ПСИХОЛОГИЯ И МАТЕМАТИКА
ПСИХОЛОГИЯ И МАТЕМАТИКА
ПСІХАЛОГІЯ І МАТЭМАТЫКА / PSYCHOLOGY AND MATHEMATICS– область междисциплинарного взаимодействия психологической науки и математики, связанная, прежде всего, с применением математических методов в психологической науке и практике. В настоящее время использование математического инструментария в психологии представлено преимущественно методами количественно статистического анализа данных. В отличие от некоторых других социальных наук, например экономики, в психологии намного реже используются дедуктивные инструменты математического моделирования, основанные на определенных допущениях о природе человека, в том числе искусственных упрощениях (так, например, математическая теория игроснована на представлении о рациональном «экономическом человеке»), поскольку такое упрощение изначально ограничивает предметную область психологии и требует задать на входе то, что в психологическом исследовании ожидается получить на выходе. Методы математической статистики в современной психологии, напротив, используются все чаще и все более высокого уровня сложности. Это во многом обусловлено соответствием между теорией вероятностей, которая составляет основу математического аппарата статистического анализа данных, и вариативностью психики в различных ее проявлениях, вследствие чего психологические закономерности носят стохастический (вероятностный), а не динамический (жестко детерминистский) характер. В последние десятилетия аппарат математической статистики переживает бурное развитие, обусловленное появлением новых возможностей быстрой реализации большого числа вычислений, необходимых для сложных статистических методов. В то же время попытки воспроизведения ряда классических исследований в психологии, проведенные с использованием более простого математического инструментария и на относительно небольших выборках, потерпели неудачу и привели к так называемому кризису репликации. Современные психологические количественные исследования характеризуются переходом от тестов проверки статистических гипотез к построению многомерных объяснительных и предсказательных моделей(многочисленные виды регрессионного анализа, а также деревья решений и случайные леса), классификаторных алгоритмов (метод ближайших соседей, наивный Байес), типологий (различные виды кластерного анализа и анализ временных рядов), сложных измерительных шкал (различные виды факторного анализа и моделирования структурными уравнениями). Соответственно, продолжают расти требования к компетенциям психолога в области использования методов математической статистики, в том числе владения необходимым для анализа данных программным обеспечением и языками программирования. М. С. Фабрикант