ПСИХОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ
часть психологии искусства, связанная с особенностями создания, исполнения и восприятия людьми музыкальных произведений, а также с изучением влияния музыки на психологию и поведение людей. См. психология искусства.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
ПСИХОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ
отрасль психологии искусства, изучающая воздействие музыки на человека и его активную музыкальную деятельность. Исследует:
1) проблемы процессов формирования, развития и определения музыкальных способностей;
2) проблемы психологических механизмов сочинения, исполнения, восприятия и обучения музыке;
3) проблемы применения музыки как массового средства коммуникации;
4) проблемы влияния функциональной музыки на производительность труда;
5) проблемы лечебного воздействия музыки на человека (-> музыкотерапия);
6) проблемы профессиональной деятельности музыканта: обучение, воспитание профессиональных и артистических качеств;
7) проблемы эстетической, нравственной и воспитательной роли музыки в формировании подрастающих поколений;
8) проблемы влияния музыки на повышение творческого потенциала.
Одно из направлений психологии музыкальной - психология деятельности музыкальной, изучающая основные ее виды: восприятие, исполнение, сочинение и преподавание музыки.
Появление психологии музыкальной как отрасли знаний связано с выделением психологии дифференциальной в самостоятельную область науки. Первоначально деятельность направлялась на изучение отдельных свойств звука (высоты, тембра, громкости) и работы слухового органа, что считалось основой для понимания более сложных явлений психических. Положительным результатом этих исследований было установление данных о работе органов чувств при восприятии различных физических объектов, что дало возможность обосновать резонансную теорию слуха и обертоновую теорию тембра, сформулировать закон психофизический основной и пр. В дальнейшем внимание музыкальных психологов было обращено на изучение слуха музыкального, а затем - на исследование способностей музыкальных и восприятия музыкального.
Сложность развития психологии музыкальной обусловлена недостатком исследователей, объединяющих профессиональную музыкальную и психологическую подготовку, а также отсутствием методик, соответственных предмету исследования.
1) проблемы процессов формирования, развития и определения музыкальных способностей;
2) проблемы психологических механизмов сочинения, исполнения, восприятия и обучения музыке;
3) проблемы применения музыки как массового средства коммуникации;
4) проблемы влияния функциональной музыки на производительность труда;
5) проблемы лечебного воздействия музыки на человека (-> музыкотерапия);
6) проблемы профессиональной деятельности музыканта: обучение, воспитание профессиональных и артистических качеств;
7) проблемы эстетической, нравственной и воспитательной роли музыки в формировании подрастающих поколений;
8) проблемы влияния музыки на повышение творческого потенциала.
Одно из направлений психологии музыкальной - психология деятельности музыкальной, изучающая основные ее виды: восприятие, исполнение, сочинение и преподавание музыки.
Появление психологии музыкальной как отрасли знаний связано с выделением психологии дифференциальной в самостоятельную область науки. Первоначально деятельность направлялась на изучение отдельных свойств звука (высоты, тембра, громкости) и работы слухового органа, что считалось основой для понимания более сложных явлений психических. Положительным результатом этих исследований было установление данных о работе органов чувств при восприятии различных физических объектов, что дало возможность обосновать резонансную теорию слуха и обертоновую теорию тембра, сформулировать закон психофизический основной и пр. В дальнейшем внимание музыкальных психологов было обращено на изучение слуха музыкального, а затем - на исследование способностей музыкальных и восприятия музыкального.
Сложность развития психологии музыкальной обусловлена недостатком исследователей, объединяющих профессиональную музыкальную и психологическую подготовку, а также отсутствием методик, соответственных предмету исследования.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
сфера псих. искусства, кот. исследует влияние музыки на субъекта, его акции активности-инициативности-предприимчивости в муз. деятельности; модели М.п. изучают процессы формирования-эволюции-дефиниции муз. способностей, талантов, психомеханизмов-психофункций создания муз. произведения, исполнения муз. сочинения, перцепции-восприятия, обучения муз. искусству, а также апробаций применений музыки как массово-коммуникативного средства-инструмента на телевидении, радио, видео-, в концертах, спектаклях, кинематографе; муз. псих. изучает также проф. деятельность композитора, музыкантов, их обучение, гностические акты, проф. Артистическо-операциональные предикаты-качества, воздействие музыки на сублимацию-повышение креативно-творческих потенциалов субъекта; псих. музыкальной деятельности, активности, иссл. базальные виды, такие как: слушание-восприятие, исполнительные акты, креация-сочинение муз. произведений и фазы-этапы, связанные с преподаванием самой музыки; многие ученые исследуют-интерпретируют-модифицируют отдельные свойства-предикаты акустических звуков, их высоту, тембрацию, ритм, акустические модели, звукотональности, звукоакустические модуляции-мультичастоты, кот. связана с функциями аудиально-слуховых органов и другими органами чувств, при восприятии аудиально-тонических мультизвуков, что и дало, например, возможность Гельмгольцу концептоизировать модельно-резонансную теорию слуха и обертоновую концепцию мультиакустических тембраций, а Фехнер и Веребр дефиницировали фундаментально-кардинальный психофизический закон; проблемами изучения муз. слуха, муз. способностей, муз. талантов занимались Мясищев, Брентано, Вагнер, Штумпф и др. иссл.; муз. способности-музталанты субъекта — это личностно-психологические предикаты-особенности индивида, к коим относятся генетико-природная аудиочувствительность субъекта, его муз. интуиция, муз. чутье, кот. детерминируют анализ-синтез натурально-вербальных и музыкально-аудиальных звуков, а также специфико-субъективное отношение индивида к рече-музыкальным, аудиально-акустическим мультиинтонациям, кот. выражаются в виде ментально-эмоциональных реакций; Теплов и другие иссл. считала, что базальным для всех видов муз. деятельности, муз. активности явл. тонально-ладовое чувство, т.е. способность субъектом психоэмоциепереживать корреляцию между звуками их экспрессивной и импрессивной стороной; и музыкально-мультиаудиальные представления, т.е. способность-умение-навык аудиопрослушивать в ментальных актах ранее аудиовоспринятые музыкальные композиции, кот. составляют генеральный базис, для креативных, репродуктивных функций муз. воображения, тектонизации музыкально-эйдетических моделей и эволюции форм дискурсивно-музыкального мышления, а также эволюции-конституированию ритмо-музыкально-аудиального чувства, как способности-талантов перцептировать-воспринимать, психопереживать, спецификорепродуцировать, спецификогенерировать, уникумно-оригинально создавать новационные, ритмоаудительные-ритмомузыкальные когеренции-ассоциации, в импликате с механизмами муз. памяти, муз. воображения, муздискурсмышления и психодинамических навыков-способностей, сами же механизмы мультимузыкальной памяти способствуют концентрации-накоплению мультимузыкально-эмпирического опыта, кот. и влияет, как и другие феномены на формирование-эволюцию муз. способностей, муз. талантов и детерминируют модели-способы-модусы мультимузыкальной менталитетоизации - скрипично-инструментальной, фортепианно-инструментальной, гитарно-инструментальной, саксофоно-инструментальной и т.д. психомоторно-инструментальные таланты музыканта и проявляются в его индивидуально-потенциальных актах как возможность интерпретировать-мультимодифицировать свое понимание-осмысление форм и со-держание муз. произведения, муз. композиции при самом исполнении они и отражаются-выражаются-продуцируются в его инструментальном мастерстве, операционально-инструментальной музвиртуозности-музоригинальности, в его чувственно-эмотивном чутье, интуиции, уникально-музыкальных модусах отзывчивости-восприятия на сами музыкальные композиции, сочинения; муз. слух — это социообусловленная, эволюционная способность субъекта дифференцировать муз. звуки, муз. акустические сигналы, воспринимать-перцептировать-психопереживать-осмысливать содержание и форму муз. композиций, муз. произведений, а также его специфико-оригинальную самопотенцию, самоспособность, репродуцировать-воссоздавать-воспроизводить муз. произведения, муз. сочинения; муз. слух — это и сложная мультиэлементно-мультимодельная система, кот. исполняет-продуцирует гностическо-креативные функции субъекта; поли; элементность музыкально-слухо-аудиальной модели детерминируется набором-составом музыкально-акустических мультизвуков, аудиальной сложностью их тектонизации, партитурности, структурности и самим содержанием муз. композиций, полиобразностью средств-инструментов музыкально-художественной экспрессии; на сенсорно-модельном : уровне дифференцируют абсолютный муз. слух и бинауральный муз. слух; в изучении перцептивных моделей выделяют мультитембровый, аудиально-высотный и мультидинамический слух, а на тектоно-эмоционально-семантическом уровне дифференцируют мультифонические, изоморфные, партирурно-мелодические муз. звуки; на понятийно-интегральном уровне, изучаются чувства музыкальной формы, а также архитектонический муз. слух; абсолютно-музыкальный слух — это дифференциально-аудиальная реакция на высоту акустических моделей, кот. осуществляется на уровне мультиощущения, а сам генезис абсолютно-аудиального слуха осуществляется-референцируется-формируется в запечатлении, в аудиально-импритинговых моделях абсолютной высоты аудиальных схем уже как спорадически-индивидуализированное, специфико-уникальное дифференциальное качество-аудиопредикат, кот. присущ-характерен для каждого звука в автономном порядке от его модально-интервальных отношений с другими звуками, акустическими схемами-моделями: генетика абсолютно-аудиального слуха не может быть догматической, абсолютизированной и нет надобности считать, что абсолютно-аудиальные способности есть генетико-врожденные качества субъекта; уникально-специфический аудиально-абсолютный слух — это прерогатива субъекта осмысливать-называть-репродуцировать-конституировать звуки, аудиомодели, практически без сличения-аналогоизации их с какими-либо звукоаудиальными парадигмами; в отрасль муз. психологии входят также методы музыкотерапии как модусы-приемы профилактического воздействия на больных с аберрациями-расстройствами Ц.н.с.; в совр. эпоху создано множество клиническо-психотерапевтических центров, клиник, пансионатов, где с помощью муз. произведений, муз. композиций изучается влияние музыки на больных с нервно-психодеформационными расстройствами, а также в самих учреждениях-клиниках используются эффективные методы музыкально-психотерапевтического воздействия с целью деструктировать-блокировать негативные психофеномены в психической конституции индивида.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.