ПСИХОЛОГИЯ КОГНИТИВНАЯ

Найдено 18 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
одно из современных направлений исследований в психологии, объясняющее поведение человека на основе знаний и изучающее процесс и динамику их формирования.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

Когнитивная психология
Область психологии, пытающаяся изучить и понять действие когнитивных процессов. Когнитивные психологи пользуются этим (знанием для объяснения многих аспектов нашего повседневного поведения — от дорожно-транспортных происшествий (объяснения, связанные с вниманием и восприятием) до навыков обучения (объяснения, связанные с памятью).

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Когнитивная психология
лат. cognito) - направление в психологии, в котором особое внимание уделяется изучению механизмов формирования и протекания мыслительных процессов. Поведение, в отличие от бихевиоризма, рассматривается в когнитивное психологии как неразрывно связанное с внутренними процессами - мысленными представлениями, умственными процессами, идеями, убеждениями, воображением, интеллектом.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Когнитивная психология
(от лат. cognitio - познание, узнавание, ознакомление и греч. psyche - душа, logos - наука, учение). Таким понятием определяется дисциплина, которая находится на «перекрестке» биологии, психологии, лингвистики и даже информатики. Ее объектом являются механизмы мышления, благодаря которым формируется познание от восприятия, памяти и учения до понятия и логического рассуждения. См. Когнитивные тесты.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Когнитивная психология
направление в психологии, возникшее в начале 60-х гг. XX в. Характеризуется рассмотрением психики как системы когнитивных операций. Современная когнитивная психология работает в следующих исследовательских областях: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект и искусственный интеллект. Основным методом выступает анализ микроструктуры того или иного психологического процесса.

Источник: Словарь по истории психологии. 2007

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Общий подход в психологии, в котором основное внимание уделяется внутренним мыслительным процессам. Для когнитивного психолога поведение определяется не просто с помощью понятий внешних свойств, но требует объяснения на уровне психических явлений, мысленных представлений, убеждений, стремлений и т.д. Хотя когнитивный подход часто резко противопоставляется бихевиористскому подходу, когнитиви-сты не обязательно являются антибихевиористами. В некоторой степени бихевиоризм как общая теория считается недостаточно полным, неспособным предоставить последовательное объяснение когнитивных процессов, таких как мышление, язык, принятие решений и т.д. Чтобы получить представление об общих вопросах и проблемах, которыми занимается эта научная область, см. внимание, формирование понятий, обработка информации, память (и следующие статьи), психолингвистика и т.д.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
одно из ведущих направлений современной психологии. К. п. возникла в конце 50-х – начале 60-х гг. ХХ в. как реакция на характерное для господствующего в США бихевиоризма отрицание роли внутренней организации психических процессов. Сначала главной задачей К. п. было изучение преобразований сенсорной информации от момента попадания стимула на рецептор до получения ответа. Исследователи исходили из аналогии между процессами переработки информации у человека и в вычислительном устройстве. Были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, в т. ч. кратковременная и долговременная память. Позже К. п. формировалась как направление, задачей которого является доказательство решающей роли знания в поведении субъекта. В рамках К. п. были проведены исследования роли восприятия в развитии конфликтного взаимодействия, искажения восприятия конфликта.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

Когнитивная психология
одно из ведущих направлений современной психологии. Когнитивная психология возникла в конце 50 - начале 60-х гг. XX в. как реакция на характерное для господствующего в США бихевиоризма отрицание роли внутренней организации психических процессов. Первоначально главной задачей когнитивной психологии являлось изучение преобразований сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа (д. Бродбент, С Стернберг). Позднее когнитивная психология стала пониматься как направление, задачей которого является доказательство решающей роли знания в поведении субъекта (У. Найссер). При таком более широком подходе когнитивная психология включает все направления, критикующие бихевиоризм и психоанализ с интеллектуалистических или менталистских позиций (Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Дж. Фодор). Центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, в том числе о соотношении вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления (Г. Бауэр, А. Пайвио, Р. Шепард).

Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. 2014

Когнитивная психология
(от лат. cognitio — «знание, познание») — одно из направлений психологической науки, рассматривающее человека как сложную активную систему, существующую во взаимодействии с природной и социокультурной средой. Она исследует процессы приобретения, хранения и применения человеком знаний, используя компьютерные операции как пояснительную схему для понимания процесса познания. Возникла К. п. в 1950—1960-х гг.
На протяжении всего периода ее становления расширялось и уточнялось представление о предмете и задачах К. п. Первоначально в качестве главной задачи было принято изучение преобразований сенсорной информации — с момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа. Ученые выделили многочисленные блоки (структурные составляющие) познавательных и исполнительных процессов, в числе которых — кратковременная и долговременная память. Затем ведущий акцент сместился на доказательство решающей роли знания в регуляции активности субъекта.
Литература
Солсо Р. Л. Когнитивная психология. М., 1996.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Когнитивная психология
Словообразование. Происходит от лат. cоgnitiо - знание + греч. psyche - душа + logos - учение.
Категория. Направление в психологии.
Специфика. Возникла в начале 1960-х гг. Характеризуется рассмотрением психики как системы когнитивных операций. Продолжает линию, идущую от бихевиоризма, строго формализованного анализа психологических процессов. Основана на метафоре компьютера - психика трактуется как система, предназначенная для переработки информации. Здесь постулируется связь реакции не только с внешним стимулом, но и с внутренними переменными (самосознание, селективность внимания, когнитивные стратегии, идеи и желания). Современная когнитивная психология работает в следующих исследовательских областях: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект и искусственный интеллект.
Методы. Основным методом выступает анализ микроструктуры того или иного психологического процесса.
Литература. Neusser U. Cognitive Psychology. N.Y.: Appleton Century Crofts, 1967;
Брунер Дж. Психология познания. М., 1977

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
англ. cognitive psychology) - одно из направлений преимущественно амер. психологии, возникшее в нач. 1960-х гг. как альтернатива бихевиоризму. К. п. реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования, рассматривая поведение как опосредствованное познавательными (когнитивными) факторами. Современная К. п. состоит из многих разделов: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и принятие решения, в целом естественный интеллект и отчасти искусственный интеллект. С момента возникновения К. п. ее основным методом был информационный подход, в рамках которого разрабатывались модели микроструктуры восприятия, внимания и кратковременной памяти, протекавшие в основном в миллисекундном диапазоне времени (см. Метод микроструктурного анализа, Парадигма Стернберга). С расширением предметной области исследований обнаружилась ограниченность информационного подхода, особенно при анализе речевой деятельности, мышления, долговременной памяти и структуры интеллекта. Поэтому когнитивисты начали обращаться к генетической психологии (Ж. Пиаже), культурно-исторической психологии (Л. С. Выготский и др.), деятельностному подходу (А. Н. Леонтьев и др.). С др. стороны, разработанная ими методическая база экспериментальных исследований привлекла внимание многих европейских, в т. ч. рос. ученых, которые адаптировали ее для развития своих традиций (микроструктурный и микродинамический анализ, микрогенетический метод). (А. И. Назаров.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
направление в совр. зарубеж. псих., как оппозиция-альтернатива теории бихевиоризма, стор. этой теории полагают, что все психические процессы необходимо синкретично-интеграционно рассматривать с познавательно-когнитивными факторами; совр. К.п. насчитывает множество разделов, таких как распознавание образов-моделей, неся. мех. внимания, иссл. мех. памяти, изучение мех. воображения, иссл. мех. перцепции, изуч. мех. ментальности для решения задач, иссл. искусственного интеллекта, иссл. человеческого интеллекта, иссл. мех. .речи; стор. этого направления связывают свои методы с открытиями, сделанными др. учеными, такими как Ж.Пиаже, Л.Выготский, А.Леонтьев, П. Анохин, Н. Бернштейн, А. Лурия, П.Зинченко, 3. Фрейд, К. Юнг; нынешние иссл. в области К.п. сынтенционированны на изучение трансформаций сенсорно-модельной информации со времени попадания стимула на рецептивные поверхности до получения самой ответ-реакции; нося, эту проблему ученые исходили из адекватизации между процессами переработки кодоинформации у человека и ЭВМ; т.о. и дефиницируются мультиблоки, когнитивно-познавательных и исполнительно-операционных процессов в том числе мех. кратковременной и долговременной памяти, а также изучаются в моделях К.п. субстантивные факторы актоповеденческих интенций-реакций-актов индивида; в настоящее время, широко используя различные подходы-методики-модусы К.п., ученые базально фундируют иссл. связанные с мех. изучения дифференциальных коррелятов памяти, вербальных процессов, рефлексивно-ментальных процессов, мех. запоминания, мех. образования эмоций, чувств, в когнитивно-гностических процессах в своей совокупности-интеграционности-конвергентности-связи.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
КАГНІТЫЎНАЯ ПСІХАЛОГІЯ / COGNITIVE PSYCHOLOGY (от лат. cognition– знание, познание)– направление в психологической науке, изучающее познавательные процессы субъекта как определяющие его развитие. У истоков К. п. стоял Д. Миллер, который вместе со своим коллегой Д. Бруннером создал при Гарвардском университете (США) центр по изучению процессов мышления и назвал его Центром когнитивных исследований. К. п. исследует то, как человек воспринимает, перерабатывает и хранит информацию о мире и о себе, каким образом он ее использует при принятии решения. Толчком к ее развитию также явилась разработка программных языков высокого уровня для ЭВМ и технологии программирования. Главное в К. п.– выделение некоторых общих компонентов, структур, процессов, характерных для познания в целом. В этом плане К. п.– это современная психология познавательных процессов. К. п. расширила проблематику исследований и диапазон применяемых методических средств (моделирование, экспериментирование и др.), решила ряд общепсихологических вопросов трансформации сенсорной информации, ее сохранения, извлечения и использования. С момента возникновения К. п. ее основным методом был информационный подход, в рамках которого разрабатывались модели микроструктуры восприятия, внимания и кратковременной памяти, протекающие в основном в миллисекундном диапазоне времени. С расширением предметной области исследований обнаружилась ограниченность информационного подхода, особенно при анализе речевой деятельности, мышления, долговременной памяти и структуры интеллекта. Поэтому когнитивисты стали обращаться к генетической психологии (Ж. Пиаже), культурно-исторической психологии (Л. С. Выготский и др.), деятельностному подходу (А. Н. Леонтьев и др.). А. Н. Веракса, Н. Е. Веракса

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
от лат. cognitio — познание...) — одно из направлений современной (преимущественно зарубежной) психологии. К. п. возникла в конце 50-х гг. как реакция на характерное для господствующего в США бихевиоризма — отрицание роли внутренней организации психических процессов. Первоначально главной задачей К. п. являлось изучение преобразований сенсорной информации от места попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа. При этом исследователи исходили из аналогии между процессами переработки информации у человека и вычислительной машины. Были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных исполнительных процессов, в том числе кратковременная и долговременная память. Эта линия исследователей, столкнувшись с.серьезными трудностями в связи с увеличением числа структурных моделей частных психических процессов, привела к пониманию К. п. как направления, задачей которого является доказательство решающей роли познания в поведении субъекта. При таком более широком подходе К. п. включает многие направления, критикующие бихевиоризм и психоанализ. Центральным при этом становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, в том числе о соотношении вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. Интенсивно разрабатывается когнитивная теория эмоций, индивидуальных различий, личности. Однако как попытка преодоления кризиса бихевиоризма, гешталыппсихологии и других направлений К. п. не оправдала возлагавшихся на нее надежд, поскольку ее представителям не удалось полностью объединить разрозненные линии исследований на одной концептуальной основе. С позиций отечественной психологии анализ формирования и актуального функционирования знания как психологического отражения действительности необходимо предполагает изучение практической и теоретической деятельности субъекта, включая ее высшие социализированные формы.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Когнитивная психология занимается изучением умственных процессов, особенно того, как люди запоминают, обрабатывают и извлекают из памяти информацию. Эти умственные процессы называются когнитивными (познавательными). Представьте себе следующую ситуацию. Имран идет по улице. Он видит, как навстречу ему едут машины, и узнает среди них красный «корвет», принадлежащий другу. Он машет рукой и продолжает путь на работу. Придя в офис, он поднимается на эскалаторе, где уже стоит его знакомый. «Привет, Джон». — «Привет, Имран. Ты вчера вечером смотрел баскетбол по телевизору? Это была лучшая игра, какую я видел». Имран отвечает: «Нет, я не смотрел телевизор. Я был в гостях у родственников».
Путь Имрана на работу иллюстрирует три темы, представляющие интерес для когнитивной психологии: восприятие, язык и память. Восприятие — это процесс извлечения информации из окружающей среды. Например, визуальное восприятие — это процесс, при посредстве которого сочетание световых импульсов, поступающих в глаза Имрана, преобразуется в трехмерное изображение, позволяющее отождествить красную машину с «корветом» его друга. Когнитивные психологи занимаются также изучением процессов формирования и восприятия как устной, так и письменной речи. Например, каким образом Имран понимает то, что ему говорит знакомый, и как он формирует ответ? С точки зрения когнитивной психологии за кодирование, хранение и извлечение информации ответственна память. Какие факторы определяют то, что Имран помнит в данный момент? Почему он не может вспомнить все?
Не существует простых ответов на вышеперечисленные вопросы. Большинство психологов, занимающихся когнитивной психологией, считают, что лучше понять все эти процессы можно только с помощью проведения тщательно контролируемых экспериментальных исследований.
См. также статьи «Восприятие», «Память», «Психология развития», «Развитие речи», «Социальная психология».

Источник: 101 ключевая идея психологии

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
(от лат. знание, познание) – направление в психологической науке, изучающее зависимость поведения субъекта от познавательных процессов. У истоков К. п. стоял Д. Миллер, который вместе со своим коллегой Д. Бруннером создал при Гарвардском университете (США) центр по изучению процессов мышления и назвал его «Центром когнитивных исследований». Признавая заслуги Миллера, его в 1969 г. избирают президентом Американской психологической ассоциации. В 1967 г. появилась книга Найссера «Когнитивная психология». С 1970 г. издается журнал «Когнитивная психология». Главное внимание К. п. было обращено на то, как человек воспринимает, перерабатывает и хранит информацию о мире и о себе, каким образом он ее использует при принятии решения. Толчком к ее развитию также явилась разработка программных языков высокого уровня для ЭВМ и технологии программирования. Главное в К. п. – выделение некоторых общих компонентов, структур, процессов, характерных для познания в целом. В этом плане К. п. – это современная психология познавательных процессов. Первоначально (конец 50-х – начало 60-х гг. XX столетия) главной задачей К. п. являлось исследование переработки информации от момента ее попадания на рецепторные поверхности до получения ответа. Были введены понятия о кратковременной и долговременной памяти. Далее К. п. доказывала решающую роль знания в поведении человека, изучала соотношение вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления, связь познавательных процессов и эмоций, индивидуальные различия. К. п. расширила проблематику исследований и диапазон применяемых методических средств (моделирование, экспериментирование и др.), решила ряд общепсихологических вопросов трансформации сенсорной информации, ее сохранения, извлечения и использования. С момента возникновения К. п. ее основным методом был информационный подход, в рамках которого разрабатывались модели микроструктуры восприятия, внимания и кратковременной памяти, протекающие, в основном, в миллисекундном диапазоне времени. С расширением предметной области исследований обнаружилась ограниченность информационного подхода, особенно при анализе речевой деятельности, мышления, долговременной памяти и структуры интеллекта. Поэтому когнитивисты стали обращаться к генетической психологии (Ж. Пиаже), культурноисторической психологии (Л. С. Выготский и др.), деятельностному подходу (А. Н. Леонтьев и др.). В К. п. выделяются два наиболее перспективных направления. Это разработка обучающих программ, предназначенных для развития интеллекта, и научная экспертиза свидетельских показаний. Одной из важнейших задач К. п. в ближайшем будущем является создание прикладной теории.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ПСИХОЛОГИЯ КОГНИТИВНАЯ
одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии. Возникла в конце 50-х - начале 60-х гг. XX в. как реакция на характерное для бихевиоризма отрицание роли внутренней организации процессов психических. Распространилась в США, преимущественно в 70-е годы.
Исходит из того, что любая ассоциация между стимулом и реакцией создается сначала в мозге. Использует данные теории информации и ее приложения к информатике, а также исследования развития речи, позволяющие по-новому понимать механизмы усложнения процессов психических.
Первоначально главной задачей психологии когнитивной было изучение преобразований информации сенсорной от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа (Д. Бродбент, С. Стернберг). Исследователи исходили из аналогии процессов переработки информации у человека и в компьютере. Были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, в том числе память кратковременная и долговременная (Дж. Сперлинг, Р. Аткинсон).
Эта линия исследований, столкнувшись с серьезными трудностями в связи с увеличением количества структурных моделей частных процессов психических, привела к пониманию психологии когнитивной как направления, задачей коего является доказательство решающей роли знания в поведении субъекта (У. Найссер). При таком расширенном подходе психология когнитивная содержит все направления, критикующие бихевиоризм и психоанализ с интеллектуалистических или менталистских позиций (Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Дж. Фодор). Центральным становится вопрос об организации знания в памяти, в том числе о соотношении вербальных и образных компонент в процессах запоминания и мышления (Г. Бауэр, А. Пайвио, Р. Шеппард). Интенсивно разрабатываются также когнитивные теории эмоций (С. Шехтер), различий индивидуальных (М. Айзенк) и личности (Дж. Келли, М. Махони).
Количество исследований во всех направлениях этой области растет, так что лидер или главный теоретик не выделяется. Среди самых перспективных и интересных тем можно назвать:
1) изучение мысленных образов;
2) анализ организации памяти;
3) исследование вопросов мотивации - она рассматривается не как "движущая сила", а скорее как "селективный механизм", выбирающий из возможных форм поведения наиболее соответственную состоянию психики или планам индивида.
В определенном смысле психология когнитивная вновь поднимает темы, прежде увлекавшие структуралистов и функционалистов, но есть и принципиальное различие: строгость экспериментирования, жесткий контроль, а также подбор таких определений и переменных, кои были бы операциональными, а не основанными на интроспекции.
Как попытка преодоления кризиса бихевиоризма, гештальт-психологии и других направлений психология когнитивная не вполне оправдала надежды, ибо ей не удалось объединить разрозненные линии исследований на единой концептуальной основе.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ПСИХОЛОГИЯ КОГНИТИВНАЯ
1. Подход к изучению психологических явлений, согласно которому необходимо исследовать не внешне наблюдаемое поведение человека, а лежащие в его основе психические (когнитивные, умственные) процессы и, исходя из них, давать объяснение поведению. 2. Область психологии, связанная с изучением процесса познания человеком себя и окружающего мира, т. е. с исследованием познавательных процессов восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи. П.к. располагает своей терминологией, значительная часть которой заимствована из теории информации и технических наук, связанных с конструированием приборов и устройств, в которых происходят сложные процессы восприятия, переработки и передачи информации. Одна из главных проблем П.к.-выяснение того, каким образом знания представлены (репрезентированы) в психике (в уме, в сознании) человека. Среди частных вопросов, которые интересуют когнитивных психологов, являются следующие: каким образом человеком приобретаются, сохраняются и используются знания? Что представляет собой мысль (мышление) человека? Какова природа восприятия, внимания и памяти человека? Специалистов в области П.к. интересуют не только познавательные процессы, но и их физиологические корреляты. Цель комплексного, когнитивно-психологического и психофизиологического исследования заключается в том, чтобы понять способы и закономерности обработки человеком информации, лежащие в основе его мышления и поведения.
В качестве образца или аналога процесса обработки информации в П.к. выступают процессы, происходящие в электронно-вычислительных машинах. Соответственно П.к. изучает и представляет человека как сложную биопсихологическую машину, воспринимающую, перерабатывающую и использующую информацию для регуляции собственной деятельности, самосохранения и развития. П.к. занимается изучением способов и форм, в которых сознание человека организует имеющийся у него опыт. В ходе когнитивно-психологических исследований были выделены и описаны структурные составляющие (блоки) интеллекта, виды памяти и механизмы восприятия. Новую трактовку-как неосознаваемый процесс переработки информации-в П.к. получило бессознательное. По-новому в ней стали пониматься и структуры, составляющие личность человека. Так, например, Г. Келли сформулировал идею личностных конструктов, которые обеспечивают восприятие и переработку человеком личностно ценной для него информации. Признание и распространение П.к. получила во второй половине ХХ в. Она возникла и стала развиваться в середине ХХ в. как альтернатива бихевиоризму и психоанализу. Становлению П.к. во многом способствовали труды Ж. Пиаже и Д. Брунера, которые занимались изучением генетических аспектов психологии познания человеком окружающего мира. Значительный вклад в разработку проблем П.к. внесли исследования отечественных ученых Б.Г. Ананьева, А.Р. Лурия, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер, В.П. Зинченко, Л.А. Венгера и других, хотя в нашей стране теормин «когнитивная психология» для обозначения этих исследований долгое время не использовался. В США это направление появилось в 60-е годы ХХ в. как альтератива бихевиоризму. В наибольшей степени его признанию и распространению в этой стране способствовали труды Д. Миллера и У. Найсера. Миллер создал первый научный центр когнитивной психологии и приступил к разработке новых методов изучения познавательных процессов. Найсер опубликовал одну из первый книг под названием «Когнитивная психология», где систематически изложил основные положения этой области знаний.
К концу ХХ в. П.к. вышла на первое место по популярности ее идей среди психологов. Это, в частности, выразилось в создании многочисленных научных журналов по П. к. Только в США, начиная с 70-х годов ХХ в., было основано шесть таких журналов. Это «Когнитивная психология» (Cognitive Psychology), 1970. «Познание» (Cognition), 1971. «Память и познание» (Memory and Cognition), 1983. «Журнал умственного воображения» (Journal of Mental Imagery), 1977. «Когнитивная терапия и исследования» (Cognitive Therapy and Reseach), 1977. «Когнитивная наука» (Cognitive Science), 1977. В Европе развитие П.к., в отличие от США, особенно в конце ХХ в. пошло по несколько иным путям. Например, наряду с «классической» американской П.к. здесь стали разрабатываться и распространяться когнитивно-психологические подходы, основанные на символизме и ассоциативной психологии, традиции разработки которых имеют давние корни в научной психологии европейских стран. См. бихевиоризм, мышление, познавательные процессы (психологические процессы), психоанализ, психофизиология.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Когнитивная психология сознания

Аллахвердов Виктор Михайлович
В статье рассматривается история возникновения когнитивной психологии и трудности ее самоопределения. Обсуждаются когнитивные исследования на кафедре общей психологии Санкт-Петербургского университета.
Читать PDF
512.76 кб

Революция в когнитивной психологии развития

Сергиенко Елена Алексеевна
В статье обобщены революционные изменения в когнитивной психологии развития в последние годы, затрагивающие краеугольные представления всей психологии.
Читать PDF
86.87 кб

Предисловие. Когнитивная психология на перепутье

Аллахвердов Виктор Михайлович
Читать PDF
0.00 байт

Когнитивная психология совладания с одиночеством

Крюкова Татьяна Леонидовна
Раскрывается цель, задачи, методы и результаты исследования когнитивной оценки одиночества и ее искажений у людей разного возраста и разной социальной принадлежности.
Читать PDF
0.00 байт

Когнитивная революция, или как психология стала наукой

Лобанов Александр, Радчикова Наталия
Статья содержит изложение основных этапов становления когнитивной науки, трансформацию ее предмета исследования в контексте междисциплинарного подхода.
Читать PDF
0.00 байт

Когнитивная сфера личности психологическая основа обучения

Ахметова Людмила Владимировна
В статье рассматривается психологический механизм когнитивного обучения как один из факторов обеспечения качества общего среднего образования.
Читать PDF
139.62 кб

Теоретический анализ когнитивных характеристик в психологии

Сухих А. В., Корытченкова Н. И.
Читать PDF
0.00 байт

Когнитивные предпосылки социально-психологических феноменов

Данкова Наталия Викторовна
В статье с позиции системного подхода рассматриваются когнитивные аспекты социально-психологических феноменов на примере группового феномена конформизма.
Читать PDF
403.11 кб

Методы когнитивного обучения: психолого-дидактический подход

Ахметова Людмила Владимировна
Автор предлагает к рассмотрению эффективные методы когнитивного обучения, реализуемые в условиях психолого-дидактического подхода.
Читать PDF
0.00 байт

Изучение профессионального я личности в когнитивной психологии

Агапов В. С.
На современном этапе развития акмеологии становится очевидна значимость изучения профессионального Я и самости будущих специалистов, с чем связаны сложные эпистемологические, теоретико-философские и методологические вопросы междис
Читать PDF
237.84 кб

О логических и когнитивно-психологических корнях консерватизма

Караваев Эдуард Федорович, Осипов Игорь Дмитриевич
Данная статья является продолжением ранее начатой одним из авторов работы и нацелена на более полную и многостороннюю характеристику сущности консерватизма в мышлении.
Читать PDF
216.39 кб

РОЛЬ КОГНИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ

Яковлев Борис Петрович, Прибега Антон Владимирович
Когнитивная психология современное направление, раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческой психики.
Читать PDF
385.57 кб

Психолого-педагогические аспекты когнитивной мобильности личности

Солоненко В. А.
Статья актуальна для повышения качества профессионального образования.
Читать PDF
981.37 кб

Актуальные проблемы когнитивной психологии при проведении допроса

Болатханова Кристина Руслановна
В статье анализируются актуальные проблемы при проведении допроса с использованием методов когнитивной психологии.
Читать PDF
627.24 кб

Философское осмысление теории восприятия в когнитивной психологии

Семёнова Валерия Валерьевна
В статье рассмотрены проблемы философского осмысления теории восприятия в когнитивной психологии как способа образования абстракций. Изложены основные проблемы применительно к когнитивной психологии.