ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ

ПСИХОЛОГИЯ ПОВЕДЕНИЯ

Найдено 1 определение:

ПСИХОЛОГИЯ ПОВЕДЕНИЯ

(П.Жане)

П. п. - общепсихол. концепция личн. начала XX в., разработанная Жане. П. п. примыкает к теориям социальной обусловленности психики vi развития личности, а также к франц. социолог, школе, представители которой рассматривали личн. прежде всего как продукт социального развития. Стремясь преодолеть разрыв психики и поведения, П. п. была направлена против ассоциативной психологии и бихевиоризма. Основана на категориях - "активность", "деятельность", "действие", "психическая энергия", "психическое напряжение", "психологические уровни", "психологический автоматизм", "психическая сила" и др. В этих понятиях П. п. объясняет неврозы, психастении, истерии, травматич. реминисценции и др., которые трактует, исходя из единства эволюции психических функций в фило- и онтогенезе.

В основу понимания и развития личн. в П. п. положено учение о поведении. Психика чел. развивается в сотрудничестве с др. людьми прежде всего благодаря общению. Для доказательства социальной обусловленности психики П. п. рассматривает процесс памяти. Если на ранних этапах развития ребенка наиболее представлена ассоциативная память, то у зрелого чел. более развит опосредствованный характер мнестической деятельности.

В П. п. различаются извне наблюдаемая активность организма и образ действия как осмысленная, наполненная психол. содержанием деятельность чел. Поведение чел. включает не только видимую активность, но и внутр. психическое содержание, которое становится неотъемлемой частью поведения, его регулирующим звеном. Осн. клеточкой социальной жизни явл. социальное действие, понимаемое как отношение сотрудничества, при котором один индивид выполняет первую часть действия, а другой - вторую. Психическое рассматривается как составная часть поведения, действия. Разл. психические процессы представляют собой явления, подготавливающие и регулирующие действия. Так, психическое может выступать "подготавливающей" частью действия (желание), регулятором действия (чувства), "неполным" действием (мышление).

Выделяются семь уровней поведения чел. К первому, самому низкому, уровню поведения относятся рефлекторные акты. Ко второму, на котором поведение приобретает опосредованное двухфазное строение (фаза подготовки и фаза завершения действия), относятся отсроченные перцептивные действия. Третий уровень включает в себя элементарные социальные акты (напр., акты подражания). К четвертому уровню Жане относит элементарные интеллект, акты. На пятом манипуляция с реальными объектами приводит к формированию т. н. интеллект. объектов. Шестой уровень поведения - это умственная деятельность, мышление, которое Жане считал производным от практич. действия. В качестве высшего, седьмого, уровня поведения наз. созидательная, трудовая деятельность чел. Именно она формирует произвольность внимания и волевое усилие.

Способность к саморегуляции, к опосредованию своего поведения в П. п. считается наивысшим критерием развития личн. В регуляции поведения большая роль отводится речи, в частности процессу перехода от низшего уровня к высшему, совершаемому при помощи речи. Действия, проговариваясь человеком, начинают функционировать в речевой форме, а затем, по мере того, как речь становится все более неслышной, они превращаются в умственные процессы, в идеи.

Развитие субъекта Жане понимает как последовательное формирование сложных личност. образований - персонажа, "Я", субъективности, индивидуальности, которые формируются в ответ на необходимость совершенствовать социальные отношения чел. с обществом, с др. людьми. В противоположность термину "роль" выдвигается термин "персонаж", предполагающий преходящую стадию развития личн. Личность возникает только тогда, когда внеш. требования, предъявляемые персонажу, становятся внутр. требованиями самого субъекта - основой его инициативного поведения, осуществляющегося без идущего извне вызова. Высшую степень развития личн. Жане наз. стадией "индивидуальности", которая характеризуется появлением у чел. чувства личной ответственности, оригинальности и прогрессивных тенденций, понимаемых как стремление чел. содействовать прогрессу и совершенствованию общества.

Личность - это интегрированная психол. система, отвечающая всегда как единое целое на воздействия ситуаций. Поддержание этой системы в состоянии динамич. расновесия требует, согласно П. п., значит, силы и напряжения. В П. п. выдвинуто положение о психическом напряжении и психической силе как доминантах действия. Состояние напряжения, обозначаемое как сознательная психическая активность личн., предоставляет личн. возможность регулировать свое поведение и определяется как активация высших потребностей. Предполагается, что способность к усилию явл. осн. критерием оценки личн., а ценность личн. измеряется ее способностью выполнять работу, требующую усилия. Психол. сила означает определ. свойство, проявляющееся в скорости и длительности отдельных действий, а напряжение предполагает способность к концентрации и распределению силы. Если напряжение падает, происходят разл. нарушения в функционировании личност. системы, образующие основу неврозов. Значит, снижение напряжения явл. следствием тяжелых соматич. заболеваний, врожденной слабости нервной системы, неожиданных и тяжелых фрустраций и стрессов. Низкий уровень психол. напряжения обусловливает диссоциацию личност. системы. Личн. оказывается неспособной включить в свою систему аффективные ситуации, а мнемический след их входит в область бессознательного.

Периодич. резкие колебания психологич. напряжения могут приводить к образованию двух и более личност. систем, каждая из которых функционирует на своем уровне напряжения, с чем связано раздвоение личн. Падение психол. силы и напряжения в П. п. вызывает также симптом "потери чувства реальности", выражающейся в том, что свою неспособность реагировать на окружающую действительность человек переживает как схематизм, обеднение окружающих предметов и людей, как их нереальность.

Ряд новых и перспективных идей П. п. оказал влияние на исследования Ж. Пиаже, А. Баллона, на исследования в области психологии личн. и патопсихологии Б. С. Братуся, Зейгарник, С. Я. Рубинштейн и др.

Оцените определение:

Источник: А.Б. Смулевич. Глоссарий терминов (депрессия в общей медицине).М.: Медицинское информационное агентство, 2001 г.

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Гэмблинг как девиантное поведение: психологические и социальные корни

Осипов Егор Михайлович
В статье исследуется относительно новое явление в жизни российского общества гэмблинг или привязанность к азартным играм и развлечениям. Показывается влияние проблемного гэмблинга на отношения между индивидуумом и социумом, предложены социальные решения проблемы.
Скачать PDF

Психологические факторы социализации подростков с делинквентным поведением

Белов Василий Георгиевич, Парфенов Юрий Александрович, Белевич Наталия Александровна, Соловьева Татьяна Андреевна
С системных позиций рассматривается социализация как процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Приводятся данные о психологических факторах социализации подростков с делинквентным поведением.
Скачать PDF

Психологические особенности трансформации адаптивного стиля поведения человека в преобразующий стиль

Сердюкова Елена Федоровна
В статье проанализированы психологические особенности трансформации адаптивного стиля поведения человека посредством психотренинга. Обоснована возможность преобразования структур интегральной индивидуальности студента в целом через специально организованное воздействие на личностный и социально-психологический уровни.
Скачать PDF

Психологические аспекты экономического поведения человека

Котова И.Н.
Рассматриваются теоретические и эмпирические концепции и теории в области психологии, связанные с исследованиями человеческой способности к адаптации и имеющие непосредственное отношение к области интереса экономистов. В частности, речь идет о вероятности импульсивных поступков, присущих природе человека, и о необходимости мгновенного реагирования на неожиданно возникающие в экономической жизни общества ситуации.
Скачать PDF

Психология развития личности и поведения детей в семьях разводящихся родителей

Аксенов М. М., Авдеенок Л. Н.
В представленном материале даны анализ мотивов разводов у 145 женщин и 132 мужчин, восприятие разводов детьми и частота личностных нарушений. Развод родителей приводит к дисгармоническому развитию детей и нарушению поведения. Раннее выявление причин нарушенных семейных связей позволяет продуктивно проводить психокоррекцию проблемного поведения детей и подростков.
Скачать PDF

Девиантное поведение умственно отсталых подростков как предмет психологического исследования

Бажукова О.А.
Скачать PDF

Особенности копинг-поведения и механизмов психологической защиты умственно отсталых подростков

Колосова Т.А.
Рассмотрены представления об адаптационных возможностях умственно отсталых подростков и представлены результаты исследования особенностей копинг-поведения и механизмов психологической защиты у подростков с легкой степенью умственной отсталости. Выявлены особенности совладающего поведения умственно отсталых подростков, структуры психологической защиты и их взаимосвязь с уровнем адаптации. Показано, что преимущественное использование агрессивных копинг-стратегий поведения и механизмов защиты по типу отрицания и регрессии снижает адаптационный потенциал умственно отсталых подростков.
Скачать PDF

Механизмы психологической защиты и типы поведения лиц с гомосексуальной идентичностью

Константинова Т. В., Фомина А. В.
В данной статье изучаются личностные особенности лиц с гомосексуальной идентичностью. Выявлены основные стереотипы восприятия людей с гомосексуальной идентичностью. Определены и статистически обоснованы характерные для лиц с гомосексуальной идентичностью механизмы психологической защиты, типы поведения и доминантные социальные инстинкты.
Скачать PDF

Психолого-акмеологическое прогнозирование уровня социализации подростков с делинквентным поведением

Белов Василий Георгиевич, Парфенов Юрий Александрович, Белевич Наталия Александровна, Соловьева Татьяна Андреевна
Представлена психолого-акмеологическая технология оценки уровня социализации подростков с делинквентным поведением. Приводятся данные о психологических факторах социализации подростков с делинквентным поведением, указаны психологические детерминанты, позволяющие дискриминировать социализацию по уровням успешности. Разработана линейная модель прогнозирования, базирующаяся на дискриминационных уравнениях, уровня социализации подростков с деликвентным поведением.
Скачать PDF

Способность к психологической интерпретации невербального поведения и когнитивно-стилевые характерис

Чебучева Е.В.
В статье отражены результаты изучения развития способности к психологической интерпретации невербального поведения в младшем школьном возрасте, а также ее взаимосвязи с когнитивно-стилевым параметром полезависимость поленезависимость.The article presents the results of the research on the development of primary school pupils' ability for psychological interpretation of non-verbal behavior and interrelation of this ability with a cognitive style parameter «field-dependence field-independence».
Скачать PDF

Механизмы психологической защиты и совладающее поведение у диспетчеров энергосистем

Белявцева Кристина Константиновна
Статья посвящена проблеме защитно-совладающего поведения работников энергетической сферы. Представлены результаты исследования, характеризующие специфику механизмов защиты и копинг-стратегий диспетчеров энергосистем, в отличие от инженеров по расчету электрического режима
Скачать PDF

Концепция психолого-акмеологического сопровождения подростков с деликвентным поведением

Белов Василий Георгиевич
С системных позиций рассматриваются основные направления работы по психолого-акмеологическому сопровождению несовершеннолетних правонарушителей в процессе их учебно-трудовой деятельности. Описываются основные коррекционно-профилактические и реабилитационные мероприятия, реализуемые в рамках концепции психолого-акмеологического сопровождения «трудных» подростков.
Скачать PDF

Похожие термины: