ПСИХОЛОГИЯ КЛИНИЧЕСКАЯ

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Клиническая психология
clinical psychology) - изучение, оценка, лечение и предотвращение патологического поведения.

Источник: Р. Комер. Общая психология. 2007

Клиническая психология
Область психологии, связанная с диагностикой и лечением анормального поведения или недостаточной приспособляемости.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Клиническая психология
Clinical psychology) . Обследование, постановка диагноза и лечение людей, испытывающих психологические затруднения.

Источник: Краткий словарь-справочник по психологии. РУДН, 2004

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
(греч. кlinike – врачевание, kline – постель, ложе) – область медицинской психологии, изучающая психические факторы происхождения и течения болезней, влияние болезней на личность, психологические аспекты целебных воздействий.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Клиническая психология
Раздел психологии, применяемый в практике, учебной и исследовательской деятельности преимущественно в области здравоохранения и социального обеспечения психологамиспециалистами. На базе основных знаний общей, эволюционной, социальной и личностной психологии К. п. разрабатывает специальные патопсихологические знания и методы профилактики, обнаружения и терапии психических расстройств, т. е. в более широком смысле - анормальных форм поведения и переживаний человека. Предметом К. п. являются нарушения во взаимоотношениях человек-окружающая среда.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Клиническая психология
Словообразование. Происходит от греч. kline - постель, койка и psyche - душа + logos - учение.
Категория. Раздел психологии.
Специфика. Посвящена психологическим отклонениям и психологическим особенностям людей, включенных в лечебный процесс. Основными задачами клинической психологии являются: диагностика отклонений в интеллектуальном и личностном развитии, коррекция отклоняющихся форм поведения, психопрофилактика, психотерапия и социальная реабилитация пациентов, имеющих психопатические, психосоматические или пограничные расстройства, исследование психических больных.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Область психологии, занимающаяся аберрантным, плохо адаптивным или патологическим поведением человека. Среди многочисленных проблем клинической практики – диагностика, оценка, классификация, лечение, профилактика и исследования. Хотя в последние годы проявилась тенденция к эмпирическому подходу, с позиций которого врач-клиницист проводит исследования, делая выводы, разрабатывая методологию, клиническая психология по-прежнему в значительной степени отражает исторически сложившийся стиль, который является преимущественно медицинским по ориентации. Однако, чтобы оценить огромный диапазон, доступный практикующему консультанту (и даже большее количество – человеку, которому требуется психотерапия), следует ознакомиться с некоторыми наиболее признанными и широко применяемыми терапиями: см. поведенческая, химо, клиентоцентрическая, когнитивно-бихевиористская, встреч, гештальт, групповая, психоанализ (различные формы) и т.д.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Клиническая психология
термин, предположительно, Л.Уитмера (1896), обозначает область психологии, занятой изучением, лечением и профилактикой аберрантного, плохо адаптивного или патологического поведения психиатрических пациентов, а также исследованием структуры и закономерностей различных психологических нарушений. Стимулом к программам систематической подготовки клинической психологии в США послужила Вторая мировая война, когда там стала очевидной необходимость в таких специалистах. В проводимой клиническими психологами терапии используются различные методы психологической коррекции, индивидуальные и групповые методы психотерапии, основанные на различных направлениях развития психологии. В учебниках и руководствах по клинической психологии нет достаточной определенности и теоретического единства, часто в них описывается также психиатрическая патология. Обычно клинические психологи работают в отечественных лечебно-профилактических учреждениях совместно с врачами- психиатрами и осуществляют тестирование пациентов, а также, в значительно меньшей степени, занимаются вопросами психологической коррекции и психотерапии.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ПСИХОЛОГИЯ КЛИНИЧЕСКАЯ
1. Область психологии, имеющая дело с отклоняющимся от нормы (медицинской или психологической), т. е. дезадаптивным поведением человека. В так понимаемой П.к. решают многие вопросы, связанные с исправлением такого поведения, включая исследование, оценку, классификацию и лечение. 2. Часть медицинской психологии, содержащая научные исследования и факты, касающиеся изменения психологии человека в результате различных заболеваний, а также профилактики, диагностики и лечения соответствующих заболеваний с помощью психологических методов. В любом из этих двух определений П.к. объединяет теорию и практику, которые направлены на понимание причин, предупреждение и устранение социальной дезадаптированности человека. В центре внимания этой области знаний находятся интеллектуальные, эмоциональные, познавательные, социальные и поведенческие аспекты, связанные с отклонениями от нормы. П.к. также исследует психологические аспекты поведения врача в отношении больного в клинике, психологию и поведение больного во время лечения, взаимоотношения больного и врача. См. норма медицинская психологическая, психология медицинская.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ПСИХОЛОГИЯ КЛИНИЧЕСКАЯ
область психологии медицинской, изучающая психологические отклонения и психологические особенности людей, включенных в лечебный процесс, - психические факторы происхождения и течения болезней, влияние болезней на личность, психологические аспекты целебных воздействий. В зарубежной психологии содержание это понятие соответствует понятию психологии медицинской.
Цель и задачи психологии клинической определяются практическими потребностями клиники - психиатрической, неврологической, соматической. Соответственно с этим психология клиническая содержит разделы: патопсихологию, нейропсихологию, соматопсихологию. Это разделение также успешно отражает традиционную медицинскую классификацию болезней. Области психологии клинической сближаются благодаря сходству задач исследования, применяемым методам и в связи с наличием пограничной патологии - предмета изучения нескольких разделов психологии клинической.
Основными задачами психологии клинической являются:
1) диагностика отклонений в интеллектуальном и личностном развитии;
2) коррекция отклоняющихся форм поведения (-> поведение девиантное);
3) психопрофилактика, психотерапия и реабилитация социальная пациентов, имеющих расстройства психопатические, психосоматические или пограничные;
4) исследование психических больных.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Когда Джеймс думает о том, что нужно выйти из дома, его охватывают напряжение и дрожь, во рту пересыхает, на лбу выступает пот. Такие симптомы обычно отождествляются с агорафобией, боязнью открытого пространства, боязнью общественных мест. Аманде 24 года. В детстве она стала жертвой насилия, и теперь ей трудно поддерживать серьезные отношения с людьми; к тому же она недооценивает свои силы и считает себя никчемным человеком. Джеймс и Аманда испытывают проблемы, которыми по роду своей деятельности занимаются клинические психологи. Они восстанавливают психическое здоровье не только отдельных людей, но также имеют дело с семьями, группами и организациями.
Клинические психологи помогают людям с нарушенной способностью к обучению приобретать навыки, необходимые для повседневной жизни. Они помогают людям с нарушением пищевого поведения, с сексуальными расстройствами, с фобиями, пациентам с черепно-мозговыми травмами, инсультами, больным СПИДом. Обычно они работают непосредственно с пациентами — как индивидуально, так и в составе групп, оценивая степень психологических нарушений и назначая соответствующее лечение. Чтобы облегчить дискомфортное состояние, испытываемое многими их клиентами, клинические психологи применяют разнообразные методы опроса. Основная цель опроса — определить причины психологических проблем, испытываемых пациентом. Другой метод анализа состоит в проведении тестов, определяющих умственные способности, склонности и черты личности пациента, что помогает выявить причину психологических расстройств и нарушений.
Клинические психологи работают в различных учреждениях, в том числе в общественных и частных клиниках, больницах, госпиталях. Во многих странах, например в Великобритании, клинические психологи работают сообща, в одной группе с другими врачами, медицинскими и социальными работниками.
См. также статьи «Психологические тесты», «Тревога и тревожные расстройства», «Шизофрения».

Источник: 101 ключевая идея психологии

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
англ. clinical psychology; от греч. kline - постель, больничная койка) - термин, получивший распространение в западной психологии, в одном из своих значений близкий термину ".мед. психология"; обозначает достаточно широкую область прикладной психологии, имеющей дело с диагностикой отклонений в интеллектуальном и личностном развитии, коррекцией дезадаптивных и девиантных форм поведения детей и подростков, психопрофилактикой, психотерапией и социальной реабилитацией пациентов с психопатическими, психосоматическими и пограничными расстройствами (см. Социо-реадаптация).
Исторически представления о предмете и методах К. п. претерпели существенные изменения. Свои истоки она берет в работах психиатров конца XIX - нач. XX вв. (Э. Крепелина, Э. Кречмера, Брейера, 3. Фрейда, Ж. Шарко, П. Жане и др.), стремившихся с естественнонаучных позиций понять природу психической патологии, описать ее феноменологию и специфическое отличие от нормы.
Клинический метод складывался, объединяя в себе лучшие традиции классической психиатрии (внимательное, сочувственное наблюдение; интуитивное понимание больного как человека) с новаторскими тенденциями к экспериментированию, открытием уникальных возможностей гипноза как метода проникновения в бессознательное.
Др. источником К. п. можно считать изучение индивидуально-психологических различий Ф. Гальтоном и Дж. Кэттелом в Англии, А. Вине и Ф. Симоном во Франции, положившее нач. применению тестов при исследовании психически больных. После Второй мировой войны в западной К. п. происходит смещение интереса с тестирования интеллекта на изучение индивидуальных личностных особенностей. Проективные методы завоевывают все большую популярность, представляя компромисс между, с одной стороны, стремлением сциентистски настроенных психиатров ограничить субъективность, произвольность трактовок психоанализа и, с др. стороны, растущей потребностью клинической практики в более тонком, глубоком понимании бессознательных тенденций личности, их психологического смысла, влияния на течение и прогноз болезни. (См. Тесты проективные.)
Проективные методы позволяют также перекинуть мостик между 2 видами клинической практики-диагностикой и психотерапией. С 1960-хгг. благодаря "антипсихиатрическому течению" в К. п. проникают гуманистические идеи, и психотерапия (подобно др. видам психологической помощи) становится главной формой профессиональной деятельности психолога в клинике. Изменяется и само понятие "клиника", становясь синонимом "клиники жизни", включая в себя многообразие межличностных проблем, конфликтов, экзистенциальных кризисов. К. п. все реже понимается как узко прикладная к мед. практике область; границы ее профессиональной компетентности расширяются от постели больного к его жизни внутри больничного коллектива и вне его. Возникновение социальной психиатрии способствует еще большему распространению внебольничных форм ведения больного, в т. ч. групповой и семейной психотерапии, психологического консультирования. Т. о., доминирующим становится целостный экологический подход к больному человеку, ориентированный на активацию потенциальных резервов и механизмов выживания, способствующих более гармоничному взаимодействию его с социумом.
На наш взгляд, термином "К. п." обозначается особый подход, метод в широком смысле слова, позволяющий изучать не болезнь, а больного человека, не столько классифицировать и диагностировать, сколько понимать и помогать. Он объединяет номотетические и идиографические знания о человеке: общепсихологические закономерности - с фактами, выводимыми "методом прецедента", т. е. путем наблюдения, изучения или психотерапевтического анализа т. н. случая (case study - детальное описание и изучение 1 индивида), в результате чего складывается целостное представление об уникальных и устойчивых паттернах переживания и осознавания человеком наиболее значимых аспектов его жизненной истории (см. Идиографический подход).
Среди современных тенденций развития К. п. следует отметить смену естественнонаучной, нозоцентрической парадигматики на гуманитарно- и личностно-центрированную. В рамках этого подхода психодиагностика и психологическая помощь направлены не столько на выявление дефицитар-ных, сколько сохранных аспектов личности больного человека, развитие способности к духовному росту, порождению новых творческих способов совладания с болезненными состояниями и критическими жизненными ситуациями. Клинический подход в широком смысле слова позволяет решать проблемы диагностики и психологической помощи взрослым и детям в сфере воспитания и образования, иметь дело с трудовой и социальной реабилитацией пожилых людей и инвалидов, создавать специальные программы работы с жертвами насилия и посттравматического стресса. (Е. Т. Соколова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Клиническая психология
от греч. kline — постель, койка и psyche — душа + logos — учение) — область психологии, занимающаяся аберрантным (отклоняющимся от нормы), плохо адаптивным или патологическим поведением человека. На сегодняшний день в нашей стране это — психологическая специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению. Название специальности связано со словом "клиника". Современные значения этого слова: (1) место, куда люди приходят для индивидуального обследования, диагностики и/или лечения. В этом общем значении термин охватывает физический и психологический аспекты. Обычно к слову "клиника" присоединяются определяющие слова, например: поведенческая клиника (специализируется в терапии поведения, его модификации), клиника детского воспитания (специализируется на психологических проблемах детей), пр.; (2) клиника как лечебно-профилактическое специализированное учреждение высокого профессионального уровня, являющееся базой для научно-педагогического процесса (соответствующей кафедры медицинского вуза или института усовершенствования врачей) или научно-исследовательской работы; (3) клиника как организация, включая здания, оборудование и персонал; (4) синоним понятия "клиническая картина болезни". Именно в первом своем значении слово "клиника" породило название К. п., закрепленное в нашей стране соответствующим Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (специальность 022700), утвержденном в 2000 г. Объект К. п. — человек с трудностями адаптации и самореализации, связанными с его физическим, психическим, социальным, духовным состоянием. Основные сферы, в которых самоактуализируется (развивается и проявляется) человек, это: (а) телесность (не тождественна телу-организму, биологическому субстрату, включает помимо психофизиологических компонентов осознаваемые и неосознаваемые, отчетливые или смутные образы, символы, представления, переживания, связанные с телом, его строением и функционированием), (б) социум (общение с целью социальной адаптации, самореализация в обществе, др.), (в) внутренний психический мир (рефлексия, самосознание, самосозидание, др.), (в) духовность (преодоление эгоцентризма, стремление к высшим духовным ценностям и др.). Взаимодействие с этими сферами является источником развития личности, ее становления. Однако возможен и путь саморазрушения, путь в направлении болезни, а не здоровья. На своем индивидуальном жизненном пути человек может пережить и системный кризис из-за неравномерности развития разных своих ипостасей. Предметом профессиональной деятельности специалиста — клинического психолога являются психические процессы и состояния, индивидуальные и межличностные особенности, социально-психологические феномены, проявляющиеся в различных областях человеческой деятельности. Клинический психолог может иметь дело с людьми, которые жалуются, например, на состоянии тревоги, выражающееся в функциональных расстройствах эмоционального или сексуального плана, или же на трудности в преодолении неурядиц повседневной жизни. Практическая и научно-исследовательская деятельность клинического психолога направлена на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека, на гармонизацию психического развития, личностный рост, самореализацию, на охрану здоровья, преодоление недугов и т. п. Для этого он должен быть компетентным для выполнения следующих видов профессиональной деятельности: диагностической, экспертной, коррекционной, профилактической, реабилитационной, консультативной, научно-исследовательской, культурно-просветительной, учебно-воспитательной. В этом контексте слово "клинический" означает такой подход к клиенту, при котором в центре внимания психолога находится человек в целом. Одновременно осуществляется индивидуальный подход к психологической работе с данным конкретным человеком, включающей терапевтическую практику, которая может полагаться на субъективные решения клинициста. Так, каждое "клиническое интервью" (метод получения информации как с помощью устного опроса клиента, так и во время проведения терапевтической беседы при оказании психологической помощи) по-своему неповторимо. Решение исследовательских задач при клиническом подходе зачастую опирается на небольшое число обследованных пациентов в естественной для них обстановке (в противоположность экспериментальному подходу к решению исследовательских задач). Как профессионал клинический психолог может специализироваться по (а) нейропсихологии, (б) патопсихологии, (в) психосоматике, (г) психологии аномального развития, (д) психопрофилактике, (е) психотерапии, (ж) психологической реабилитации и др. Он может работать в центрах психического здоровья, больницах, на предприятиях, в учебных учреждениях, консультационных кабинетах и т. п., иметь частную практику. В своих теоретических концепциях клиническая психология опирается на целостный подход к человеку, понятие "здоровье" (а не только на понятия "болезнь", "патология"); санацентристскую ориентацию психологической помощи клиенту (а не только на патоцентристский подход к оказанию помощи); идею ответственности личности за свое здоровье; на семейный подход при оказании психологической помощи клиенту; учет социального контекста его жизнедеятельности. Наряду с индивидуальными формами клинический психолог использует в своей работе и групповые формы, владеет методами семейной психотерапии, сотрудничает с семейным врачом, участвует в программах общественного здравоохранения для поддержания общественного здоровья (ВОЗ обращает серьезное внимание на "систему социальной поддержки против стресса"), сотрудничает с психологами других специальностей.

Источник: Клиническая психология. Словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Похожие термины:

  • Промышленная клиническая психология

    occupational clinical psychology) П. к. п. - это область исследовательской, практ. и образовательной деятельности, ориентированной на изучение и оптимизацию психол. функционирования людей на рабочем месте с учето
  • Клиническая психология сексуальности

    область клинической психологии, изучающая психологические механизмы развития и функционирования сексуальной функции человека в норме, патологии, а также особенности ее реализации при психическ
  • Клиническая психология: подготовка специалистов через аспирантуру

    clinical psychology graduate training) До 40-х гг. официальная, систематическая подготовка специалистов в области клинической психологии в США не проводилась; стимул к развитию программ их подготовки появился посл