современное название психологии народов-науки, созданной во второй половине XIX в. Основателями этой науки (как и социальной психологии в целом) считаются немецкие ученые М. Лацарус и Х. Штейнталь, которые в 1859 г. создали новый научный журнал под названием «Психология народов и языкознание». Далее этнопсихологические исследования были продолжены В. Вундтом и представлены в его десятитомном издании «Психология народов». Вундт полагал, что психология народов или общие представления людей, принадлежащих тому или иному народу (именно так он трактовал психологию народов), проявляются, прежде всего, в языке, мифах и обычаях, а остальные элементы духовной культуры производны или вторичны по отношению к ним. В нашей стране начало этнопсихологических исследований связывается с работами Н.И. Надеждина (XIX в.), который предложил термин психическая этнография, обозначающий, по сути дела, то же самое, что и «психология народов» в ее первоначальном понимании (или П.э. в ее современной интерпретации).
По мнению Надеждина, новая наука должна была изучать «духовную сторону человеческой природы», умственные и нравственные способности, силу воли и характера, чувство человеческого достоинства и другие качества, характеризующие разные народы. Как типичные проявления народной психологии рассматривались также продукты устного народного творчества-сказки, пословицы, песни и т. п. Еще одним из основателей П.э. в нашей стране считается известный философ и психолог Г.Г. Шпет (1879-1940). П.э., по его мнению, должна выявлять и изучать типичные коллективные переживания, отвечая на вопросы: Что любит народ? Чего он боится? Чему поклоняется? Шпет считал, что принадлежность человека к народу-акт не биологический, а социально-психологический. П.э. того или иного народа определяется не наследственностью (генотипом), а сознательным приобщением к тем культурным ценностям и святыням, которые характерны для данного народа. В настоящее время в П.э. изучаются социально-психологические особенности различных этносов, в том числе их обычаи, традиции, верования, обряды и т. п. Исторически сложились и до сих пор существуют две разные этнопсихологии (аналогичная картина до недавнего времени была характерна и для социальной психологии, с которой П.э. тесным образом связана): психологическая атропология («этнологическая» этнопсихология) и сравнительно-культурная или кросскультурная этнопсихология. Практически все этнопсихологические исследования проводятся в русле трех основных подходов: релятивизма, абсолютизма и универсализма. См. абсолютизм, психология народов, релятивизм, универсализм, этнос.