Клиническая психология это что такое Клиническая психология: определение — Психология.НЭС
ПСИХОЛОГИЯ КЛАССА ПСИХОЛОГИЯ КОГНИТИВНАЯ

ПСИХОЛОГИЯ КЛИНИЧЕСКАЯ

Найдено 9 определений термина ПСИХОЛОГИЯ КЛИНИЧЕСКАЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ПСИХОЛОГИЯ КЛИНИЧЕСКАЯ

область психологии медицинской, изучающая психологические отклонения и психологические особенности людей, включенных в лечебный процесс, - психические факторы происхождения и течения болезней, влияние болезней на личность, психологические аспекты целебных воздействий. В зарубежной психологии содержание это понятие соответствует понятию психологии медицинской.

Цель и задачи психологии клинической определяются практическими потребностями клиники - психиатрической, неврологической, соматической. Соответственно с этим психология клиническая содержит разделы: патопсихологию, нейропсихологию, соматопсихологию. Это разделение также успешно отражает традиционную медицинскую классификацию болезней. Области психологии клинической сближаются благодаря сходству задач исследования, применяемым методам и в связи с наличием пограничной патологии - предмета изучения нескольких разделов психологии клинической.

Основными задачами психологии клинической являются:

1) диагностика отклонений в интеллектуальном и личностном развитии;

2) коррекция отклоняющихся форм поведения (-> поведение девиантное);

3) психопрофилактика, психотерапия и реабилитация социальная пациентов, имеющих расстройства психопатические, психосоматические или пограничные;

4) исследование психических больных.

Оцените определение:

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

англ. clinical psychology; от греч. kline - постель, больничная койка) - термин, получивший распространение в западной психологии, в одном из своих значений близкий термину ".мед. психология"; обозначает достаточно широкую область прикладной психологии, имеющей дело с диагностикой отклонений в интеллектуальном и личностном развитии, коррекцией дезадаптивных и девиантных форм поведения детей и подростков, психопрофилактикой, психотерапией и социальной реабилитацией пациентов с психопатическими, психосоматическими и пограничными расстройствами (см. Социо-реадаптация).

Исторически представления о предмете и методах К. п. претерпели существенные изменения. Свои истоки она берет в работах психиатров конца XIX - нач. XX вв. (Э. Крепелина, Э. Кречмера, Брейера, 3. Фрейда, Ж. Шарко, П. Жане и др.), стремившихся с естественнонаучных позиций понять природу психической патологии, описать ее феноменологию и специфическое отличие от нормы.

Клинический метод складывался, объединяя в себе лучшие традиции классической психиатрии (внимательное, сочувственное наблюдение; интуитивное понимание больного как человека) с новаторскими тенденциями к экспериментированию, открытием уникальных возможностей гипноза как метода проникновения в бессознательное.

Др. источником К. п. можно считать изучение индивидуально-психологических различий Ф. Гальтоном и Дж. Кэттелом в Англии, А. Вине и Ф. Симоном во Франции, положившее нач. применению тестов при исследовании психически больных. После Второй мировой войны в западной К. п. происходит смещение интереса с тестирования интеллекта на изучение индивидуальных личностных особенностей. Проективные методы завоевывают все большую популярность, представляя компромисс между, с одной стороны, стремлением сциентистски настроенных психиатров ограничить субъективность, произвольность трактовок психоанализа и, с др. стороны, растущей потребностью клинической практики в более тонком, глубоком понимании бессознательных тенденций личности, их психологического смысла, влияния на течение и прогноз болезни. (См. Тесты проективные.)

Проективные методы позволяют также перекинуть мостик между 2 видами клинической практики-диагностикой и психотерапией. С 1960-хгг. благодаря "антипсихиатрическому течению" в К. п. проникают гуманистические идеи, и психотерапия (подобно др. видам психологической помощи) становится главной формой профессиональной деятельности психолога в клинике. Изменяется и само понятие "клиника", становясь синонимом "клиники жизни", включая в себя многообразие межличностных проблем, конфликтов, экзистенциальных кризисов. К. п. все реже понимается как узко прикладная к мед. практике область; границы ее профессиональной компетентности расширяются от постели больного к его жизни внутри больничного коллектива и вне его. Возникновение социальной психиатрии способствует еще большему распространению внебольничных форм ведения больного, в т. ч. групповой и семейной психотерапии, психологического консультирования. Т. о., доминирующим становится целостный экологический подход к больному человеку, ориентированный на активацию потенциальных резервов и механизмов выживания, способствующих более гармоничному взаимодействию его с социумом.

На наш взгляд, термином "К. п." обозначается особый подход, метод в широком смысле слова, позволяющий изучать не болезнь, а больного человека, не столько классифицировать и диагностировать, сколько понимать и помогать. Он объединяет номотетические и идиографические знания о человеке: общепсихологические закономерности - с фактами, выводимыми "методом прецедента", т. е. путем наблюдения, изучения или психотерапевтического анализа т. н. случая (case study - детальное описание и изучение 1 индивида), в результате чего складывается целостное представление об уникальных и устойчивых паттернах переживания и осознавания человеком наиболее значимых аспектов его жизненной истории (см. Идиографический подход).

Среди современных тенденций развития К. п. следует отметить смену естественнонаучной, нозоцентрической парадигматики на гуманитарно- и личностно-центрированную. В рамках этого подхода психодиагностика и психологическая помощь направлены не столько на выявление дефицитар-ных, сколько сохранных аспектов личности больного человека, развитие способности к духовному росту, порождению новых творческих способов совладания с болезненными состояниями и критическими жизненными ситуациями. Клинический подход в широком смысле слова позволяет решать проблемы диагностики и психологической помощи взрослым и детям в сфере воспитания и образования, иметь дело с трудовой и социальной реабилитацией пожилых людей и инвалидов, создавать специальные программы работы с жертвами насилия и посттравматического стресса. (Е. Т. Соколова.)

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

Клиническая психология

Clinical psychology) . Обследование, постановка диагноза и лечение людей, испытывающих психологические затруднения.

Источник: Психологические теории и концепции личности краткий справочник Под ред. Горностай П., Титаренко Т., 2001 г.49

Клиническая психология

clinical psychology) - изучение, оценка, лечение и предотвращение патологического поведения.

Источник: R. Frager, J. Fadiman. Glossary of "Personality & Personal Growth".

Клиническая психология

Область психологии, связанная с диагностикой и лечением анормального поведения или недостаточной приспособляемости.

Источник: Психология от А до Я: Словарь-справочник

Клиническая психология

Словообразование. Происходит от греч. kline - постель, койка и psyche - душа + logos - учение.

Категория. Раздел психологии.

Специфика. Посвящена психологическим отклонениям и психологическим особенностям людей, включенных в лечебный процесс. Основными задачами клинической психологии являются: диагностика отклонений в интеллектуальном и личностном развитии, коррекция отклоняющихся форм поведения, психопрофилактика, психотерапия и социальная реабилитация пациентов, имеющих психопатические, психосоматические или пограничные расстройства, исследование психических больных.

Источник: Психологический словарь

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Область психологии, занимающаяся аберрантным, плохо адаптивным или патологическим поведением человека. Среди многочисленных проблем клинической практики – диагностика, оценка, классификация, лечение, профилактика и исследования. Хотя в последние годы проявилась тенденция к эмпирическому подходу, с позиций которого врач-клиницист проводит исследования, делая выводы, разрабатывая методологию, клиническая психология по-прежнему в значительной степени отражает исторически сложившийся стиль, который является преимущественно медицинским по ориентации. Однако, чтобы оценить огромный диапазон, доступный практикующему консультанту (и даже большее количество – человеку, которому требуется психотерапия), следует ознакомиться с некоторыми наиболее признанными и широко применяемыми терапиями: см. поведенческая, химо, клиентоцентрическая, когнитивно-бихевиористская, встреч, гештальт, групповая, психоанализ (различные формы) и т.д.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Клиническая психология

термин, предположительно, Л.Уитмера (1896), обозначает область психологии, занятой изучением, лечением и профилактикой аберрантного, плохо адаптивного или патологического поведения психиатрических пациентов, а также исследованием структуры и закономерностей различных психологических нарушений. Стимулом к программам систематической подготовки клинической психологии в США послужила Вторая мировая война, когда там стала очевидной необходимость в таких специалистах. В проводимой клиническими психологами терапии используются различные методы психологической коррекции, индивидуальные и групповые методы психотерапии, основанные на различных направлениях развития психологии. В учебниках и руководствах по клинической психологии нет достаточной определенности и теоретического единства, часто в них описывается также психиатрическая патология. Обычно клинические психологи работают в отечественных лечебно-профилактических учреждениях совместно с врачами- психиатрами и осуществляют тестирование пациентов, а также, в значительно меньшей степени, занимаются вопросами психологической коррекции и психотерапии.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Клиническая психология

от греч. kline — постель, койка и psyche — душа + logos — учение) — область психологии, занимающаяся аберрантным (отклоняющимся от нормы), плохо адаптивным или патологическим поведением человека. На сегодняшний день в нашей стране это — психологическая специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению. Название специальности связано со словом "клиника". Современные значения этого слова: (1) место, куда люди приходят для индивидуального обследования, диагностики и/или лечения. В этом общем значении термин охватывает физический и психологический аспекты. Обычно к слову "клиника" присоединяются определяющие слова, например: поведенческая клиника (специализируется в терапии поведения, его модификации), клиника детского воспитания (специализируется на психологических проблемах детей), пр.; (2) клиника как лечебно-профилактическое специализированное учреждение высокого профессионального уровня, являющееся базой для научно-педагогического процесса (соответствующей кафедры медицинского вуза или института усовершенствования врачей) или научно-исследовательской работы; (3) клиника как организация, включая здания, оборудование и персонал; (4) синоним понятия "клиническая картина болезни". Именно в первом своем значении слово "клиника" породило название К. п., закрепленное в нашей стране соответствующим Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (специальность 022700), утвержденном в 2000 г. Объект К. п. — человек с трудностями адаптации и самореализации, связанными с его физическим, психическим, социальным, духовным состоянием. Основные сферы, в которых самоактуализируется (развивается и проявляется) человек, это: (а) телесность (не тождественна телу-организму, биологическому субстрату, включает помимо психофизиологических компонентов осознаваемые и неосознаваемые, отчетливые или смутные образы, символы, представления, переживания, связанные с телом, его строением и функционированием), (б) социум (общение с целью социальной адаптации, самореализация в обществе, др.), (в) внутренний психический мир (рефлексия, самосознание, самосозидание, др.), (в) духовность (преодоление эгоцентризма, стремление к высшим духовным ценностям и др.). Взаимодействие с этими сферами является источником развития личности, ее становления. Однако возможен и путь саморазрушения, путь в направлении болезни, а не здоровья. На своем индивидуальном жизненном пути человек может пережить и системный кризис из-за неравномерности развития разных своих ипостасей. Предметом профессиональной деятельности специалиста — клинического психолога являются психические процессы и состояния, индивидуальные и межличностные особенности, социально-психологические феномены, проявляющиеся в различных областях человеческой деятельности. Клинический психолог может иметь дело с людьми, которые жалуются, например, на состоянии тревоги, выражающееся в функциональных расстройствах эмоционального или сексуального плана, или же на трудности в преодолении неурядиц повседневной жизни. Практическая и научно-исследовательская деятельность клинического психолога направлена на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека, на гармонизацию психического развития, личностный рост, самореализацию, на охрану здоровья, преодоление недугов и т. п. Для этого он должен быть компетентным для выполнения следующих видов профессиональной деятельности: диагностической, экспертной, коррекционной, профилактической, реабилитационной, консультативной, научно-исследовательской, культурно-просветительной, учебно-воспитательной. В этом контексте слово "клинический" означает такой подход к клиенту, при котором в центре внимания психолога находится человек в целом. Одновременно осуществляется индивидуальный подход к психологической работе с данным конкретным человеком, включающей терапевтическую практику, которая может полагаться на субъективные решения клинициста. Так, каждое "клиническое интервью" (метод получения информации как с помощью устного опроса клиента, так и во время проведения терапевтической беседы при оказании психологической помощи) по-своему неповторимо. Решение исследовательских задач при клиническом подходе зачастую опирается на небольшое число обследованных пациентов в естественной для них обстановке (в противоположность экспериментальному подходу к решению исследовательских задач). Как профессионал клинический психолог может специализироваться по (а) нейропсихологии, (б) патопсихологии, (в) психосоматике, (г) психологии аномального развития, (д) психопрофилактике, (е) психотерапии, (ж) психологической реабилитации и др. Он может работать в центрах психического здоровья, больницах, на предприятиях, в учебных учреждениях, консультационных кабинетах и т. п., иметь частную практику. В своих теоретических концепциях клиническая психология опирается на целостный подход к человеку, понятие "здоровье" (а не только на понятия "болезнь", "патология"); санацентристскую ориентацию психологической помощи клиенту (а не только на патоцентристский подход к оказанию помощи); идею ответственности личности за свое здоровье; на семейный подход при оказании психологической помощи клиенту; учет социального контекста его жизнедеятельности. Наряду с индивидуальными формами клинический психолог использует в своей работе и групповые формы, владеет методами семейной психотерапии, сотрудничает с семейным врачом, участвует в программах общественного здравоохранения для поддержания общественного здоровья (ВОЗ обращает серьезное внимание на "систему социальной поддержки против стресса"), сотрудничает с психологами других специальностей.

Источник: Клиническая психология. Словарь.

Найдено рефератов по теме ПСИХОЛОГИЯ КЛИНИЧЕСКАЯ — 0

Найдено научных статей по теме — 12

Значение медико-биологических знаний для изучения проблем клинической психологии

Галяутдинова С. И., Куксо П. А.
В статье приводится обзор основных биологических и медико-биологических знаний, необходимых для преподавания клинической психологии, исходя из традиций отечественных направлений и с учетом их использования в имеющемся опыте работы. Дается характеристика методологии и содержания их использования при изучении студентами таких дисциплин, как психофизиология, нейропсихология и патопсихология, а также раскрывается их связь с некоторыми другими дисциплинами психологической направленности.
Скачать PDF

Психологические особенности личности пациентов при различных клинических вариантах психогенных депре

Жебентяев В.А., Кирпиченко А.А., Солодков А.П.
Обследованы 119 пациентов с психогенными депрессивными расстройствами. Они разделены на 3 группы: острые расстройства адаптации, затяжные расстройства адаптации и депрессивные эпизоды. При острых расстройствах адаптации выявляются благоприятные в плане прогноза особенности личности с нерезко выраженными акцентуациями и сохраненными смысложизненными ориентациями. Особенности личности пациентов с затяжными расстройствами адаптации отличаются стойким депрессивным паттерном реагирования с выраженным ригидным защитным поведением и сниженными смысложизненными ориентациями. Особенности личности пациентов с депрессивными эпизодами характеризуются выраженной социально-психологической дезадаптацией с несколько более благоприятными прогностическими признаками, чем у пациентов с затяжными расстройствами адаптации. Выявленные особенности необходимо учитывать при планировании и реализации психотерапевтической коррекции пациентов в системе их комплексного лечения.
Скачать PDF

Актуальные проблемы клинической психологии в условиях инновационных преобразований общества и задачи

Алёхин Анатолий Николаевич
Скачать PDF

Влияние супервизии на профессиональный и личностный рост клинического психолога

Хоромецкий Юрий Александрович
Изложены основные результаты исследования влияния супервизии на профессиональный рост и личностные характеристики клинического психолога. Показаны изменения отдельных личностных характеристик, отражающих способность к рефлексии, адаптивность поведения, способ эмоционального реагирования, изменение стиля проводимого консультирования, динамично видоизменяющийся при прохождении супервизии. Проведена оценка взаимосвязи указанных личностных характеристик и особенностей профессиональной деятельности клинического психолога.
Скачать PDF

К проблеме предмета и рамочных моделей современной клинической психологии

Залевский Г.В.
Обсуждаются две наиболее актуальные проблемы современной клинической психологии проблема ее объектного поля и предмета и проблема рамочных моделей (парадигм, исследовательских программ), а также их динамика (от органической до биопсихосоционоэтической), во многом определяющая самостоятельность клинической психологии как части психологии и ее отношение к пограничным научно-практическим дисциплинам (прежде всего психиатрии).
Скачать PDF

Технология супервизии в подготовке клинических психологов в медицинском вузе

Кравцова Наталья Александровна
Рассматривается проблема введения супервизии на преддипломном этапе подготовки клинических психологов. Показана технология проведения супервизии на факультете клинической психологии в медицинском вузе. Даны практические рекомендации по организации супервизионной работы в вузе.
Скачать PDF

Роль супервизии в формировании профессионально важных качеств клинического психолога

Чернышова Л.А.
Важнейшей задачей высшего профессионального образования является формирование специалиста, обладающего необходимыми знаниями, умениями, навыками, а также психологическими качествами, отвечающими требованиям профессии. В данной статье рассмотрено развитие профессионально важных качеств клинического психолога в ходе клинической супервизии как следствие формирования способности к интроспекции.
Скачать PDF

8-й Международный конгресс клинических психологов

Глозман Жанна Марковна, Зинченко Юрий Петрович
Скачать PDF

О новых возможностях культурно-исторического анализа в клинической психологии

Бурлакова Наталья Семеновна
В статье исследуются возможности дальнейшего развития культурно-исторического подхода Л.С. Выготского и А.Р. Лурия в двух направлениях - со стороны дальнейшего анализа способов и средств опосредования психики в условиях социальной и культурной стратификации современного общества и со стороны применения культурно-исторического анализа к теориям и концептуальному аппарату клинической психологии. Доказывается необходимость изучения знания в клинической психологии в контексте культурно-исторического опыта его формирования. Показывается, что анализ культурно-исторических условий развития данного знания, его границ, функций и определенного исторического смысла способствует более глубокому пониманию психологической клиники и психотерапии.
Скачать PDF

Принципы доказательной медицины в клинической психологии: современный подход к принятию объективных

Новохацки Анастасия Васильевна
Приводится анализ использования принципов и инструментария доказательной медицины с возможностью их применения в клинической психологии. Описаны исторические предпосылки возникновения и основные принципы доказательной медицины как нового подхода к решению клинических задач в области психического здоровья.
Скачать PDF

Клинические (экспертные) методы психологической диагностики в профессиональном отборе сотрудников пр

Беребин Михаил Алексеевич., Кондратенков Сергей Николаевич
Рассмотрены клинико-психологические и нормативные аспекты проблемы психологической диагностики специальной профессиональной годности при отборе кандидатов на службу в подразделения специального назначения правоохранительных органов. Проанализированы особенности применения экспертного метода и феноменологического подхода в целях психодиагностики при профессиональном отборе. Описаны пример решения задачи профессионального отбора сотрудников в подразделения спецназа на материале исследования по методике СМИЛ кандидатов с выявленными экспертным методом характеристиками «бойцовского характера». Выполнен психологический анализ синклинности оценочных шкал и снижением на Mf при очевидном «пике» на шкале Ма и «конверсионной V» на шкалах невротического регистра при вариативности изолированных подъемов либо по шкале Ну, либо по шкале Pd. С помощью компьютерной программы «ТЕZAL-2» выполнена реконструкция психологических черт личности с «бойцовским характером» в системе 16 личностных факторов по Р. Кеттеллу и получен профиль с преобладанием факторов (+В) «Абстрактный интеллект (логическое мышление и внимание», (+С) «Сила Эго (эмоциональная устойчивость, воля, сила ЦНС», (+Е) «Доминантность (лидерство и упрямство)»; (+Q3) «Самоконтроль (планомерность и самодисциплина)».
Скачать PDF

О подготовке по специальности «Клиническая психология» в вузах Уральского региона

Батурин Николай Алексеевич, Беребин Михаил Алексеевич
Скачать PDF

Похожие термины: