализацией актерских способностей. Выявлены особенности характера, состояния, познавательной деятельности, творческие возможности. Результаты свидетельствуют о необходимости создания психологической программы развития актерских способностей.
Скачать PDF

Развитие когнитивных способностей как проблема практической психологии

Березина Татьяна Николаевна
Развитие когнитивных способностей происходит в процессе обучения (в школе, в институте). Так развиваются способности внимания, памяти, мышления, связанные с учебной программой. Однако повышения их часто бывает недостаточно для того, что бы школьник или студент мог справляться со сложным учебным курсом. Другие способности (гибкость мышления, общая вербальность) вообще не получают достаточного развития в школе и институте. Для их тренировки необходимо проводить дополнительно специальные тренинги. В конечном счете, время, потраченное на развитие способностей ученика, оборачивается его личностным и интеллектуальным ростом, позволяющим ему эффективно решать собственные интеллектуальные и жизненные проблемы. В статье описаны результаты применения специального развивающего тренинга «Йога интеллекта» для школьников и студентов.
Скачать PDF

Социально-психологические факторы развития творческих способностей учащихся

Маркина Нина Витальевна
Рассмотрены факторы динамики творческих способностей. Конкретизированы особенности влияния стиля педагогического взаимодействия на динамику творческих способностей учащихся подросткового и раннего юношеского возраста.
Скачать PDF

Похожие термины: