КРИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ это что такое КРИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: определение — Психология.НЭС
ПСИХОЛОГИЯ КРИМИНАЛЬНАЯ Психология личности

ПСИХОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКАЯ

Найдено 4 определения термина ПСИХОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКАЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ПСИХОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКАЯ

направление марксистски ориентированной психологии, возникшее в Германии на рубеже 60 - 70-х гг. XX в. Ведущие представители - К. Хольцкамп (глава школы), У. Хольцкамп-Остеркамп, П. Кайлер, К. X. Браун, Г. Ульманн, О. Дрейер, и пр. Один из основных психологических источников ее концепции - теория деятельности А. Н. Леонтьева, с коей она имеет много общих мест.

Особое место в психологии критической занимают исследования социогенеза - развития психики в конкретных типах общества, а также изучения представителей конкретных социальных групп, классов, слоев общества и пр.

Концепция психологии критической - не умозрительная конструкция, но вырастает из практики и "врастает" в нее: на базе оригинальной теории развития личности вырабатываются соответственные педагогические и психотерапевтические рекомендации.

Одно из основных понятий психологии критической - способность к действию, под коей понимается способность индивида благодаря участию в жизни общества, за счет реализации определенной общественной роли контролировать собственные условия жизни и распоряжаться ими - способность стать подлинным субъектом своей жизнедеятельности. Развитие этой способности имеет две альтернативные возможности, определяемые социальными условиями и местом индивида в обществе:

1) ограниченное развитие - когда индивид приспосабливается к существующим условиям и подавляет свои истинные интересы, используя средства защиты психологической от неудовлетворенности, дискомфорта и пр.;

2) полное развитие, когда индивид осознает собственные потребности и борется за коренное улучшение условий жизни, свободно развивая свои "сущностные силы".

Все процессы психические рассматриваются как аспекты этой способности. Так, в области мышления вышеуказанная дилемма выражается в разделении толкования (обыденное мышление со свойственными ему фетишизмом, упрощениями, самообманами, персонификациями и пр.) и истинного понимания (проникновение в сущность вещей); в области восприятия - в противоположении неадекватного (иллюзорного) восприятия действительности и адекватного ее восприятия; в области эмоций - в оппозиции негативных эмоций (страхов, депрессии) и нормальных человеческих эмоций. Ограниченным развитием способности к действию объясняются некие отрицательные эмоциональные процессы - страх, тревожность и пр. Задачей педагогики и психокоррекционной работы принимается воспитание такой личности, коя могла бы мыслить и действовать самостоятельно, что предполагает активное ее участие в общественной жизни вплоть до противодействия господствующим общественным отношениям (если они не способствуют положительному самоосуществлению индивидов) и борьбы с ними.

Оцените определение:

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

КРИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

англ. critical psychology) - направление зарубежной (г. о.нем.) марксистски ориентированной психологии, возникшее в конце 1960-х гг. (К. Хольцкамп, У. Хольцкамп-Остеркамп, Г. Ульманн, О. Дрейер, К. X. Браун и др.) и ставившее своей основной целью создание общей психологии (в смыслеЛ. С. Выготского) как общего теоретико-методологического фундамента психологической науки> или, как говорил Выготский, психологического "Капитала", что предполагает критический анализ всех школ и направлений в психологии и выработку нового категориального аппарата с учетом достижений и изъянов имеющихся концепций. При этом К. п. широко использует марксистскую методологию и ряд концепций сов. психологии. Особенно большое внимание уделяет К. п. критике и дальнейшему развитию теории деятельности А. Н. Леонтьева, в частности исследованиям деятельности и "образа мира" в социогенезе, а также онтогенезу и актуал-генезу психики у представителей разных классов, групп, слоев современного общества, что практически не рассматривалось в теории деятельности.

Одна из ключевых категорий К. п. - понятие "способность к действию", под которой понимается способность индивида благодаря его участию в жизни общества контролировать и произвольно регулировать свои собственные условия жизни, т. е. способность стать подлинным субъектом своей деятельности. Развитие этой способности имеет 2 альтернативные возможности (исходно определяемые конкретным типом общественных отношений и местом индивида в них, а также сложившимися в ходе его жизни установками): 1) ограниченное развитие, которое выражается в приспособлении индивида к существующим условиям путем подавления своих истинных интересов с использованием различных защитных механизмов; 2) полное развитие, когда индивид осознает свои подлинные потребности и интересы и борется за те условия жизни, в которых каждый может реализовать свои "сущностные силы".

Все психические процессы рассматриваются в К. п. как аспекты этой общей "способности". Так, указанная дихотомия находит свое выражение в противоположности неадекватного ("утопического" и т. п.) восприятия реальности и адекватного (реалистического) ее восприятия; в области мышления - в противоположности "толкования" (обыденного мышления со свойственными ему упрощениями, фетишизмом, персонификациями и пр.) и "понимания" (подлинного проникновения в суть вещей); в области эмоций - в противоположности страхов, депрессии и т. п. эмоциональных состояний и полноценной эмоциональной жизни. При этом в К. п. не ограничиваются теоретическим и экспериментальным анализом таких дихотомий, а разрабатывают психотерапевтические и педагогические рекомендации. Задачей психокоррекцион-ной работы является, с этой т. зр., воспитание такой личности, которая могла бы ясно осознавать свои подлинные потребности, интересы, смыслы, установки и т. п., мыслить и действовать самостоятельно, свободно развивая свои сущностные силы, что необходимо предполагает участие в жизни общества и активную деятельность по преобразованию общественных условий, если они не способствуют положительному самоосуществлению индивидов. (Е. Е. Соколова.)

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

Критическая психология

Словообразование. Происходит от греч.kritike - искусство разбирать, судить и psyche - душа + logos - учение.

Автор. Основателем является К.Хольцкампф (Holzkamp, 1972).

Категория. Направление в немецкой психологии, базирующееся на марксизме, возникшее в конце 60-х гг. ХХ в.

Специфика. Форма культурно-исторической школы. Имеет много общих мест с теорией деятельности А.Н.Леонтьева. Ее представителями являются К.Хольцкамп, У.Хольцкамп-Остеркамп, Г. Ульманн, О.Дрейер, К.Х.Браун. Возникла из критики других психологических направлений за игнорирования в них собственно человеческой специфики, обусловленной общественными отношениями. Человек живет не в естественном окружающем мира, а в мире, который сам создает в условиях общественной практики. Поэтому в критической психологии особое внимание уделяется классовым отношениям. В противовес теории присвоения, которая развивается в культурно-исторической школе (тезис о подчиненности индивида общественному миру), здесь делается акцент на активном изменении предметного и социального мира. Одним из базовых является понятие "способность к действию" как способности индивида - за счет реализации определенной общественной роли - контролировать условия своей жизни. При этом человеческое развитие может быть как ограниченным, когда в приспособлении индивида к существующим условиям происходит подавление его интересов, так и полным, когда индивид борется за ту жизнь, которая соответствует его "сущностным силам". Эти возможности развития иллюстрируются частными экспериментальными данными - при рассмотрении соотношений: иллюзорного и адекватного восприятия, обыденного мышления, которому свойственны упрощения и самообманы, и истинного понимания, негативных эмоций (страхов, депрессии) и нормальных человеческих эмоций.

Источник: Психологический словарь

критическая психология

направление в психологии, возникшее на рубеже 60 – 70 гг. ХХ в. (К. Хольцкамп, У. Холцкамп-Остеркамп, П. Кайлер и др.), исходящее из теории деятельности А.Н. Леонтьева и исследующее социогенез психики личностей, социальных общностей (класса, социальной группы и др.).

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

Найдено рефератов по теме ПСИХОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКАЯ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Социально-психологические факторы преодоления критических жизненных ситуаций женщинами-предпринимате

Бергис Татьяна Анатольевна
Статья посвящена анализу социально-психологичеких факторов преодоления критических жизненных ситуаций женщинами-предпринимателями. Преодоление критических ситуаций рассматривается с позиций событийно-биографического подхода. Анализируются выбираемые стратегии преодоления во взаимосвязи с личностными характеристиками, смысложизненными и карьерными ориентациями, особенностями жизненного пути. Проводится сравнительный анализ факторов преодоления КЖС предпринимательницами и женщинами, не занятых предпринимательской деятельностью.
Скачать PDF

Динамические особенности социально-психологической адаптации школьников в критические периоды развит

Литвиненко Н. В.
Новизна заявленной в статье проблемы заключается в исследовании динамических особенностей социально-психологической адаптации школьников на основе комплекса показателей, отражающих особенности социальной ситуации развития в период возрастных кризисов 7, 11-12 и 15 лет. Полученные в ходе исследования результаты доказывают необходимость изучения факторов социально-психологической адаптации школьников, обусловливающих закономерности протекания данного процесса в критические периоды развития.
Скачать PDF

Критическое мышление как фактор формирования психологических защит после перенесенного стрессового р

Дружбина Татьяна Гайнуловна
В статье рассмотрена зависимость успешной адаптации участников локальных конфликтов с симптомами ПТСР от степени напряженности различных психологических защит и уровня критического мышления.
Скачать PDF

Адаптация школьников в критические периоды развития как предмет психолого-педагогического исследован

Литвиненко Н.В.
В статье раскрывается теоретическая и практическая значимость проблемы социально-психологической адаптации школьников в критические периоды развития, характеризующиеся резким изменением социальной ситуации развития и качественной перестройкой структуры адаптирующейся личности, и обосновывается собственная стратегия исследования заявленной проблемы.
Скачать PDF

Взаимосвязь критического мышления и психологического здоровья студентов высшей школы

Козлова Н.В., Щеглова Мария Сергеевна
Представлены результаты исследования взаимосвязи критического мышления и психологического здоровья студентов вузов. Исследование проводилось на основе оценки взаимосвязи критического мышления с показателями физического, психологического, экологического здоровья и с превентивными мерами. Результаты исследования показывают наличие взаимосвязи критического мышления с возрастом, полом, регулярными физическими нагрузками и превентивными мерами.
Скачать PDF

Психолого-педагогические проблемы становления идентичности в критических ситуациях

Бородина Викторина Николаевна, Кошкаров Владимир Иванович
Проблема идентичности связана с всесторонним анализом процесса развития личности, в котором усматривается способ существования человека в самых различных условиях. Аддиктивная идентичность, связанная с нарушениями идентичности, трудностями идентификации, формирует аддиктивную личность c деформированной Я-концепцией. Индивидуальные способы поведения в критической ситуации многообразны и определяются как самой ситуацией, так и личностными характеристиками человека структурными, функциональными и процессуально-динамическим аспектами идентичности, к которым относятся: импульсивность, пассивность и активность. Важно определить, как влияют процессы формирования психологической идентичности (смысложизненные ориентации, психическая ригидность и др.) на особенности проявления аддиктивного поведения человека, находящегося в критической ситуации.
Скачать PDF

Критическая психология в действии: социетальная перспектива

Орлов А.Б., Орлова Н.А.
В статье представлен вариант психолого-социологической проекции предмета критической психологии, которым видится не человек как данность, но человек как процесс становления. Драма целостной субъектности человека рассмотрена в логике развития мира деятельностей в материальном производстве. Задана исходная оппозиция в решении проблемы личности и деятельности. Традиционный психологический подход к этой проблеме противопоставлен деятельностному подходу, который, однако, реализуется в статье не в привычной логике филоили онтогенеза психики человека, но в логике ее социогенеза, предполагающей рассмотрение процесса становления современного мира деятельностей. Обсуждается противоположность статического и динамического (исторического) анализа мира деятельностей, рассматриваемого в качестве важнейшей детерминанты процессов развития и формирования личности. Представлены основные этапы становления материального производства: ремесло, мануфактура, машинное и автоматизированное производство. Показано, что данная эволюция материального производства неразрывно связана с распадом целостной трудовой деятельности человека, отчуждением человека от этой деятельности и расщеплением его жизнедеятельности на сферу труда и сферу досуга. Намечены основные тенденции в развитии мира деятельностей: генез труда и вытеснение человека из этого труда. Рассмотрены также две различные формы реализации этих противоречивых тенденций в современном мире: отчуждение труда и преодоление отчуждения труда как различные психолого-социологические условия личностного развития. Будущее мира деятельностей видится в сокращении рабочего времени в материальном производстве, в предоставлении людям возможностей для аутентичной реализации и интеграции их целостной субъектности в сфере свободного времени и тем самым намечается экзистенциальный и социальный выход из «кризиса» противостояния двух идеологических парадигм ХХ в.: «бесконечного тупика» капитализма или бесконечного возрождения «тупикового» социализма.
Скачать PDF

Психологические основы формирования критического мышления

Исаханова М.Э.
В статье обсуждаются теоретические и психологические аспекты формирования критического мышления. Обсуждаются и пограничные основной теме сообщения вопросы проблемы мышления.
Скачать PDF

Взаимосвязь уровня критического мышления и психологической безопасности студентов высшей школы

Козлова Наталья Викторовна, Щеглова Мария Сергеевна
Статья посвящена проблеме взаимосвязи уровня критического мышления и психологической безопасности студентов высшей школы. Полученные результаты свидетельствуют о том, что студенты высшей школы, обладающие уровнем критического мышления «средним» и «выше среднего», ощущают себя в безопасности, видят мир настроенным к ним доброжелательно, верят в его справедливость и закономерность, осознают собственное место в нем и свою значимость.
Скачать PDF

Влияние телекоммуникации на психологическое развитие детей дошкольного возраста

Гринева И.А.
Скачать PDF

Морально-психологическое состояние личного состава: сущность и диагностика

Балаян А. И.
В статье рассматривается сущность и диагностика морально-психологического состояния личного состава. Отмечается, что морально-психологическое состояние исторически устойчивый термин. Возникновение его в начале 1990-х гг. подтвердилось в настоящее время во всех современных армиях, ему придается особая роль в возрастающем значении боевой готовности силовых структур Российской Федерации, способности их к защите национальных интересов и безопасности государства.The article reviews the essence and diagnostics of military personnel moral and psychological status. It is stated that moral and psychological status is a historically stable term. The term originates back from the 1990-ies and is now recognized in all modern armies. It is given a particular role in the increasing importance of alertness of Russian Federation force structures, their ability to defend national interests and state security.
Скачать PDF

Особенности профессионального становления студентов-психологов

Лисова Е.Н.
Скачать PDF

Похожие термины: