ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ
представляет результат познавательной деятельности, направленной на изучение особенностей психической реальности, уже оторвавшийся во времени от нее самой. Являясь итогом исторического познания и осмысления психической реальности, оно воплощается в сложившейся, кристаллизованной и определенным образом зафиксированной системе значений – в совокупности идей, взглядов, психологических концепций и теорий, подходов и методов изучения психических явлений. Структура П. з. как важнейший аспект изучения истории психологии описана В. А. Якуниным и включает: 1) формирование основных понятий и категорий психологии: образа, действия, мотивации, личности и др.; 2) вопросы развития психологических принципов: детерминизма, отражения, развития, нервизма, единства сознания и деятельности, ассоциативный и рефлекторный и др.; 3) ретроспективный анализ различных способов решения основных проблем психологии: психофизической, психофизиологической, психогностической, психопраксической и психосоциальной; 4) структурные представления о психических процессах, состояниях и свойствах. Выявление закономерностей развития П. з. составляет логико-научный аспект истории психологии.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ
ПСІХАЛАГІЧНЫЯ ВЕДЫ / PSYCHOLOGICAL KNOWLEDGE– представляет результат познавательной деятельности, направленной на изучение особенностей психической реальности, уже оторвавшийся во времени от нее самой. Являясь итогом исторического познания и осмысления психической реальности, оно воплощается в сложившейся, кристаллизованной и определенным образом зафиксированной системе значений– в совокупности идей, взглядов, психологических концепций и теорий, подходов и методов изучения психических явлений. Структура П. з. как важнейший аспект изучения истории психологии описана В. А. Якуниным и включает: формирование основных понятий и категорий психологии (категорий образа, действия, мотивации, личности и др.); вопросы развития психологических принципов: детерминизма, отражения, развития, нервизма, единства сознания и деятельности, ассоциативного и рефлекторного и др.; ретроспективный анализ различных способов решения основных проблем психологии: психофизической, психофизиологической, психогностической, психопраксической и психосоциальной; структурные представления о психических процессах, состояниях и свойствах. Выявление закономерностей развития П. з. составляет логико-научный аспект истории психологии. Согласно А. В. Юревичу, структуру П. з. составляют ряд элементов: базовые «идеологии» (и сопряженные с ними системы методологических принципов); категории; теории; законы; обобщения; объяснения и интерпретации; прогнозы и предсказания; факты и феномены; знание контекста (установление фактов и проявление феноменов); эмпирически выявленные корреляции между феноменами; описания; методики; технологии; знания, ассимилированные психологией из смежных наук. В структуре П. з. можно выделить компоненты, являющиеся стандартными для любого научного знания и служащие каркасом системы познания в любой науке и специфически-психологические: метатеорииили базовые психологические «идеологии», такие как бихевиоризм, когнитивизм и психоанализ и т. д. В их рамках П. з. может существовать абсолютно независимо, не иметь смысловых и логических пересечений. П. з. достаточно бессистемно или полисистемно, строится вокруг метатеорий/ идеологий. П. з. релятивно, относительно: то, что считается знанием в рамках одних психологических школ и направлений, далеко не всегда признается таковым с позиций других, т. е. П. з. неотделимо от определенного идейно-методологического контекста его производства. Во-вторых, оно неотъемлемо от определенного объекта и той социокультурной макро- и микросреды, в которую он погружен, а знание, полученное применительно к одной культуре, часто оказывается неприменимой к другим культурам. В-третьих, психологическое знание ситуативно, т. е. зависит от конкретной си туации его получения: скажем, коэффициенты корреляции, измеренные на одной и той же выборке спустя некоторое время, всегда оказываются несколько другими. П. з. зависимо от процесса его социализации, т. е. от оформления психологического опыта в соответствии с определенными правилами. Не всякое П. з. признается собственно знанием: чтобы стать таковым, оно должно пройти достаточно длительную «социальную обработку». В результате реальный массив П. з. намного превосходит объем «официального» знания научной психологии. Это создает впечатление, что практикующие психологи в своей работе опираются не на научное знание, а на смесь интуиции и обыденного опыта. П. з. не является застывшим, оно постоянно развивается как содержательно, фактологически, так и структурно, методологически, что само по себе является предметом научной рефлексии, научного познания в психологии. Т. В. Разина

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
311.58 кб

Альберт Эйнштейн и психологическое знание

Климов Евгений Александрович
На примере книги «Эволюция физики», написанной А. Энштейном в соавторстве Л. Инфельдом, автор анализирует вклад великого физика в психологическую науку.
Читать PDF
963.31 кб

Психологические знания родителей в воспитании детей

Кожогелдиева К.М., Кожогелдиев А.С.
Статья отражает о создании возможностей для формирования личности подрастающего поколения, где ведущую роль играет воспитание в семье.
Читать PDF
199.73 кб

Эпистемологические контексты психологического знания

Розин В. М.
В статье анализируется понимание в психологии представлений о сознании и бессознательном.
Читать PDF
172.96 кб

Христианская психология в системе психологического знания

Слободчиков Виктор Иванович
В статье рассмотрены предпосылки и условия становления христиански ориентированной психологии как особого направления в психологической антропологии.
Читать PDF
286.74 кб

Психологическое знание в системе подготовки будущего юриста

Троицкая И.Ю., Патрикеева Э.Г., Горшков Е.А.
В статье рассмотрено значение психологического знания в подготовке будущих юристов.
Читать PDF
133.02 кб

Три источника и три составные части психологического знания

Юревич Андрей Владиславович
В статье рассматриваются три основные области психологического познания, к числу которых автор относит психологические исследования (исследовательскую психологию), психологическую практику (практическую психологию) и обыденную пси
Читать PDF
537.45 кб

Историческая психология как история психологического знания

Шкуратов С.Г.
Досовременное психологическое знание рассматривается в статье как явление культуры и ментальности, а именно в контексте исторической психологии, науки, изучающей развитие человека и его личности в истории.
Читать PDF
612.82 кб

Анализ психологических факторов объективного контроля знаний

Нечаев Валентин Викторович, Богорадникова Алиса Викторовна, Панченко Виктор Михайлович, Чумак Борис Борисович
В статье рассматриваются психологические типы личности (ПТЛ) и возможные комбинации их встречаемости в системе «преподаватель студент». Взаимодействующие пары ранжируются по шкалам ПТЛ и психологической совместимости ПС.
Читать PDF
334.14 кб

Психологическое знание в составе педагогического исследования

Алексеев Николай Алексеевич
В статье рассмотрены вопросы взаимоотношений психологического и педагогического знания в ходе научного исследования. Педагогика трактуется как психопедагогика, в которой на паритетных началах представлены оба вида знаний.
Читать PDF
342.10 кб

Антропологический статус современного психологического знания

Слободчиков Виктор Иванович
Доказана необходимость гармонизации христианской, психологической и педагогической антропологии и, вследствие антропологической парадигмы в системах гуманитарного знания, различения трех типов психологического знания: психологию п
Читать PDF
166.28 кб

Использование психологических знаний во внесудебной экспертизе

Метелев Александр Владимирович
В статье представлены результаты эмпирического исследования одной из актуальных профессионально-психологических проблем использования специальных психологических знаний при оценке правонарушающего поведения сотрудника ОВД участник
Читать PDF
75.85 кб

Социально-психологические факторы обмена знаниями в организации

Журавлев Анатолий Лактионович
Выступление на VI Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века».
Читать PDF
95.40 кб

Историографическое направление историко-психологического знания

Алексеенко Ирина Сергеевна
В статье раскрывается понятие историографии истории психологии; анализируется опыт изучения проблем историографии в мировой и отечественной историко-психологической мысли, ее современное состояние и перспективы развития.
Читать PDF
1.14 мб

Коммуникативная методология и интеграция психологического знания

Мазилов Владимир Александрович
В статье дается характеристика коммуникативной методологии психологической науки. Коммуникативная методология представляет собой нетрадиционную сферу методологии психологической науки.
Читать PDF
650.73 кб

Распространение психологических знаний: от индуктора к реципиенту

Юрьев Н.К.
В статье представлены размышления автора о роле и месте психологического просвещения, описан опыт психологов города Черногорска.

Похожие термины:

  • Социология психологического знания

    sociology of psychological knowledge) С. п. з. можно определить как изучение соц., политического и идеологического контекста, в к-ром психология развивалась как профессия и как наука. С. п. з. на деле представляет собо