ПСИХОЛОГИЯ НАУЧНАЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

НАУЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
В основном – получение психологического знания с использованием научного метода. Этот термин включает, по существу, всю психологию.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ПСИХОЛОГИЯ НАУЧНАЯ
совокупность систем психологических знаний, направлений исследований и способов (путей) практического использования этих знаний, которые современными учеными признаются научно обоснованными (научными). П.н. обычно противопоставляется житейской психологии, а также различного рода психологическим учениям, возникшим вне науки. См. психология альтернативная, психология житейская.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ПСИХОЛОГИЯ НАУЧНАЯ
основателем ее принято считать В. Вундта, открывшего в 1879 г. первую экспериментальную психологическую лабораторию. В целом Вундт придерживался ассоцианизма, и задачей психологии считал изучение элементов сознания и выявление законов, по коим образуются связи между элементами. Его интересовала структура сознания, и потому это направление получило название структурализма, а теория Вундта - теорией элементов сознания. Основной метод изучения оставался интроспективным, а эксперимент играл вспомогательную роль. Но при всей глубине и оригинальности идей Вундт не оставил большой научной школы.
Другой крупный психолог того времени, вклад коего уникален, был У. Джемс, создатель теории потока сознания. Хотя он не был экспериментатором, но на основе данных самонаблюдения самого себя и других людей, на клиническом материале и наблюдении создал особый подход к сознанию и собственную теорию. Согласно Джемсу, кроме вопросов о том, как устроена душа и что лежит в ее основе, крайне важен вопрос о том, какую ценность она составляет для человека, чему служит (это направление называется функционализмом). Основное заключается в том, что душа позволяет приспособиться к миру. Душевная жизнь представляется как непрерывный поток ощущений, поток опыта, из коих сознание отбирает то, что соответствует потребностям, и как бы оформляет внутренний мир. Главное - не то, каков мир сам по себе, но то, как человек чувствует себя в нем, а это зависит от того, как человек видит мир - каким он его себе выстраивает во внутреннем плане (такая позиция называется феноменализмом). Итак, главная задача души - "приспособить" человека к миру путем выстраивания из ощущений такого мира, что удобен для субъекта, пусть этот мир и не соответствует объективному. Отсюда следует уникальность и неповторимость субъективных миров - особенно в отношении Я и самосознания. Однако и Джемс не оставил большой научной школы.
Все же конец XIX и начало XX в. знаменательны появлением теорий, "переворачивающих" психологию. Это были очень разные направления; два из них, психоанализ и бихевиоризм, являют собой даже своеобразные научные революции. В сущности, в это время возникло много разных "психологии" со своими принципами и языком; сперва они с трудом взаимодействовали и даже противостояли, ныне же часто стремятся если не к объединению, то к заимствованиям методов, понятий и пр. Этот период часто называется периодом открытого кризиса психологии; в это время происходит трансформация предмета психологии и зарождается современная психология, и теоретическая и практическая.
По мнению составителя, ныне наблюдается подобный же период открытого кризиса психологии, знаменующий этап перехода от психологии научной к "психологии посленаучной": этот период так же, как и прежний период кризиса, характерен появлением если не разных "психологии", то разных психологических течений и школ, и значительно различающихся, и сходных одновременно. Весьма существенная и особенная его черта - это возрастание интереса к древним психологическим, в частности эзотерическим учениям, - во многом выходящим за рамки традиционно-научных областей, методов, подходов и мировоззрений, из-за чего это и можно метафорически (пока?) назвать "психологией посленаучной".
Психология научная находит такие обобщающие понятия, кои не только экономизуют описания, но и за множеством частностей позволяют увидеть общие тенденции и закономерности развития личности ее индивидуальные особенности. Особенности и отличия научных психологических знаний таковы:
1) они часто совпадают с житейскими по внешней форме, хотя внутреннее содержание обычно различается - хотя бы большей четкостью и однозначностью;
2) если житейские психологические знания чисто конкретны и интуитивны, то научные психологические знания рациональны и вполне (в идеале!) осознаны;
3) это отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности этой передачи, ибо возможности передачи житейских психологических знаний весьма ограничены, а накопление и передача научных знаний становятся возможными благодаря их кристаллизации в понятиях и законах;
4) различаются и методы получения знаний: в житейской психологии приходится ограничиваться наблюдениями и размышлениями, в научной дополнительно к этому применяется метод экспериментальный;
5) еще одно отличие - и преимущество - в том, что психология научная располагает обширным и разнообразным, подчас уникальным фактическим материалом, во всем объеме недоступном носителям житейской психологии; этот материал накапливается, в частности, и в специальных отраслях психологии.
Нигде невозможно прочитать, как видеть в малых фактах отражение общих принципов и как от общих принципов переходить к реальным проблемам. Но эти способности можно развить в себе. Лишь постоянное внимание к этим переходам и упражнение в них может сформировать чувство жизненности при занятиях наукой; и для этого совершенно необходимо знакомство также с житейскими психологическими знаниями, возможно более обширными и глубокими. В конечном счете научный психолог должен быть одновременно хорошим житейским психологом.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
222.62 кб

Психология научной деятельности

Мирошников Ю. И.
Читать PDF
50.64 кб

Научные конференции по психологии

Читать PDF
247.96 кб

Феномен научных психологических школ

Шикун Алексей Алексеевич
Рассмотрено развитие психологических школ, направлений, науки в ряде регионов России. Проведен анализ исследований отечественных авторов, посвятивших свои труды изучению феномена школы.
Читать PDF
141.75 кб

Феномен научных психологических школ

Шикун Алексей Алексеевич
Анализируется современное представление научного понятия школы с точки зрения общенаучной и конкретно-научной методологии. Определяются детерминанты и конструкты психологической научной школы.
Читать PDF
148.57 кб

О научном статусе квантовой психологии

Красильников Г.Т., Мальчинский Ф.В., Крачко Э.А.
Введение. В статье представлен анализ условий возникновения концепции квантовой психологии, ее основных положений и характеристик, которые соответствуют статусу маргинальной науки (парапсихологии).
Читать PDF
132.53 кб

Научно-психологическое наследие К. Ясперса

Акопов Гарник Владимирович
В работе рассмотрены основные методологические позиции К.Ясперса: принципы, методы исследования, проблема сознания
Читать PDF
84.23 кб

Вторая научная психологическая конференция

Рогинский Г. P.
Читать PDF
201.78 кб

Трансформация оснований научной психологии

Гарбер Илья Евгеньевич
Рассмотрены соотношение эмпирических данных, структуры теории и оснований научной психологии, понимаемой как академическая и прикладная дисциплина. Представлены генезис и трансформация оснований научной психологии.
Читать PDF
86.77 кб

Научно-психологический анализ «я» (самости)

Денисова Ирина Валентиновна
В статье рассматривается опыт психологических исследований человеческого «Я», в частности исследования американских социальных психологов.
Читать PDF
116.16 кб

Трансформация эталона научности в психологии

Ушкова Елена Николаевна
История психологии стала показательным примером трансформации эталона научности.
Читать PDF
468.61 кб

Подготовка психолога-диагноста на научной основе

Ануфриев Александр Федорович
Характеризуются направления подготовки психологов в зависимости от избранного научного подхода. Раскрывается специфика работы практического психолога.
Читать PDF
7.06 мб

Научно-методические аспекты психологии творчества

Сорокин Б.Ф.
В статье рассматриваются научно-методическиеаспекты психологии творчества.
Читать PDF
217.17 кб

О предмете научной психологии: утраты и обретения

Мазилов Владимир Александрович
В статье обсуждаются важнейшие методологические вопросы, связанные с предметом психологической науки, обсуждаются различные подходы к проблеме предмета.
Читать PDF
3.88 мб

Эволюция научного метода в интегративной психологии

Сидорина Татьяна Владимировна
Автор рассматривает раздел интегративной психологии и раскрывает этапы формирования ее понятийного аппарата, выявляет принципы и особенности системности ее содержания.
Читать PDF
1.09 мб

Джон Стюарт Милль и формирование научной психологии

Мазилов Владимир Александрович
Джон Стюарт Милль (1806-1873) выдающийся мыслитель, философ, экономист, общественный деятель. Вклад его в эти сферы науки огромен и неоспорим. Статья посвящена рассмотрению менее известного аспекта деятельности Д. С.

Похожие термины: