ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ
представляет результат познавательной деятельности, направленной на изучение особенностей психической реальности, уже оторвавшийся во времени от нее самой. Являясь итогом исторического познания и осмысления психической реальности, оно воплощается в сложившейся, кристаллизованной и определенным образом зафиксированной системе значений – в совокупности идей, взглядов, психологических концепций и теорий, подходов и методов изучения психических явлений. Структура П. з. как важнейший аспект изучения истории психологии описана В. А. Якуниным и включает: 1) формирование основных понятий и категорий психологии: образа, действия, мотивации, личности и др.; 2) вопросы развития психологических принципов: детерминизма, отражения, развития, нервизма, единства сознания и деятельности, ассоциативный и рефлекторный и др.; 3) ретроспективный анализ различных способов решения основных проблем психологии: психофизической, психофизиологической, психогностической, психопраксической и психосоциальной; 4) структурные представления о психических процессах, состояниях и свойствах. Выявление закономерностей развития П. з. составляет логико-научный аспект истории психологии.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ
ПСІХАЛАГІЧНЫЯ ВЕДЫ / PSYCHOLOGICAL KNOWLEDGE– представляет результат познавательной деятельности, направленной на изучение особенностей психической реальности, уже оторвавшийся во времени от нее самой. Являясь итогом исторического познания и осмысления психической реальности, оно воплощается в сложившейся, кристаллизованной и определенным образом зафиксированной системе значений– в совокупности идей, взглядов, психологических концепций и теорий, подходов и методов изучения психических явлений. Структура П. з. как важнейший аспект изучения истории психологии описана В. А. Якуниным и включает: формирование основных понятий и категорий психологии (категорий образа, действия, мотивации, личности и др.); вопросы развития психологических принципов: детерминизма, отражения, развития, нервизма, единства сознания и деятельности, ассоциативного и рефлекторного и др.; ретроспективный анализ различных способов решения основных проблем психологии: психофизической, психофизиологической, психогностической, психопраксической и психосоциальной; структурные представления о психических процессах, состояниях и свойствах. Выявление закономерностей развития П. з. составляет логико-научный аспект истории психологии. Согласно А. В. Юревичу, структуру П. з. составляют ряд элементов: базовые «идеологии» (и сопряженные с ними системы методологических принципов); категории; теории; законы; обобщения; объяснения и интерпретации; прогнозы и предсказания; факты и феномены; знание контекста (установление фактов и проявление феноменов); эмпирически выявленные корреляции между феноменами; описания; методики; технологии; знания, ассимилированные психологией из смежных наук. В структуре П. з. можно выделить компоненты, являющиеся стандартными для любого научного знания и служащие каркасом системы познания в любой науке и специфически-психологические: метатеорииили базовые психологические «идеологии», такие как бихевиоризм, когнитивизм и психоанализ и т. д. В их рамках П. з. может существовать абсолютно независимо, не иметь смысловых и логических пересечений. П. з. достаточно бессистемно или полисистемно, строится вокруг метатеорий/ идеологий. П. з. релятивно, относительно: то, что считается знанием в рамках одних психологических школ и направлений, далеко не всегда признается таковым с позиций других, т. е. П. з. неотделимо от определенного идейно-методологического контекста его производства. Во-вторых, оно неотъемлемо от определенного объекта и той социокультурной макро- и микросреды, в которую он погружен, а знание, полученное применительно к одной культуре, часто оказывается неприменимой к другим культурам. В-третьих, психологическое знание ситуативно, т. е. зависит от конкретной си туации его получения: скажем, коэффициенты корреляции, измеренные на одной и той же выборке спустя некоторое время, всегда оказываются несколько другими. П. з. зависимо от процесса его социализации, т. е. от оформления психологического опыта в соответствии с определенными правилами. Не всякое П. з. признается собственно знанием: чтобы стать таковым, оно должно пройти достаточно длительную «социальную обработку». В результате реальный массив П. з. намного превосходит объем «официального» знания научной психологии. Это создает впечатление, что практикующие психологи в своей работе опираются не на научное знание, а на смесь интуиции и обыденного опыта. П. з. не является застывшим, оно постоянно развивается как содержательно, фактологически, так и структурно, методологически, что само по себе является предметом научной рефлексии, научного познания в психологии. Т. В. Разина