ПСИХОЛОГИЯ СЛЕПЫХ ПСИХОЛОГИЯ СООБЩЕСТВА

ПСИХОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ

Найдено 1 определение:

ПСИХОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ

(У.Джемс)

Среди наиболее продуктивных идей научи, психологии идея "потока сознания", выдвинутая амер. психологом Джемсом более 100 лет назад, одна из самых значительных.

С т. з. Джемса, "сознание личн. заключается в осознании потока мысли, в котором каждая часть в качестве субъекта помнит предшествующие, знает известные этим частям объекты, сосредоточивает на некоторых из них свои заботы как на своей личн, и присваивает последней все остальные элементы познания". Выполняя функцию приспособления, сознание преодолевает трудности адаптации, когда запаса реакций

(рефлексов, навыков и привычек) недостаточно: фильтрует стимулы, отбирает из них значимые, сопоставляет их между собой и регулирует поведение индивида. Будучи лично обособленным, индивид., сознание составляет основу личн. как "эмпирически данного агрегата объективно познаваемых вещей".

Анализируя сознание и соотнося его с личн., Джеме выделяет три структ. части личн.: 1) ее составные элементы; 2) чувства и эмоции, вызываемые ими (самооценка ); 3) поступки, вызываемые ими (заботы о самом себе и самосохранение). Личн. - это интегративное целое, состоящее из познаваемого и познающего элементов. Познаваемый элемент - это наше эмпирическое "Я", которое мы сознаем как нашу личн.; познающий элемент - это наше чистое "Я". В структуре эмпирия. "Я" можно выделить: физич. часть (тело, телесные потребности и инстинкты) с материальным ее продолжением (одежда, имущество, умение приобретать средства и др.), социальную, или общественную (признание в нас личн. со стороны других, любовь, честолюбие и др.) и духовную (объединенное сознавание духовных свойств и способностей, интеллект., моральные, религ. стремления и др.). В свою очередь, социальное "Я" имеет "столько же разл. социальных личн., сколько имеется разл. групп людей, мнением которых дорожит человек".

Для понимания разл. душевных состояний чел. большое значение имеет описание тех чувств и эмоций, которые вызывают разные структур, компоненты личн. Прежде всего это самодовольство или недовольство собой, формирующие самооценку, самоуважение личн. Для определения уровня самоуважения Джеме предложил ставшую популярной формулу: самоуважение равно успеху, деленному на притязания. Т. е. оценка личн. себя будет расти как в случае достижения успеха, так и в случае отказа от него, сведения притязаний к нулю. Джеме отдает предпочтение второму пути, особенно, если успех понимается чисто формально, как стремление быть впереди других: "Всякое расширение нашего "Я" составляет лишнее бремя и лишнее притязание". Разл. виды личностей, заключающиеся в одном человеке, можно представить в форме иерархической шкалы с физической личн. внизу, духовной - наверху и разл. видами материальных (находящихся вне тела) и социальных, находящихся в промежутке. Таким же образом соотносятся и разл. виды самоуважения, присущие им.

Трактуя личн. как духовную тотальность, созидающую себя. Джеме оказал большое влияние на дальнейшее развитие персонологич. исследований.

Оцените определение:

Источник: А.Б. Смулевич. Глоссарий терминов (депрессия в общей медицине).М.: Медицинское информационное агентство, 2001 г.

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

I Всероссийская конференция «Психология сознания: современное состояние и перспективы» 29 сентября –

Акопов Гарник Владимирович, Бакшутова Екатерина Валерьевна
Материал подготовлен в рамках отчета РФФИ по проекту № 11-06-06064 г (руководитель проекта Г.В.Акопов), и содержит информацию о II Всероссийской конференции по сознанию, прошедшей в Самаре осенью 2011 г. Представлено содержание докладов второго и третьего пленарного заседания: раскрываются различные аспекты предметного поля сознания, проблемы изучения: парадигмальные тенденции, методология, генезис, двойственность субъекта–объекта, генеалогия современного Я.
Скачать PDF

Методическая разработка учебного курса «Психология сознания: социально-коммуникативная парадигма»

Акопов Гарник Владимирович, Семенова Татьяна Вениаминовна
В статье представлены результаты методической разработки учебного курса по психологии сознания для студентов (магистров) гуманитарных направлений. Позиция Самарской школы (Г.В.Акопов и др.) выдержана в методологическом поле двухфакторной модели сознания: фактор контакта (обратная связь – коммуникация – смысловое общение); фактор свободы (выбор – творчество – созидание); представлен также новый взгляд на «созерцание» как научный термин и определено его место в категориальном аппарате науки сознания («созерцание» понимается как дополнительная к «деятельности» категория сознания).
Скачать PDF

II Всероссийская конференция «Психология сознания: современное состояние и перспективы» 29 сентября

Акопов Гарник Владимирович, Бакшутова Екатерина Валерьевна
Материал подготовлен в рамках отчета РФФИ по проекту № 11-06-06064 г (руководитель проекта Г.В.Акопов), и содержит информацию о II Всероссийской конференции по сознанию, прошедшей в Самаре осенью 2011 г. Представлено описание работы секционных заседаний и сателлитных мероприятий – круглых столов, презентаций книг, студенческого научного кружка.
Скачать PDF

II Всероссийская конференция «Психология сознания: современное состояние и перспективы» 29 сентября

Акопов Гарник Владимирович, Бакшутова Екатерина Валерьевна
Материал подготовлен в рамках отчета РФФИ по проекту № 11-06-06064 г (руководитель проекта Г.В.Акопов) и содержит информацию о II Всероссийской конференции по сознанию, прошедшей в Самаре. Изложена программа конференции, основные направления работы, информация об участниках. Представлено содержание докладов первого пленарного заседания, отмечены основные тенденции в изучении проблематики сознания.
Скачать PDF

Когнитивная психология сознания

Аллахвердов Виктор Михайлович
В статье рассматривается история возникновения когнитивной психологии и трудности ее самоопределения. Обсуждаются когнитивные исследования на кафедре общей психологии Санкт-Петербургского университета. Описывается оригинальный подход автора (радикальный когнитивизм), взгляд на когнитивную природу психики и сознания. Рассматриваются результаты экспериментальных исследований, выполненных в русле этого подхода.
Скачать PDF

Эволюционная эпистемология и когнитивная психология сознания, или зачем человеку разум?

Агафонов А.Ю.
Построения когнитивной теории сознания необходимо ответить на вопрос: «Для чего необходимо осознание, если многие, а то и все психические операции могут производиться эффективно в "абсолютной темноте" бессознательной психической активности?» Показана тесная связь места сознания в физической реальности, в чем состоит объективная необходимость субъективных переживаний? Почему необходимо квалитативное знание. В качестве эвристик использованы основные положения эволюционной эпистемологии К. Поппера и концептуальный аппарат квантовой механики.
Скачать PDF

Психология сознания: этнонациональные, религиозные, правовые и регулятивные аспекты

Акопов Г.В., Буковцова Н.И., Явкина Е.В.
Скачать PDF

Психология сознания: этнонациональные, религиозные, правовые и регулятивные аспекты (по материалам м

Акопов Гарник Владимирович, Бакшутова Екатерина Валерьевна, Рулина Татьяна Константиновна
Представлен обзорный материал по Международной конференции «Психология сознания: этнонациональные, религиозные, правовые и регулятивные аспекты», 15 17 октября 2015 г.
Скачать PDF

Сознание смерти как проблема гуманитарной психологии

Инина Н.В.
Скачать PDF

Понимание сознания и воли в психологии и праве: сравнительный анализ. .

Шепель Т.В., Балашов П.П.
Анализ психиатрической литературы о сознании и воле позволил автору статьи сделать вывод о том, что характеристика субъекта права как обладателя сознания и воли несколько условна, достаточно указания на обладание им сознанием. Дефект психики всегда свидетельствует о нарушении сознания, даже если деформированы только волевые психические процессы. Не соответствует психологическим представлениям и отождествление в праве сознания и осознания. Признание их неидентичности, по мнению автора, имеет существенное правовое значение
Скачать PDF

Психологические механизмы и средства развития художественного сознания личности

Пархоменко М.В.
Скачать PDF

Методологические аспекты формирования экологического сознания учащихся как психолого-педагогическая

Богословский Владимир Игоревич
В статье обосновывается необходимость рассмотрения общетеоретических и методологических оснований категории «безопасность» при разработке конкретных методических приемов и средств формирования экологического сознания школьников при обучении их «основам безопасности жизнедеятельности». Рассмотрены психологические и педагогические аспекты безопасности в образовательной среде. Приведены взаимосвязи основных понятий: «безопасность», «защищенность», «субъекты и объекты безопасности», «опасность», «угроза», «риск», которые рассматриваются как в рамках общей теории безопасности, так и в психолого-педагогических исследованиях.
Скачать PDF