Психология пропаганды это что такое Психология пропаганды: определение — Психология.НЭС

ПСИХОЛОГИЯ ПРОПАГАНДЫ

Найдено 2 определения термина ПСИХОЛОГИЯ ПРОПАГАНДЫ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ПСИХОЛОГИЯ ПРОПАГАНДЫ

прикладной раздел психологии социальной, имеющий предметом закономерности взаимодействия людей в системах, образуемых источником пропаганды и аудиторией, а также влияние объективных и субъективных факторов на ход и результаты этого процесса. В психологии пропаганды рассматриваются:

1) процессы распространения сообщений на уровне формирования, закрепления или изменения установок по отношению к объектам, имеющим социальную значимость;

2) психологическая сторона процессов появления и функционирования общественных настроений и общественного мнения;

3) способы побуждения людей к действиям - в связи с объектами установок и мнений.

Как самостоятельный раздел психологии социальной она возникла в первой половине XX в. в США, где ее развитие связано с работами Б. Берельсона, X. Кентрила, П. Лазарсфельда, Г. Олпорта, У. Шрамма. Различаясь в деталях создаваемых концепций, эти работы были едины в манипуляторском подходе к сознанию аудитории, даже если исходили из взаимоисключающих философских посылок. Позднее проведенные ими исследования стали основой разработок в области манипулятивной пропаганды, направленных на то, чтобы добиться максимальной эффективности при минимуме социальной ответственности.

Цель психологии пропаганды - выявление социально-психологических характеристик содержания и формы распространяемых сообщений в их связи с состоянием сознания аудиторий и возможностями конкретных средств массовой коммуникации - для оптимального решения определенных социально-политических задач.

Одна из исследовательских задач психологии пропаганды - изучение реальных и потенциальных аудиторий с позиции их ориентации ценностных и потребностей в информации. Ею также анализируются процессы, связанные с восприятием сообщений, их дальнейшей переработкой и, наконец, их принятием или непринятием субъектом. Важное направление - выявление критериев эффективности пропаганды.

Современная психология пропаганды учитывает резкую интенсификацию психологического взаимодействия людей в условиях высокого уровня развития средств тиражирования сообщений, вовлеченность в эти процессы миллионов людей, подверженность их сознания разнонаправленному пропагандистскому воздействию, включая противоречащее их жизненным интересам.

Оцените определение:

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

Психология пропаганды

лат. propagare — распространять] — прикладной раздел социальной психологии, имеющий своим предметом закономерности взаимодействия людей в системах, образуемых источником пропаганды и аудиторией, а также влияние объективных и субъективных факторов на течение и результаты этого процесса. В П. п. рассматриваются: 1) процессы распространения сообщений на уровне формирования, закрепления или изменения установок по отношению к объектам, имеющим социальную значимость; 2) психологическая сторона процессов возникновения и функционирования общественных настроений и общественного мнения; 3) способы побуждения людей к действиям в связи с объектами установок и мнений (Ю.А. Шерковин, Б.Д. Парыгин). Цель П. п. — выявление социально-психологических характеристик содержания и формы распространяемых сообщений применительно к состоянию сознания аудиторий и возможностям конкретных каналов средств массовой коммуникации для оптимального решения определенных социально-политических задач. Одной из исследовательских задач П. п. является изучение реальных и потенциальных аудиторий с точки зрения их ценностных ориентаций и потребностей в информации. П. п. также анализирует процессы, связанные с восприятием сообщений, их дальнейшей переработкой и, наконец, их принятием или непринятием индивидом. Важным направлением П. п. является выявление критериев эффективности пропаганды. П. п. как самостоятельный раздел социальной психологии возникла в первой половине XX в. в США, где развитие П. п. связано с работами Б. Берельсона, Х. Кэнтрила, П. Лазарсфелда, Г. Олпорта, У. Шрамма. Различаясь в деталях создаваемых концепций, эти работы оказались едиными в манипуляторском подходе к сознанию аудитории, даже если они исходили из взаимоисключающих философских посылок. В современных условиях проведенные ими исследования послужили основой для разработок в области манипулятивной пропаганды, направленных на то, чтобы добиться максимальной эффективности при минимуме социальной ответственности. В СССР первые исследования проблем П. п. были проведены в 20-х гг. В. Кузьмичевым, Д. Лебедевым, Н. Рубакиным, Я. Шафиром, изучавшими эффективность воздействия печатного слова в различных аудиториях, функционирование общественного мнения, влияние слухов на состояние сознания аудиторий, пропаганды в сложившихся социальных условиях при неграмотности значительной части населения страны. С появлением новых технических средств массовой коммуникации (радио, телевидение и др.) предметом исследования П. п. становились психологические характеристики и возможности каждого из них. Современная П. п. учитывает резкую интенсификацию психологического взаимодействия людей в условиях высокого уровня развития технических средств тиражирования сообщений, вовлеченность в эти процессы миллионов людей, подверженность их сознания разнонаправленному пропагандистскому воздействию, включая и то, которое объективно противоречит их жизненным интересам. Ю.А. Шерковин

Источник: Cловарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Социально-психологические аспекты пропаганды идей террористической организации «Исламское государств

Злоказов Кирилл Витальевич
Рассмотрены факторы пропагандисткой работы террористической организации « Исламское государство » (далее ИГ), запрещенной на территории Российской Федерации.
Читать PDF

Влияние телекоммуникации на психологическое развитие детей дошкольного возраста

Гринева И.А.
Читать PDF

Морально-психологическое состояние личного состава: сущность и диагностика

Балаян А. И.
В статье рассматривается сущность и диагностика морально-психологического состояния личного состава. Отмечается, что морально-психологическое состояние исторически устойчивый термин.
Читать PDF

Особенности профессионального становления студентов-психологов

Лисова Е.Н.
Читать PDF

Оценка эффективности изотерапии как метода психологической коррекции

Давлетова А.И., Серая А.А.
Исследована эффективность психокоррекционной работы со страхами у детей младшего школьного возраста. Проведен анализ используемого инструментария.
Читать PDF

Субъективная оценка степени выраженности болевых ощущений и ее связь с психологическими особенностям

Гордиевская Е. О.
Статья посвящена рассмотрению проблемы взаимосвязи субъективной оценки степени выраженности болевых ощущений органического генеза и психологических особенностей больных с ампутациями конечностей.
Читать PDF

Влияние психологической адаптации спортсменов, завершающих спортивную карьеру, на их адаптированност

Шихвердиев Сулейман Нажмутдинович
Статья посвящена анализу результатов исследования, посвященного установлению взаимосвязей характеристик психологической адаптации и адаптированности к условиям жизни «вне спорта» спортсменов, завершаю
Читать PDF

Психосоциальная и социально-психологическая составляющие в профессиональной подготовке специалистов

Захарченко Н.А.
Читать PDF

Социологическое сопровождение организации морально-психологического обеспечения ВС РФ как специфичес

Карев И.В.
Читать PDF

Психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития специалистами центра

Богданова Валентина Николаевна
В статье предпринята попытка обоснования деятельности специалистов ППМС-центра в психолого-педагогическом сопровождении детей с задержкой психического развития, рассмотрены наиболее эффективные формы
Читать PDF

Психологические проблемы предикторов противоправного по ведения несовершеннолетних

Чижова И.Н.
Читать PDF

«Образ я» подростков, психологически зависимых от родителей

Куповых Ж.Г., Истратова О.Н.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: