ПСИХОЛОГИЯ АВИАЦИОННАЯ
АВИАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
отрасль психологической науки, изучающая психические особенности различных видов летной деятельности в зависимости от ряда факторов: общественно-исторических условий, техники, свойств личности курсантов и летчиков, летных заданий, условий полета, методов обучения.
Аббревиатура — авиапсихология. Синоним — психология летного труда.
Аббревиатура — авиапсихология. Синоним — психология летного труда.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
АВИАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
отрасль психологической науки, изучающая деятельность и поведение авиационных специалистов в разных условиях взаимодействия человека и авиационной техники. А. п. особое внимание уделяет безопасности полетов, предупреждению аварий, рационализации труда и отдыха летчиков, специалистов дежурных наземных служб, их профессиональной и психологической подготовке. Цель А. п. – изучение психологических особенностей деятельности и подготовки пилотов, штурманов, специалистов наземных авиационных служб, установление оптимальных условий функционирования летных экипажей и методов подбора кандидатов для работы в авиации, профилактика неблагоприятного влияния полетов на психику летчиков, поиск путей предупреждения аварий и катастроф. А. п. тесно связана с общей психологией, эргономикой, инженерной психологией, психологией труда, авиационной физиологией и медициной.
Авиационная психология
отрасль психологии, изучающая психологические закономерности трудовой деятельности авиационных специалистов. Предметом А. п. является психика человека, управляющего сложными авиационными системами. Объектом А. п. служит деятельность человека и коллектива, связанная с управлением авиационными системами. Субъект А. п. — летный и инженерный состав, специалисты управления воздушным движением, стюардессы и др.
К основным проблемам современной А. п. относятся: изучение психологической структуры деятельности авиационных специалистов; психологические закономерности взаимодействия человека и авиационной техники; исследование воздействия факторов полета на психическое состояние человека и на межличностные отношения в коллективе; профессиональная адаптация членов экипажей к условиям деятельности; оценка профессиональной пригодности, психологический анализ причин аварийности и др.
К основным проблемам современной А. п. относятся: изучение психологической структуры деятельности авиационных специалистов; психологические закономерности взаимодействия человека и авиационной техники; исследование воздействия факторов полета на психическое состояние человека и на межличностные отношения в коллективе; профессиональная адаптация членов экипажей к условиям деятельности; оценка профессиональной пригодности, психологический анализ причин аварийности и др.
ПСИХОЛОГИЯ АВИАЦИОННАЯ
отрасль психологии, изучающая деятельность специалистов-авиаторов. Ее предмет - психика человека, управляющего сложными авиационными системами. Объект - деятельность индивида и коллектива, ее содержание, условия и организация. Субъект изучения - летный и инженерно-технический состав и пр. Зародилась в связи с появлением летательных аппаратов и с возрастающей ролью фактора человеческого в управлении ими.
Ее основные проблемы: изучение структуры деятельности авиационных специалистов, закономерностей взаимодействия людей с авиатехникой; исследование влияния факторов полета на психическое состояние, на межличностные отношения; формирование пригодности профессиональной и психологической адаптации членов экипажа к условиям деятельности; анализ причин аварий, и пр. Для реализации этих задач применяется комплекс методов, в том числе интервью, наблюдение, изучение документов, эксперименты, и пр. Получили развитие методы алгоритмического анализа деятельности, моделирования полунатурного, моделирования психологического, полиэффекторной регистрации функций и пр.
В отечественной психологии авиационной сформулированы концепции оператора активного, образа полета, моделирования психологического, реабилитации профессионально-психологической.
Ее основные проблемы: изучение структуры деятельности авиационных специалистов, закономерностей взаимодействия людей с авиатехникой; исследование влияния факторов полета на психическое состояние, на межличностные отношения; формирование пригодности профессиональной и психологической адаптации членов экипажа к условиям деятельности; анализ причин аварий, и пр. Для реализации этих задач применяется комплекс методов, в том числе интервью, наблюдение, изучение документов, эксперименты, и пр. Получили развитие методы алгоритмического анализа деятельности, моделирования полунатурного, моделирования психологического, полиэффекторной регистрации функций и пр.
В отечественной психологии авиационной сформулированы концепции оператора активного, образа полета, моделирования психологического, реабилитации профессионально-психологической.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
АВИАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
отрасль психологии, изучающая психологические закономерности трудовой деятельности авиационных специалистов. Предмет А. п . — психика человека, управляющего сложными авиационными системами. Объект А. п.— деятельность летного и инженерно-технического состава, специалистов УВД и др. А. п. как научно-практическое направление зародилась на рубеже XIX и XX вв. в связи с изобретением летательных аппаратов и возрастающей ролью человеческого фактора в эффективном и безопасном управлении ими. Основы А. п. формирова лись под воздействием теоретических и методологических положений физиологии. Основными проблемами современной А. п. являются изучение психологической структуры деятельности авиационных специалистов; психологические закономерности взаимодействия человека с авиационной техникой; исследования влияния факторов полета на развитие психических состояний, межличностных отношений в коллективе; формирование профессиональной пригодности, психологической адаптации членов экипажа к условиям деятельности; анализ причин аварийности и т. д. Для решения теоретических и прикладных проблем А. п. применяется комплекс методов, разработанных в физиологии и психологии труда (беседа, наблюдение, изучение документов, лабораторный и естественный эксперименты и др.). Широко применяются также методы алгоритмического и информационного анализа деятельности, моделирования, полиэффекторной регистрации функций и др. Результаты А. п. используются для повышения эффективности и безопасности труда в авиации, совершенствования системы профессионального отбора и подготовки авиационных специалистов.
АВИАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
АВІЯЦЫЙНАЯ ПСІХАЛОГІЯ / AVIATION PSYCHO LO GY– отрасль психологической науки, изучающая деятельность и поведение авиационных специалистов в разных условиях взаимодействия человека и авиационной техники. Термин «психология авиации» был введен профессором В. Н. Образцовым в статье «Победа над страхом», опубликованной в июле 1916 г. в журнале «Заря авиации». Цель А. п.– изучение психологических особенностей деятельности и подготовки пилотов, штурманов, специалистов наземных авиационных служб, установление оптимальных условий функционирования летных экипажей и методов подбора кандидатов для работы в авиации, профилактика неблагоприятного влия ния полетов на психику летчиков, путей предупреждения аварий и катастроф, психологическое обеспечение безопасности полетов, предупреждение аварий, обусловленных человеческим фа к тором, рационализация труда и отдыха летчиков, специалистов дежурных наземных служб, их профессиональной и психологической подготовке. В 20–30-е гг. ХХ в. в рамках психотехники проводились исследования физиологии летного труда, профессиональных особенностей летчиков (С. Е. Минц, И. Н. Шпильрейн, С. Г. Геллерштейн, А. В. Раевский, Н. М. Добротворский, А. Н. Нечаев, А. К. Гастев и др.). В 1924 г. была организована первая в Красной армии Центральная психофизиологическая лаборатория ВоенноВоздушных Сил СССР. В период Великой Отечественной войны авиационная психология приобрела богатый опыт практического решения задач боевой подготовки летного состава, что дало им пульс к ее последующему развитию в работах К. К. Платонова, Ю. П. Добровольского, Н. Д. Заваловой, В. А. Пономаренко, Д. В. Гандера, С. Г. Мельника, Б. Л. Покровского и др. В частности, К. К. Платонов провел структурный анализ личности летчика, выделил детерминанты ее психологического развития, значительный вклад внесли П. А. Корчемный, И. Ф. Выдрин, П. В. Картамышев, Р. Н. Макаров и др. В настоящее время в военно-авиационной психологии большое внимание уделяется изучению психологической готовности летчиков к принятию ответственных решений, успешному выполнению различных служебных задач, а также пофессиональной надежности летчика, в том числе в условиях утомления. Большое внимание уделяется психологическим аспектам прфессиональной подготовки военных и гражданских пилотов. А. п. тесно связана с общей психологией, эргономикой, инженерной психологией, психологией труда, педагогической психологией, авиационной физиологией и медициной. С. Л. Кандыбович