ПСИХОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПСИХОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ
часть психологии искусства, связанная с особенностями создания, исполнения и восприятия людьми музыкальных произведений, а также с изучением влияния музыки на психологию и поведение людей. См. психология искусства.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ПСИХОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ
отрасль психологии искусства, изучающая воздействие музыки на человека и его активную музыкальную деятельность. Исследует:
1) проблемы процессов формирования, развития и определения музыкальных способностей;
2) проблемы психологических механизмов сочинения, исполнения, восприятия и обучения музыке;
3) проблемы применения музыки как массового средства коммуникации;
4) проблемы влияния функциональной музыки на производительность труда;
5) проблемы лечебного воздействия музыки на человека (-> музыкотерапия);
6) проблемы профессиональной деятельности музыканта: обучение, воспитание профессиональных и артистических качеств;
7) проблемы эстетической, нравственной и воспитательной роли музыки в формировании подрастающих поколений;
8) проблемы влияния музыки на повышение творческого потенциала.
Одно из направлений психологии музыкальной - психология деятельности музыкальной, изучающая основные ее виды: восприятие, исполнение, сочинение и преподавание музыки.
Появление психологии музыкальной как отрасли знаний связано с выделением психологии дифференциальной в самостоятельную область науки. Первоначально деятельность направлялась на изучение отдельных свойств звука (высоты, тембра, громкости) и работы слухового органа, что считалось основой для понимания более сложных явлений психических. Положительным результатом этих исследований было установление данных о работе органов чувств при восприятии различных физических объектов, что дало возможность обосновать резонансную теорию слуха и обертоновую теорию тембра, сформулировать закон психофизический основной и пр. В дальнейшем внимание музыкальных психологов было обращено на изучение слуха музыкального, а затем - на исследование способностей музыкальных и восприятия музыкального.
Сложность развития психологии музыкальной обусловлена недостатком исследователей, объединяющих профессиональную музыкальную и психологическую подготовку, а также отсутствием методик, соответственных предмету исследования.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
сфера псих. искусства, кот. исследует влияние музыки на субъекта, его акции активности-инициативности-предприимчивости в муз. деятельности; модели М.п. изучают процессы формирования-эволюции-дефиниции муз. способностей, талантов, психомеханизмов-психофункций создания муз. произведения, исполнения муз. сочинения, перцепции-восприятия, обучения муз. искусству, а также апробаций применений музыки как массово-коммуникативного средства-инструмента на телевидении, радио, видео-, в концертах, спектаклях, кинематографе; муз. псих. изучает также проф. деятельность композитора, музыкантов, их обучение, гностические акты, проф. Артистическо-операциональные предикаты-качества, воздействие музыки на сублимацию-повышение креативно-творческих потенциалов субъекта; псих. музыкальной деятельности, активности, иссл. базальные виды, такие как: слушание-восприятие, исполнительные акты, креация-сочинение муз. произведений и фазы-этапы, связанные с преподаванием самой музыки; многие ученые исследуют-интерпретируют-модифицируют отдельные свойства-предикаты акустических звуков, их высоту, тембрацию, ритм, акустические модели, звукотональности, звукоакустические модуляции-мультичастоты, кот. связана с функциями аудиально-слуховых органов и другими органами чувств, при восприятии аудиально-тонических мультизвуков, что и дало, например, возможность Гельмгольцу концептоизировать модельно-резонансную теорию слуха и обертоновую концепцию мультиакустических тембраций, а Фехнер и Веребр дефиницировали фундаментально-кардинальный психофизический закон; проблемами изучения муз. слуха, муз. способностей, муз. талантов занимались Мясищев, Брентано, Вагнер, Штумпф и др. иссл.; муз. способности-музталанты субъекта — это личностно-психологические предикаты-особенности индивида, к коим относятся генетико-природная аудиочувствительность субъекта, его муз. интуиция, муз. чутье, кот. детерминируют анализ-синтез натурально-вербальных и музыкально-аудиальных звуков, а также специфико-субъективное отношение индивида к рече-музыкальным, аудиально-акустическим мультиинтонациям, кот. выражаются в виде ментально-эмоциональных реакций; Теплов и другие иссл. считала, что базальным для всех видов муз. деятельности, муз. активности явл. тонально-ладовое чувство, т.е. способность субъектом психоэмоциепереживать корреляцию между звуками их экспрессивной и импрессивной стороной; и музыкально-мультиаудиальные представления, т.е. способность-умение-навык аудиопрослушивать в ментальных актах ранее аудиовоспринятые музыкальные композиции, кот. составляют генеральный базис, для креативных, репродуктивных функций муз. воображения, тектонизации музыкально-эйдетических моделей и эволюции форм дискурсивно-музыкального мышления, а также эволюции-конституированию ритмо-музыкально-аудиального чувства, как способности-талантов перцептировать-воспринимать, психопереживать, спецификорепродуцировать, спецификогенерировать, уникумно-оригинально создавать новационные, ритмоаудительные-ритмомузыкальные когеренции-ассоциации, в импликате с механизмами муз. памяти, муз. воображения, муздискурсмышления и психодинамических навыков-способностей, сами же механизмы мультимузыкальной памяти способствуют концентрации-накоплению мультимузыкально-эмпирического опыта, кот. и влияет, как и другие феномены на формирование-эволюцию муз. способностей, муз. талантов и детерминируют модели-способы-модусы мультимузыкальной менталитетоизации - скрипично-инструментальной, фортепианно-инструментальной, гитарно-инструментальной, саксофоно-инструментальной и т.д. психомоторно-инструментальные таланты музыканта и проявляются в его индивидуально-потенциальных актах как возможность интерпретировать-мультимодифицировать свое понимание-осмысление форм и со-держание муз. произведения, муз. композиции при самом исполнении они и отражаются-выражаются-продуцируются в его инструментальном мастерстве, операционально-инструментальной музвиртуозности-музоригинальности, в его чувственно-эмотивном чутье, интуиции, уникально-музыкальных модусах отзывчивости-восприятия на сами музыкальные композиции, сочинения; муз. слух — это социообусловленная, эволюционная способность субъекта дифференцировать муз. звуки, муз. акустические сигналы, воспринимать-перцептировать-психопереживать-осмысливать содержание и форму муз. композиций, муз. произведений, а также его специфико-оригинальную самопотенцию, самоспособность, репродуцировать-воссоздавать-воспроизводить муз. произведения, муз. сочинения; муз. слух — это и сложная мультиэлементно-мультимодельная система, кот. исполняет-продуцирует гностическо-креативные функции субъекта; поли; элементность музыкально-слухо-аудиальной модели детерминируется набором-составом музыкально-акустических мультизвуков, аудиальной сложностью их тектонизации, партитурности, структурности и самим содержанием муз. композиций, полиобразностью средств-инструментов музыкально-художественной экспрессии; на сенсорно-модельном : уровне дифференцируют абсолютный муз. слух и бинауральный муз. слух; в изучении перцептивных моделей выделяют мультитембровый, аудиально-высотный и мультидинамический слух, а на тектоно-эмоционально-семантическом уровне дифференцируют мультифонические, изоморфные, партирурно-мелодические муз. звуки; на понятийно-интегральном уровне, изучаются чувства музыкальной формы, а также архитектонический муз. слух; абсолютно-музыкальный слух — это дифференциально-аудиальная реакция на высоту акустических моделей, кот. осуществляется на уровне мультиощущения, а сам генезис абсолютно-аудиального слуха осуществляется-референцируется-формируется в запечатлении, в аудиально-импритинговых моделях абсолютной высоты аудиальных схем уже как спорадически-индивидуализированное, специфико-уникальное дифференциальное качество-аудиопредикат, кот. присущ-характерен для каждого звука в автономном порядке от его модально-интервальных отношений с другими звуками, акустическими схемами-моделями: генетика абсолютно-аудиального слуха не может быть догматической, абсолютизированной и нет надобности считать, что абсолютно-аудиальные способности есть генетико-врожденные качества субъекта; уникально-специфический аудиально-абсолютный слух — это прерогатива субъекта осмысливать-называть-репродуцировать-конституировать звуки, аудиомодели, практически без сличения-аналогоизации их с какими-либо звукоаудиальными парадигмами; в отрасль муз. психологии входят также методы музыкотерапии как модусы-приемы профилактического воздействия на больных с аберрациями-расстройствами Ц.н.с.; в совр. эпоху создано множество клиническо-психотерапевтических центров, клиник, пансионатов, где с помощью муз. произведений, муз. композиций изучается влияние музыки на больных с нервно-психодеформационными расстройствами, а также в самих учреждениях-клиниках используются эффективные методы музыкально-психотерапевтического воздействия с целью деструктировать-блокировать негативные психофеномены в психической конституции индивида.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
396.47 кб

ИНТЕГРАТИВНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Барашкова Елена Васильевна, Дробышева-Разумовская Людмила Ивановна, Дорфман Леонид Яковлевич
Введение. В последние десятилетия в науке, в том числе в ее общественно-гуманитарной области, активно развиваются направления на стыке различных отраслей знания.
Читать PDF
318.79 кб

Учебный курс «Психология музыкальной одаренности»

Лосева C.Н.
В статье раскрываются цель и задачи курса «Психология музыкальной одаренности», содержание, технологии и методы, используемые в процессе обучения.
Читать PDF
103.60 кб

Психологическая диагностика музыкальной одаренности

Лосева С. Н.
В большинстве исследовательских работ недостаточное внимание уделяется изучению общих предпосылок успешной музыкальной деятельности, общим компонентам музыкальной одаренности.
Читать PDF
385.38 кб

Вопросы музыкальной психологии в творчестве В. М. Бехтерева

Орлова Екатерина Марковна
В статье подвергается анализу точка зрения В.М. Бехтерева о проблеме влияния музыки на человека и общество. Показывается, что к обозначенной проблеме ученый обращался с позиции комплексного и междисциплинарного подхода.
Читать PDF
11.59 мб

Музыкальный импрессинг как психолого-педагогический феномен

Гильманов Сергей Амирович
В статье описывается и анализируется психический феномен, проявляющийся во взаимодействии человека с музыкой.
Читать PDF
113.66 кб

ДУХОВНОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

Лосева С.Н., Лосева В.И.
Читать PDF
3.49 мб

Музыкальная терапия избавляет беременных от психологического стресса

Читать PDF
265.75 кб

Общее музыкальное образование в психолого-антропологическом контексте

Торопова А.В.
В статье обсуждаются антропологические цели и смыслы общего музыкального образования, психологические ресурсы и возможности здоровьесбережения в процессе музыкальной деятельности.
Читать PDF
1.02 мб

Одаренность в сфере музыкального искусства в контексте психологического знания

Мильчарек Н. А.
В статье рассмотрены основные подходы к проблеме одаренности в музыкальном искусстве, представленные как в отечественной, так и в западной психологии.
Читать PDF
671.57 кб

Роль учителя музыкально-ритмических занятий в спектаклях психологического театра

Стукалина Нина Дмитриевна
Читать PDF
70.83 кб

Психология музыкального образования и развития личности (методологический аспект)

Торопова Алла Владимировна
Читать PDF
635.49 кб

Музыкальное воздействие в практике коррекционной психологии: эмоциональный аспект

Посохова Светлана Тимофеевна, Изотова Маргарита Хаджумаровна
Раскрыта способность подростков с легкой степенью умственной отсталости воспринимать, дифференцировать и графически выражать эмоциональное содержание разных музыкальных произведений.
Читать PDF
1.22 мб

Психологические особенности раннего музыкально-эстетического развития дошкольников

Сулейманов Рамиль Фаилович, Хадиуллина Муршида Мухаметзиевна
Формирование музыкально-эстетической сферы дошкольника обусловлено, как ее ранним этапом, так и алгоритмом развития.
Читать PDF
483.56 кб

Психологические закономерности сотворческой музыкально-исполнительской деятельности

Куприна Е.Ю.
Функционирование сложной креативной интегрированной среды, в недрах которой рождаются сложнейшие вопросы интерпретации и воплощения творческих замыслов музыкантов, напрямую связано с психологией межличностных отношений, опосредова
Читать PDF
217.05 кб

Индивидуально-психологические и электроэнцефалографические особенности музыкальности

Торопова А. В., Симакова И. Н., Василевская К. Н., Беданокова А. К.
В статье обсуждается методология исследования музыкальности, преодолевающая разрыв между внешними ее проявлениями и внутренней образно-когнитивной структурой.