ПСИХОЛОГИЯ КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ

ПСИХОЛОГИЯ КОГНИТИВНАЯ

Найдено 10 определений термина ПСИХОЛОГИЯ КОГНИТИВНАЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ПСИХОЛОГИЯ КОГНИТИВНАЯ

одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии. Возникла в конце 50-х - начале 60-х гг. XX в. как реакция на характерное для бихевиоризма отрицание роли внутренней организации процессов психических. Распространилась в США, преимущественно в 70-е годы.

Исходит из того, что любая ассоциация между стимулом и реакцией создается сначала в мозге. Использует данные теории информации и ее приложения к информатике, а также исследования развития речи, позволяющие по-новому понимать механизмы усложнения процессов психических.

Первоначально главной задачей психологии когнитивной было изучение преобразований информации сенсорной от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа (Д. Бродбент, С. Стернберг). Исследователи исходили из аналогии процессов переработки информации у человека и в компьютере. Были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, в том числе память кратковременная и долговременная (Дж. Сперлинг, Р. Аткинсон).

Эта линия исследований, столкнувшись с серьезными трудностями в связи с увеличением количества структурных моделей частных процессов психических, привела к пониманию психологии когнитивной как направления, задачей коего является доказательство решающей роли знания в поведении субъекта (У. Найссер). При таком расширенном подходе психология когнитивная содержит все направления, критикующие бихевиоризм и психоанализ с интеллектуалистических или менталистских позиций (Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Дж. Фодор). Центральным становится вопрос об организации знания в памяти, в том числе о соотношении вербальных и образных компонент в процессах запоминания и мышления (Г. Бауэр, А. Пайвио, Р. Шеппард). Интенсивно разрабатываются также когнитивные теории эмоций (С. Шехтер), различий индивидуальных (М. Айзенк) и личности (Дж. Келли, М. Махони).

Количество исследований во всех направлениях этой области растет, так что лидер или главный теоретик не выделяется. Среди самых перспективных и интересных тем можно назвать:

1) изучение мысленных образов;

2) анализ организации памяти;

3) исследование вопросов мотивации - она рассматривается не как "движущая сила", а скорее как "селективный механизм", выбирающий из возможных форм поведения наиболее соответственную состоянию психики или планам индивида.

В определенном смысле психология когнитивная вновь поднимает темы, прежде увлекавшие структуралистов и функционалистов, но есть и принципиальное различие: строгость экспериментирования, жесткий контроль, а также подбор таких определений и переменных, кои были бы операциональными, а не основанными на интроспекции.

Как попытка преодоления кризиса бихевиоризма, гештальт-психологии и других направлений психология когнитивная не вполне оправдала надежды, ибо ей не удалось объединить разрозненные линии исследований на единой концептуальной основе.

Оцените определение:

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

англ. cognitive psychology) - одно из направлений преимущественно амер. психологии, возникшее в нач. 1960-х гг. как альтернатива бихевиоризму. К. п. реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования, рассматривая поведение как опосредствованное познавательными (когнитивными) факторами. Современная К. п. состоит из многих разделов: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и принятие решения, в целом естественный интеллект и отчасти искусственный интеллект. С момента возникновения К. п. ее основным методом был информационный подход, в рамках которого разрабатывались модели микроструктуры восприятия, внимания и кратковременной памяти, протекавшие в основном в миллисекундном диапазоне времени (см. Метод микроструктурного анализа, Парадигма Стернберга). С расширением предметной области исследований обнаружилась ограниченность информационного подхода, особенно при анализе речевой деятельности, мышления, долговременной памяти и структуры интеллекта. Поэтому когнитивисты начали обращаться к генетической психологии (Ж. Пиаже), культурно-исторической психологии (Л. С. Выготский и др.), деятельностному подходу (А. Н. Леонтьев и др.). С др. стороны, разработанная ими методическая база экспериментальных исследований привлекла внимание многих европейских, в т. ч. рос. ученых, которые адаптировали ее для развития своих традиций (микроструктурный и микродинамический анализ, микрогенетический метод). (А. И. Назаров.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Когнитивная психология

Словообразование. Происходит от лат. cоgnitiо - знание + греч. psyche - душа + logos - учение.

Категория. Направление в психологии.

Специфика. Возникла в начале 1960-х гг. Характеризуется рассмотрением психики как системы когнитивных операций. Продолжает линию, идущую от бихевиоризма, строго формализованного анализа психологических процессов. Основана на метафоре компьютера - психика трактуется как система, предназначенная для переработки информации. Здесь постулируется связь реакции не только с внешним стимулом, но и с внутренними переменными (самосознание, селективность внимания, когнитивные стратегии, идеи и желания). Современная когнитивная психология работает в следующих исследовательских областях: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект и искусственный интеллект.

Методы. Основным методом выступает анализ микроструктуры того или иного психологического процесса.

Литература. Neusser U. Cognitive Psychology. N.Y.: Appleton Century Crofts, 1967;

Брунер Дж. Психология познания. М., 1977

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Общий подход в психологии, в котором основное внимание уделяется внутренним мыслительным процессам. Для когнитивного психолога поведение определяется не просто с помощью понятий внешних свойств, но требует объяснения на уровне психических явлений, мысленных представлений, убеждений, стремлений и т.д. Хотя когнитивный подход часто резко противопоставляется бихевиористскому подходу, когнитиви-сты не обязательно являются антибихевиористами. В некоторой степени бихевиоризм как общая теория считается недостаточно полным, неспособным предоставить последовательное объяснение когнитивных процессов, таких как мышление, язык, принятие решений и т.д. Чтобы получить представление об общих вопросах и проблемах, которыми занимается эта научная область, см. внимание, формирование понятий, обработка информации, память (и следующие статьи), психолингвистика и т.д.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

одно из ведущих направлений современной психологии. К. п. возникла в конце 50-х – начале 60-х гг. ХХ в. как реакция на характерное для господствующего в США бихевиоризма отрицание роли внутренней организации психических процессов. Сначала главной задачей К. п. было изучение преобразований сенсорной информации от момента попадания стимула на рецептор до получения ответа. Исследователи исходили из аналогии между процессами переработки информации у человека и в вычислительном устройстве. Были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, в т. ч. кратковременная и долговременная память. Позже К. п. формировалась как направление, задачей которого является доказательство решающей роли знания в поведении субъекта. В рамках К. п. были проведены исследования роли восприятия в развитии конфликтного взаимодействия, искажения восприятия конфликта.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г

Когнитивная психология

направление в психологии, возникшее в начале 60-х гг. XX в. Характеризуется рассмотрением психики как системы когнитивных операций. Современная когнитивная психология работает в следующих исследовательских областях: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект и искусственный интеллект. Основным методом выступает анализ микроструктуры того или иного психологического процесса.

Источник: Словарь по истории психологии, 2007 г

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

от лат. cognitio — познание...) — одно из направлений современной (преимущественно зарубежной) психологии. К. п. возникла в конце 50-х гг. как реакция на характерное для господствующего в США бихевиоризма — отрицание роли внутренней организации психических процессов. Первоначально главной задачей К. п. являлось изучение преобразований сенсорной информации от места попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа. При этом исследователи исходили из аналогии между процессами переработки информации у человека и вычислительной машины. Были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных исполнительных процессов, в том числе кратковременная и долговременная память. Эта линия исследователей, столкнувшись с.серьезными трудностями в связи с увеличением числа структурных моделей частных психических процессов, привела к пониманию К. п. как направления, задачей которого является доказательство решающей роли познания в поведении субъекта. При таком более широком подходе К. п. включает многие направления, критикующие бихевиоризм и психоанализ. Центральным при этом становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, в том числе о соотношении вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. Интенсивно разрабатывается когнитивная теория эмоций, индивидуальных различий, личности. Однако как попытка преодоления кризиса бихевиоризма, гешталыппсихологии и других направлений К. п. не оправдала возлагавшихся на нее надежд, поскольку ее представителям не удалось полностью объединить разрозненные линии исследований на одной концептуальной основе. С позиций отечественной психологии анализ формирования и актуального функционирования знания как психологического отражения действительности необходимо предполагает изучение практической и теоретической деятельности субъекта, включая ее высшие социализированные формы.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Когнитивная психология

лат. cognito) - направление в психологии, в котором особое внимание уделяется изучению механизмов формирования и протекания мыслительных процессов. Поведение, в отличие от бихевиоризма, рассматривается в когнитивное психологии как неразрывно связанное с внутренними процессами - мысленными представлениями, умственными процессами, идеями, убеждениями, воображением, интеллектом.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Когнитивная психология

одно из ведущих направлений современной психологии. Когнитивная психология возникла в конце 50 - начале 60-х гг. XX в. как реакция на характерное для господствующего в США бихевиоризма отрицание роли внутренней организации психических процессов. Первоначально главной задачей когнитивной психологии являлось изучение преобразований сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа (д. Бродбент, С Стернберг). Позднее когнитивная психология стала пониматься как направление, задачей которого является доказательство решающей роли знания в поведении субъекта (У. Найссер). При таком более широком подходе когнитивная психология включает все направления, критикующие бихевиоризм и психоанализ с интеллектуалистических или менталистских позиций (Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Дж. Фодор). Центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, в том числе о соотношении вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления (Г. Бауэр, А. Пайвио, Р. Шепард).

Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. В 2 ч., 2014 г

Когнитивная психология

Область психологии, пытающаяся изучить и понять действие когнитивных процессов. Когнитивные психологи пользуются этим (знанием для объяснения многих аспектов нашего повседневного поведения — от дорожно-транспортных происшествий (объяснения, связанные с вниманием и восприятием) до навыков обучения (объяснения, связанные с памятью).

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Показать еще...

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Психологические особенности лиц различных когнитивных стилей интеллектуальной деятельности, определя

Вьюшкова С. С.
В статье показано, что существует устойчивая связь когнитивных стилей интеллектуальной деятельности с личностными особенностями и профессионально-важными качествами индивида, определяющая успешность профессионального обучения и дальнейшей деятельности. Изучение личностных особенностей основных когнитивных стилей поможет более точно относить кандидатов к тем или иным категориям профессиональной пригодности. Это может повысить надежность процедур профессионального психологического отбора будущих студентов к профессиональной деятельности.
Скачать PDF

Психологическая коррекция в реабилитации больных с выраженными двигательными и когнитивными нарушени

Ермакова Наталья Георгиевна
На основании исследования больных в восстановительном периоде инсульта выявлены нерациональные установки, препятствующие лечению: переоценка тяжести состояния, недооценка собственных возможностей, негативизм. Разработаны приемы индивидуальной психологической коррекции нерациональных установок больных по отношению к лечению и к болезни: сужение и конкретизация цели, формирование партнерства с персоналом, сужение зоны болезни, расширение зоны болезни. В исследовании принимало 130 больных с последствиями инсульта в условиях реабилитационного стационара.130 patients with consequences of the stroke were observed during regenerative treatment in the stationary center of rehabilitation of city hospital of
Скачать PDF

Язык когнитивно-эмотивно-моторных компонентов синхронной пиктополиграфии при проведении психологичес

Скоморохов А.А., Юрьев Г.П.
Разработан новый эффективный инструмент для профессионального объективного психологического анализа и тестирования, основанный на синтезе методов инструментальной детекции лжи и оригинальной реализации проективных психологических методик. В процессе тестирования производится регистрация и анализ параметров пиктографической деятельности испытуемого на специальном сенсорном графическом планшете синхронно с полиграфическими сигналами (ЭЭГ, ЭКГ, и т.д.).
Скачать PDF

Психолого-педагогические аспекты когнитивной мобильности личности

Солоненко В.А.
Статья актуальна для повышения качества профессионального образования. Проведен анализ работ ведущих педагогов и психологов по проблеме развития когнитивной мобильности студентов в учебном процессе, излагаются ее преимущества в освоении специальности. Автор излагает результаты своего исследования, что подтверждается предложенными схемами и может оказать помощь другим вузам и преподавателям в организации развития когнитивной мобильности личности студента как будущего специалиста. The article deals with a very vital question of the quality increase in higher education. The author expresses his own opinion and makes conclusions. The article is written on the basis of the results, obtained by the author in the process of his specific research.
Скачать PDF

Методы когнитивного обучения: психолого-дидактический подход

Ахметова Людмила Владимировна
Автор предлагает к рассмотрению эффективные методы когнитивного обучения, реализуемые в условиях психолого-дидактического подхода. Основными принципами психолого-дидактического подхода являются активное включение личности в учебный процесс, сочетание ее субъективно-психических и информационно-рациональных свойств, позитивно изменяющих мотивацию, как к предмету, так и к образовательному процессу
Скачать PDF

Когнитивная сфера личности психологическая основа обучения

Ахметова Людмила Владимировна
В статье рассматривается психологический механизм когнитивного обучения как один из факторов обеспечения качества общего среднего образования. Показано, что когнитивное обучение это психолого-дидактическая система, в основе которой научно обоснованное представление о структурно-функциональной организации когнитивной сферы личности.
Скачать PDF

Психологический анализ эффективности формирования когнитивных и эмоциональных характеристик личности

Лагун А.В.
В статье выделяются следующие основания для анализа и оценки музейно-образовательной программы: развитие визуального мышления, развитие эмоционального отношения, развитие отношения к окружающей среде, в том числе и образовательной. Получены данные, свидетельствующие о том, что программа «Здравствуй, музей!» носит развивающий характер. Отмечается положительная динамика в изменении представленных характеристик у учащихся экспериментальных классов.
Скачать PDF

Психологическая защита у младших школьников: типы механизмов и взаимосвязь с когнитивным развитием

Головина С.Г.
В статье приводятся результаты исследования особенностей психологической защиты в младшем школьном возрасте, констатируются выявленные взаимосвязи между механизмами защиты и когнитивным развитием младших школьников, а именно уровнем развития интеллекта, вербальной и образной креативностью.
Скачать PDF

Способность к психологической интерпретации невербального поведения и когнитивно-стилевые характерис

Чебучева Е.В.
В статье отражены результаты изучения развития способности к психологической интерпретации невербального поведения в младшем школьном возрасте, а также ее взаимосвязи с когнитивно-стилевым параметром полезависимость поленезависимость.The article presents the results of the research on the development of primary school pupils' ability for psychological interpretation of non-verbal behavior and interrelation of this ability with a cognitive style parameter «field-dependence field-independence».
Скачать PDF

Теоретический анализ когнитивных характеристик в психологии

Сухих А. В., Корытченкова Н. И.
Скачать PDF

Когнитивные предпосылки социально-психологических феноменов

Данкова Наталия Викторовна
В статье с позиции системного подхода рассматриваются когнитивные аспекты социально-психологических феноменов на примере группового феномена конформизма. При анализе когнитивных аспектов групповых феноменов мы опираемся на свойство познавательных процессов обратимость. Представлены результаты проведенного исследования, подтверждающие наличие когнитивной составляющей при формировании групповых феноменов.
Скачать PDF

Развитие когнитивных способностей как проблема практической психологии

Березина Татьяна Николаевна
Развитие когнитивных способностей происходит в процессе обучения (в школе, в институте). Так развиваются способности внимания, памяти, мышления, связанные с учебной программой. Однако повышения их часто бывает недостаточно для того, что бы школьник или студент мог справляться со сложным учебным курсом. Другие способности (гибкость мышления, общая вербальность) вообще не получают достаточного развития в школе и институте. Для их тренировки необходимо проводить дополнительно специальные тренинги. В конечном счете, время, потраченное на развитие способностей ученика, оборачивается его личностным и интеллектуальным ростом, позволяющим ему эффективно решать собственные интеллектуальные и жизненные проблемы. В статье описаны результаты применения специального развивающего тренинга «Йога интеллекта» для школьников и студентов.
Скачать PDF

Похожие термины: