ПСИХОЛОГИЯ КОСМИЧЕСКАЯ

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПСИХОЛОГИЯ КОСМИЧЕСКАЯ
область психологии, связанная с психологической подготовкой и осуществлением космических полётов.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

КОСМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Применение психологических принципов и методов к изучению вопросов, связанных с космосом. Во многих работах методы отбора персонала и изучения человеческого фактора распространяются на специфические обстоятельства космического полета и жизни в космосе.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

КОСМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
отрасль психологической науки, изучающая закономерности психической деятельности человека в условиях космических полетов. К. п. является интегративной наукой. Она тесно связана с авиационной, инженерной, педагогической, медицинской, социальной и другими отраслями психологической науки. К. п. изучает влияние невесомости, физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок на поведение и психическое здоровье космонавтов.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Космическая психология
Словообразование. Происходит от греч. psyche - душа + logos - учение.
Категория. Раздел психологии труда.
Специфика. Посвящена исследованию психической деятельности человека в условиях подготовки и осуществления космических полетов. Среди основных проблем космической психологии выделяют прежде всего проблему формирование у кандидатов в космонавты психологических схем тела, космического корабля и окружающего пространства и проблему совместимости летных экипажей.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

КОСМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
отрасль психологической науки, возникшая на основе авиационной психологии, когда перед человечеством встала задача освоения космоса. Первые сведения по К. п. содержатся в работах К. Э. Циолковского. Первая статья по К. п. была опубликована в журнале «Вопросы психологии», 1959, № 3. Но история К. п. начинается с первого полета в космос Ю. Гагарина (12 апреля 1961 г.).
Основными проблемами К. п. являются: деятельность в условиях невесомости, психологическая совместимость и преодоление сенсорного голода.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

ПСИХОЛОГИЯ КОСМИЧЕСКАЯ
областьнаучной психологии, где изучаются психологические проблемы, связанные с подготовкой, осуществлением полетов человека и пребыванием людей в космосе. Актуальными для П.к. являются, в частности, следующие вопросы: отбор и подготовка космонавтов, изменения психики и поведения человека за пределами действия земных условий, например земного притяжения; психологическая реабилитация космонавтов после их длительного пребывания в космосе. П.к. также включает аспекты инженерной психологии (иногда ее рассматривают как часть инжерной психологии), которые связаны с конструированием и использованием людьми космических аппаратов. См. психология инженерная, реабилитация психологическая.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Космическая психология
Область науки, включающая задачи по психологии, предметом которой является подбор и подготовка человека к экипажным полетам в Космос, его поведение во время полета, проблемы пребывания во внеземном пространстве и оформление рабочих мест космонавтов. К. п. получила развитие с полетами в Космос, причем в качестве основы ей служат теоретические знания и практический опыт воздушного транспорта. Этот раздел психологии имеет обширное будущее, так как все больше людей будут находиться длительное время в необычных до сих пор условиях существования. Необходимо будет проводить психологические исследования адаптации к пребыванию в необычных внеземных условиях с сильным воздействием на личность.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

КОСМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
от греч. kosmos — Вселенная) — раздел психологии труда, изучающий закономерности трудовой деятельности человека в условиях подготовки и осуществления космических полетов. К. п. тесно связана с другими отраслями психологии: инженерной, медицинской, социальной, педагогической и др., а также с врачебно-летной экспертизой. На этапе подготовки космических полетов К. п. решает задачи, связанные с психологическим отбором космонавтов, учетом их индивидуальных свойств в процессе подготовки, а также с психологическими аспектами выработки специальных операторских навыков и психологической подготовкой к действиям факторов космического полета (невесомость, гиподинамия, сенсорная депривация и др.). На этапе космического полета решаются задачи психологического обоснования рациональных режимов труда и отдыха, систематического контроля и прогнозирования психических состояний космонавтов, их психологической поддержки (коррекция способов деятельности, управление функциональным состоянием членов экипажа и т. п.). По мере развития К. п. ее важным разделом становится инженерная К. п., которая обеспечивает проектирование и создание пилотируемых аппаратов с учетом особенностей и свойств космонавтов. Другой задачей инженерной К. п. является разработка тренажеров и имитаторов условий деятельности космонавта, которые бы с максимальной степенью приближения моделировали реальные условия и факторы космического полета.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

ПСИХОЛОГИЯ КОСМИЧЕСКАЯ
отрасль психологии (раздел психологии труда), посвященная исследованию психологических особенностей труда космонавта, зависимость их от ряда специфических факторов - невесомости, гиподинамии, относительной депривации сенсорной и прочих, а также способы и методы целенаправленной организации деятельности психической космонавта в ходе подготовки и осуществления космических полетов.
Является продолжением ветви психологии авиационной; в связи с крайней экстремальностью условий жизнедеятельности космонавтов и сложностью выполняемых ими задач дополнительно включает в себя многие разделы других отраслей психологии: инженерной, медицинской, социальной, педагогической, и пр.
Среди основных проблем космической психологии выделяются прежде всего:
1) проблема формирование у кандидатов в космонавты психологических схем тела, космического корабля и внешнего пространства;
2) проблема совместимости экипажей.
Ныне сложились основные разделы психологии космической, кои целесообразно рассматривать в связи с этапами подготовки и реализации космических полетов. Подготовительный этап включает в себя круг вопросов, связанных с психологическим отбором космонавтов, с учетом их индивидуальных свойств в период подготовки, а также с психологическими аспектами выработки специальных операторских навыков и психологической подготовкой к действию факторов космического полета. Долговременные орбитальные полеты потребовали разработки системы мероприятий по психологическому обеспечению текущей деятельности космонавтов. Сюда относятся психологическое обоснование рациональных режимов труда и отдыха на различных этапах полета, систематический контроль и прогнозирование состояний психических членов экипажей. Важное мероприятие в период полета - психологическая поддержка, включающая своевременную коррекцию способов деятельности, а также различные воздействия для управления функциональным состоянием членов экипажей. В послеполетном периоде вопросы психологического обеспечения охватывают круг задач, связанных с реадаптацией космонавтов к земным условиям и с разработкой методов содействия этому.
По мере развития психологии космической достаточно обширным ее разделом становится психология космическая инженерная.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

КОСМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
отрасль-раздел психологии, кот. изучает специфику псих. деятельности, псих. активности субъекта в условиях его подготовки для осуществления-реализации космических полетел сама к.п. непосредственно связана с авиационной психологией и врачебно-летно-клиническими психодиагностиками; К.п. иссл. такие фундаментальные особенности деятельности-активности человека в косм, полете: а) строго-иерархическую перманентную последовательность инструментально-рабочих операций по заданным или же экстренно-ситуативным программам, а также бездискретность деятельности-активности субъекта, с учетом запаса или же дефицита времени; б) характер-денотацию-модальности восприятия и переработку информации тех. системами и ЭВМ в космосе; в) феномены трансформации площади опоры при движении корабля, давление площади опоры или же отсутствие площади опоры при невесомости, с учетом пространственных факторов, таких как высота, замкнутость пространственность во время пребывания космонавтов в кабинах небольшого объема или же неограниченности континуумо-пространственности, например, при выходе космонавтов в свободный космос, во вселенную; г) феномены-факторы космической новизны, стрессовых-полустрессовых флуктуаций психики субъекта-космонавта в космосе; в селективных целях используют модусы проверки психики индивида на мобильность, устойчивость, с ориентацией на ментальные механизмы, на механизмы долговременно-кратковременно-оперативной памяти, иммунномодусные механизмы внушаемости; к моделям К.п. всегда в базально-дополнительном порядке должны быть подключены разделы других отраслей псих. науки: медицинской, социальной, педагогической, инженерной психологии, кот. и необходимо рассматривать в связи с этапами подготовки индивидов к реализации космических полетов; в таком аспекте учитываются психические особенности космонавта, его индивидуальные свойства в период проф. подготовки, психоаспекты выработки специально-инструментально-операторских навыков адаптированных к экстремально-специфически условиям функционирования в косм, полетах; в модель К.п. обеспечивающую эффективную деятельность космонавта включены рациональный режим его труд а-активности, а также отдых-досуг на различных этапах косм, полета, системный контроль и прогнозирование психофеноменов, имеющих непосредственное отношение к психике самих членов экипажа, кот. включает также значимо-необходимую коррекцию модусов деятельности субъектов в самом космосе на борту орбитальных кораблей-станций; базальное, в данном аспекте, это формирование состава экипажа, обучение взаимозависимо-корреляционной деятельности, а также пространственная локусоизация субъектов-членов экипажа, что позволяет моделировать совместную деятельность-активность нескольких субъектов в ситуациях значимо-весомых-кардинальных для реализации самих космических программ с учетом психических предикатов-свойств индивидов.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

КОСМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
КАСМІЧНАЯ ПСІХАЛОГІЯ / SPACE PSY CHOLOGY– отрасль психологии (раздел психологии труда), в которой изучаются особенности психической деятельности человека при осуществлении космических полетов, подготовки к ним. Свое развитие К. п. ведет из авиационной психологии (активно работали в данной отрасли С. Е. Мниц, А. П. Нечаев, Н. М. Добротворский, С. Г. Геллерштейн, К. К. Платонов,Б. Ф. Ломов, Н. Д. Завалова, В. А. Пономаренко, Э. В. Лапаев, В. А. Бодров, Л. П. Гримак, Г. М. Зараковский, Ю. В. Крылов и др.) и медицины, на базе которых проводились первые исследования, особое развитие получила в связи с развитием космонавтики. К. п. является интегративной наукой. Проблемами К. п. занимались отечественные специалисты Ф. Д. Горбов, В. И. Мясников, В. И. Лебедев, Р. Б. Богдашевский и особенно О. Н. Кузнецов, М. А. Новиков, Г. В. Изосимов, М. И. Клевцов, М. И. Вакар, Л. Г. Головкин, Л. С. Хачатурьянц, В. А. Бодров, А. Н. Лицов, В. И. Метлик, Г. М. Зараковский, С. Л. Рысакова и др.К. п. тесно связана с авиационной, инженерной, педагогической, медицинской, социальной психологией и другими отраслями психологической науки. Основными задачами, решаемыми К. п., являются: отбор космонавтов, подготовка космонавтов к космическому полету, формирование экипажей с учетом психологической совместимости, составление рекомендаций и психологическое сопровождение экипажей на всех этапах предполетной подготовки, полета и послеполетной реабилитации, составление рекомендаций по конструированию эргономичных систем «человек– машина» на космических объектах, разработка и апробация наиболее диагностических методик. Направления исследований в К. п. напрямую связаны с аткуальными космическими проектами. На данный момент исследуются вопросы длительных космических полетов (эксперименты «Марс-500», EXEMSI-92, HUBES-94, «ЭКОПСИ-95», SFINCSS, «Контент» и др.).
Объектом изучения К. п. являются: влияние физической среды (невесомости, перегрузок, сенсорной депривации, ограниченность пространства, отсутствие площади опоры, новые условия перемещения) на работу организма в целом и психики; изменения процессов восприятия (схемы тела, времени, пространства); особенности, связанные с социально-психологическим взаимодействием членов экипажа в условиях изоляции в автономных условиях и др. Значительное внимание уделяется вопросам профессиналной подготовки космонавтов, также исследуются неблагоприятные факторы, воздействующие на психическое и психофизическое состояние космонавтов и их отсроченное влияние. Исследуются психологические аспекты использования роботов для коммуникации и поддержки космонавтов в дальних космических полетах, проблемы доверия, критерии необходимости и возможности роботизации полетных станций с учетом психологических аспектов коммуникации в изолированном пространстве. Интенсивность и востребованность исследований в области К. п. напрямую зависят от космических программ, реализуемых и планируемых к релизации в нашей стране. Т. В. Разина

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

КОСМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
англ. cosmic psychology, space psychology) - раздел психологии труда; изучает закономерности психической деятельности человека в условиях подготовки и осуществления космических полетов, непосредственно связана с авиационной психологией и вра-чебно-летной экспертизой.
К. п. изучает след. основные особенности деятельности человека в космическом полете: 1) непрерывность деятельности; 2) обязательную последовательность рабочих операций по заранее данным или экстренно принимаемым программам; 3) дефицит или лимит времени; 4) опосредованный характер восприятия и переработку информации техническими системами; 5) влияние постураль-ных (изменения положения площади опоры при эволюциях корабля, давлении площади опоры при перегрузках, трансформации и "отсутствии" площади опоры при невесомости) и пространственных (высоты, ограниченности и замкнутости при пребывании космонавтов в кабинах малого объема, неограниченности пространства при выходе в свободный космос и пр.) факторов; 6) влияние новизны как стрессора.
В целях профессионального отбора К. п. использует методики, основанные на принципе воспроизведения (проба на помехоустойчивость, исследование оперативной памяти, внушаемости и пр.). Полученные данные используются в общей системе оценки состояния нервно-психического и соматического здоровья, общефизической и специальной подготовленности космонавта.
При наземных длительных испытаниях особое значение имеет полиэффекторный метод регистрации электрофизиологических показателей (ЭЭГ, ЭКГ, ЭОГ, ЭМГ, КГР дыхания и пр.). Исходные данные сравниваются с данными телеметрии, получаемыми во время космического полета (особенности процессов восприятия пространства и восприятия времени, функций зрения - глубинного, цветового и пр., почерка и речи). Большую роль в изучении проблем К. п. играют данные самонаблюдения космонавтов, а также результаты проводимых ими в полете исследований.
Выделяют 2 основные группы проблем К. п.: 1) пространственной напряженности и 2) экологической психологии. 1-я группа изучает формирование психической "схемы тела" и схем типа "человек - корабль", "человек - корабль - окружающее пространство", а также развитие у кандидатов в космонавты пространственной смелости (в адаптационном, биомеханическом и психологическом планах) в условиях свободного перемещения в неограниченном пространстве при отсутствии площади опоры, в трудных (новых) условиях перемещения (напр., на Луне) и при длительном пребывании в замкнутых пространствах ограниченного объема (см. Изоляция, Сенсорная изоляция). 2-я группа проблем изучает особенности совместной жизни и деятельности нескольких людей (экипаж) в пространствах малого объема и автономных условиях (напр., на орбитальной станции). Основные вопросы К. п. в данном аспекте - формирование экипажа, обучение взаимосвязанной и взаимозависимой деятельности, пространственное размещение членов экипажа и пр. Групповая деятельность изучается объективными методами, позволяющими моделировать совместную деятельность нескольких лиц (малая группа) в ситуациях соревновательного и конфликтного типа (гомеостатическая методика, методика парных проб и др.).
К. п. исследует особенности сна космонавта при проведении длительных наземных экспериментов, в предстартовом состоянии и в полете, в частности, при различных режимах сна и бодрствования, а также при применении седативных и снотворных средств, транквилизаторов, адаптогенов и стимуляторов (см. Сон, Психотропные средства).
Инженерно-психологические проблемы К. п. связаны с общим прогрессом космических исследований (управление и стыковка космических кораблей, телеметрическое управление луноходом, осуществляемое с Земли, и т. п.).

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
377.64 кб

Вклад Института психологии Российской академии наук в развитие космической психологии

Дикая Лариса Григорьевна
Прослеживается история становления и развития исследований в рамках космической психологии в Российской академии наук.
Читать PDF
371.03 кб

Предварительные результаты психологического анализа коммуникаций экипажей международной космической

Мясников В. И., Гущин В. И., Юсупова А. К.
Статья посвящена описанию предварительных результатов психологического анализа клммуникаций экипажей Международной космической станции с Центрами управления полетом (ЦУП).

Похожие термины:

  • ПСИХОЛОГИЯ КОСМИЧЕСКАЯ ИНЖЕНЕРНАЯ

    обеспечивает стадии проектирования, разработки и создания пилотируемых космических аппаратов с учетом особенностей и свойств человека, - того, кто конкретно будет жить и работать в этих аппарата