ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ И БРАКА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Психология семьи и брака
междисциплинарное направление в психологии, изучающее проблемы брака и семьи; включает исследования в области социологии, экономики, этнографии, истории, юриспруденции, демографии и т.д. Впервые систематическое изучение П. с. и б. было предпринято в конце 20 — начале 30-х гг. XX в. в США. Бурный рост исследований привел к тому, что в 60—70-х гг. начал активно дискутироваться вопрос о возможности выделения исследований брака и семьи в отдельную науку. Однако в связи с тем, что данный объект в каждой из наук рассматривается со своей специфической точки зрения, этот вопрос остался открытым. Психологические исследования брака и семьи включают: изучение факторов, влияющих на качество брака, цикл развития семьи, ролевую структуру семьи, распределение власти между членами семьи, межсупружеское общение, установки на брак и семью, детерминанты выбора брачного партнера, эффективность различных паттернов воспитания, психологические особенности родителей и их детей и т.д. В отдельную область исследования выделено изучение процесса и эффективности семейного и брачного консультирования. Данные, которыми располагает П. с. и б., являются основанием для формирования различного рода социальных и психологических программ и рекомендаций, направленных на помощь семье. Они служат источником разработки научных принципов подготовки специалистов, работающих с семьей, осуществляющих коррекционное воздействие как на семью в целом, так и на отдельных ее членов. И.Е. Алешина

Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005

ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ И БРАКА
ПСІХАЛОГІЯ СЯМ’І І ШЛЮБУ / PSYCHOLOGY OF FAMILY AND MARRIAGE– как понятие рассматривается на разных уровнях: как область научных исследований, как учебный предмет и как сфера практической психологии– психологического консультирования. Проблематика рассмотрена в научных трудах многих отечественных ученых (Ю. В. Алешиной, А. И. Антонова, Т. В. Андреевой, А. Н. Елизарова, Л. В. Мардахаева, Р. С. Немова, В. А. Сысенко, Е. Г. Силяевой, В. С. Торохтия и др.). Как область научных исследований проблема семьи и брака в основном является предметом анализа на междисциплинарном уровне– все гуманитарные науки включаются в данный процесс, однако в зависимости от конкретной темы востребованными являются знания из области психологии, в частности в поле исследования человек– общество– индивид. В рамках подготовки таких специалистов, как психологи, семейные консультанты, социальные педагоги и социальные работники, используется учебный предмет «Психология семьи и брака». Учебный курс «Психология семьи и брака» содержит такие разделы, как сущность брака и семьи, основные функции семьи (репродуктивная, хозяйственно-экономическая, коммуникативная, воспитательная, психотерапевтическая, сексуально-эротическая, первичного социального контроля), особенности, структура, динамика современной семьи. Особое внимание уделяется культуре и психологии супружеских, семейных и интимных отношений; психологическому климату, профилактике супружеских конфликтов, правовому регулированию семейных отношений. Особенности детско-родительских отношений и воспитание ребенка в семье: готовность молодых родителей к рождению ребенка, родительские установки и стили воспитания– актуальный раздел учебной дисциплины. Уделяется внимание воспитанию детей в различных типах семей, влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие детей, а также работе социального педагога с семьей. Цель подобного курса в том, чтобы донести до обучающихся содержание основных психологических теорий семьи, сформировать фундаментальные психологические представления о семье; выработать позитивные установки на семью и брачные отношения, способствовать формированию нравственного отношения к семье как одной из высших человеческих ценностей; обучить студентов элементам практической психологии (методикам исследования семейных отношений, тактике и техникам семейного общения и поведенческой адаптации супругов, способам решения конфликтных ситуаций в семье и др.). Знания о психологии семьи и брака лежат в основе практической психологии в работе с целевыми группами– семьями, родителями, детьми. Психолог как консультант использует эти знания для оказания психолого-педагогической помощи семье, родителям, детям. И. И. Калачева

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ И БРАКА
направление в психологии, изучающее семейные отношения, причины разводов, психологические условия оптимальной супружеской жизни. В такой многоуровневой и многофункциональной системе, какой является семья, имеют место ролевое взаимодействие, взаимовосприятие, симпатии, антипатии, конфликты и т. д. В семьях встречается недооценка и незнание нравственных, юридических, психологических и других сторон супружеской жизни. Расширять и уточнять знания супругов (будущих супругов) о семье и браке целесообразно по нескольким аспектам: 1. Общесоциальном, раскрывающем политику государства в области брачно-семейных отношений и демографии, значимость семьи как важнейшей ячейки общества, ее ценности, социальные роли супругов и родителей. 2. Этическом. Супругам необходимы такие нравственные качества, как: равноправное товарищеское отношение к представителям другого пола, уважение к матери, отцу, старшим и младшим, потребность в воспитании детей, ответственность, верность, честность, сдержанность, доброта, уступчивость, понимание и внутреннее принятие этических основ брачносемейных отношений, чувство долга перед супругой (супругом), семьей, детьми, культура интимных чувств, правильные представления о муже и жене, об отце и матери. 3. Правовом. Он заключается в ознакомлении с основами законодательства о браке, с важнейшими положениями семейного права, обязанностями супругов по отношению друг к другу, детям, обществу. 4. Психологическом, где уточняются знания супругов о личности, об особенностях совместимости, межличностных отношениях, о психологических основах брака и семейной жизни; о развитии черт характера, необходимых для супружеской и семейной жизни, культуры вербального и невербального общения и др. Студентам нужны знания о том, как относиться, преодолевать и предупреждать встречающиеся в обыденной семейной жизни конфликты, эгоцентрические эмоции, ревность, обиду, злорадство, как строить семейное общение. Каждому супругу необходимо знать психологическую культуру семейно-брачных отношений. Изучая психологическую совместимость в браке, исследователи пришли к выводу: неудовлетворенность супружескими отношениями – одна из основных причин неврозов. Общность ценностных ориентаций имела место у всех счастливых супружеских пар и лишь у половины разведенных, при этом для мужчин наиболее важной оказалась интеллектуальная удовлетворенность в браке, для женщин – практическая. Экстра-, интроверсия и тип реакции на фрустрацию оказались сходными одинаково часто как среди счастливых, так и среди разведенных супругов. 5. Биологическом и физико-гигиеническом. Супругам нужно ориентироваться в вопросах физиологических различий мужского и женского организмов, половых потребностей, личной гигиены и др. 6. Педагогическом, включающем расширение представлений о роли семьи в воспитании детей, о воспитательных функциях отца и матери, о путях повышения психолого-педагогической культуры родителей, а также вооружение супругов знаниями и умениями семейной психотерапии. 7. Эстетическом, содержащем формирование у супругов отношения к семейной жизни как к самостоятельной эстетической ценности, понимание действительной красоты души, поведения мужчины и женщины, их отношений. 8. Хозяйственно-экономическом: давать будущим супругам знания о бюджете семьи, культуре быта, ведении домашнего хозяйства. Всесторонняя подготовка молодежи к семейной жизни должна проводиться на основании рекомендаций психологии, биологии, физиологии, гигиены, этики, социологии, педагогики.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
408.44 кб

Социально-психологические аспекты семьи и брака: теория и эмпирия (реферативный обзор)

Якимова Е. В.