ПСИХОЛОГИЯ ПРОПАГАНДЫ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Психология пропаганды
раздел прикладной социальной психологии, изучающий эффективность психологического воздействия на человека различных средств коммуникации, организованного в целях направленного изменения индивидуального и массового сознания.
Специально создаваемые политические технологии, пиар-акции, служащие пропагандистским задачам, строятся на знании о структуре соответствующего воздействия. Каждый такой акт представляет собой типичный случай взаимодействия сознаний тех, кто создает и передает информацию, и тех, кто ее получает. Его можно представить в виде схемы: коммуникатор — коммуникация — реципиент, которая реализуется с учетом принципа обратной связи.
Коммуникатор — человек, непосредственно контактирующий с другим или использующий средства массовой информации для оказания определенного влияния на людей — реципиентов.
В задачи П. п. входит разработка модели личности эффективного пропагандиста, которая бы включала характеристики, существенно влияющие на контакт между коммуникатором и реципиентом. Поскольку коммуникационное сообщение — связующее звено между коммуникатором и реципиентом, в П. п. рассматриваются способы создания и средства распространения социально значимой информации, психологическая сторона процессов, обеспечивающих ее усвоение. Реципиент пропагандистского сообщения также рассматривается как личность, выступающая носителем определенных установок (см. Мотивационная установка, Установка когнитивная), сознания и поведения. Следовательно, необходимо изучать проблемы восприятия содержания пропаганды, методы определения потребностей людей в адресуемой им пропаганде и степень удовлетворенности полученной информацией. Особая роль отводится методам анализа результативности пропагандистского воздействия, которые позволяют быстро и безошибочно определить особенности влияния пропаганды на личность, отдельные социальные группы и общество в целом.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ПСИХОЛОГИЯ ПРОПАГАНДЫ
прикладной раздел психологии социальной, имеющий предметом закономерности взаимодействия людей в системах, образуемых источником пропаганды и аудиторией, а также влияние объективных и субъективных факторов на ход и результаты этого процесса. В психологии пропаганды рассматриваются:
1) процессы распространения сообщений на уровне формирования, закрепления или изменения установок по отношению к объектам, имеющим социальную значимость;
2) психологическая сторона процессов появления и функционирования общественных настроений и общественного мнения;
3) способы побуждения людей к действиям - в связи с объектами установок и мнений.
Как самостоятельный раздел психологии социальной она возникла в первой половине XX в. в США, где ее развитие связано с работами Б. Берельсона, X. Кентрила, П. Лазарсфельда, Г. Олпорта, У. Шрамма. Различаясь в деталях создаваемых концепций, эти работы были едины в манипуляторском подходе к сознанию аудитории, даже если исходили из взаимоисключающих философских посылок. Позднее проведенные ими исследования стали основой разработок в области манипулятивной пропаганды, направленных на то, чтобы добиться максимальной эффективности при минимуме социальной ответственности.
Цель психологии пропаганды - выявление социально-психологических характеристик содержания и формы распространяемых сообщений в их связи с состоянием сознания аудиторий и возможностями конкретных средств массовой коммуникации - для оптимального решения определенных социально-политических задач.
Одна из исследовательских задач психологии пропаганды - изучение реальных и потенциальных аудиторий с позиции их ориентации ценностных и потребностей в информации. Ею также анализируются процессы, связанные с восприятием сообщений, их дальнейшей переработкой и, наконец, их принятием или непринятием субъектом. Важное направление - выявление критериев эффективности пропаганды.
Современная психология пропаганды учитывает резкую интенсификацию психологического взаимодействия людей в условиях высокого уровня развития средств тиражирования сообщений, вовлеченность в эти процессы миллионов людей, подверженность их сознания разнонаправленному пропагандистскому воздействию, включая противоречащее их жизненным интересам.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Психология пропаганды
лат. propagare — распространять] — прикладной раздел социальной психологии, имеющий своим предметом закономерности взаимодействия людей в системах, образуемых источником пропаганды и аудиторией, а также влияние объективных и субъективных факторов на течение и результаты этого процесса. В П. п. рассматриваются: 1) процессы распространения сообщений на уровне формирования, закрепления или изменения установок по отношению к объектам, имеющим социальную значимость; 2) психологическая сторона процессов возникновения и функционирования общественных настроений и общественного мнения; 3) способы побуждения людей к действиям в связи с объектами установок и мнений (Ю.А. Шерковин, Б.Д. Парыгин). Цель П. п. — выявление социально-психологических характеристик содержания и формы распространяемых сообщений применительно к состоянию сознания аудиторий и возможностям конкретных каналов средств массовой коммуникации для оптимального решения определенных социально-политических задач. Одной из исследовательских задач П. п. является изучение реальных и потенциальных аудиторий с точки зрения их ценностных ориентаций и потребностей в информации. П. п. также анализирует процессы, связанные с восприятием сообщений, их дальнейшей переработкой и, наконец, их принятием или непринятием индивидом. Важным направлением П. п. является выявление критериев эффективности пропаганды. П. п. как самостоятельный раздел социальной психологии возникла в первой половине XX в. в США, где развитие П. п. связано с работами Б. Берельсона, Х. Кэнтрила, П. Лазарсфелда, Г. Олпорта, У. Шрамма. Различаясь в деталях создаваемых концепций, эти работы оказались едиными в манипуляторском подходе к сознанию аудитории, даже если они исходили из взаимоисключающих философских посылок. В современных условиях проведенные ими исследования послужили основой для разработок в области манипулятивной пропаганды, направленных на то, чтобы добиться максимальной эффективности при минимуме социальной ответственности. В СССР первые исследования проблем П. п. были проведены в 20-х гг. В. Кузьмичевым, Д. Лебедевым, Н. Рубакиным, Я. Шафиром, изучавшими эффективность воздействия печатного слова в различных аудиториях, функционирование общественного мнения, влияние слухов на состояние сознания аудиторий, пропаганды в сложившихся социальных условиях при неграмотности значительной части населения страны. С появлением новых технических средств массовой коммуникации (радио, телевидение и др.) предметом исследования П. п. становились психологические характеристики и возможности каждого из них. Современная П. п. учитывает резкую интенсификацию психологического взаимодействия людей в условиях высокого уровня развития технических средств тиражирования сообщений, вовлеченность в эти процессы миллионов людей, подверженность их сознания разнонаправленному пропагандистскому воздействию, включая и то, которое объективно противоречит их жизненным интересам. Ю.А. Шерковин

Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005