ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

Найдено 1 определение
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
ПСІХАЛАГІЧНАЕ ЎЗДЗЕЯННЕ / PSYCHOLOGICAL INFLUENCE– целенаправленный перенос движения, информации или других (в том числе материальных) агентов от одного участника взаимодействия к другому. Воздействие может быть непосредственным (контактным), когда движение и заключенная в нем информация передаются в форме импульса движения (например, прикосновения или удара), и опосредованным (дистантным), когда информация и закодированный в ней импульс движения передаются в форме комплекса сигналов, несущих сообщение о чем-либо и ориентирующих воспринимающую систему относительно смысла и значения этих сигналов. Психологическим можно считать такое воздействие индивидуального или группового субъекта, которое вызывает или предотвращает изменение психологических характеристик и проявлений реципиента, в том числе относящихся к его деятельности (и поведению в целом), его сознанию (и бессознательной сфере психики), его личности. Целями П. в. являются: сообщение информации, привлечение внимания, возбуждение интереса, убеждение, внушение, психическое заражение, самопрезентация, подчинение, изменение мыслей, ценностей, самооценки, чувств, психических состояний, самочувствия, социальных установок и поведения другого человека, а также групповых социальных норм, настроений и традиций. Степень влияния воздействующего субъекта оценивается глубиной изменения в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях субъекта, на которого было направлено воздействие. В рамках различных научных подходов выделяют: прямое и косвенное, непосредственное и опосредствованное, индивидуальное, групповое и массовое воздействие, а также воздействие, которое можно квалифицировать как информационно-знаковое и информационно-действенное. Непосредственное (контактное) общение– это естественный контакт «лицом к лицу», при котором информация от одного участника к другому передается при помощи вербальных (речевых) и невербальных (жестов, мимики, пантомимики, прикосновений, движений и т. д.) средств. При опосредствованном (бесконтактном, дистантном) воздействии информация передается с использованием различных средств ее трансляции (СМИ, социальные медиа, мессенджеры, телефон, письмо, плакаты, стенды и т. д.). Косвенное общение отличается включением в процесс общения дополнительных участников (посредника), через которых происходит передача информации. Цели косвенного воздействия могут также достигаться путем такого изменения среды жизнедеятельности объекта, которое воспринимается как сообщение. По количественным характеристикам объекта выделяют индивидуальное, групповое (объектом выступает социальная группа) и массовое (объектом вступают большие социальные группы) воздействие. Субъектом воздействия могут быть отдельные лица, социальная группа или организация, целенаправленно влияющие на объект. Объект воздействия– отдельное лицо, социальная группа, масса людей, на которые прямо или косвенно направлено воздействие. Исследователи чаще всего выделяют следующие методы воздействия: убеждение, внушение, психическое заражение, манипуляция, игнорирование, принуждение и др., а также сложные их комбинации. В России различные виды П. в. изучали Е. Г. Баранов, Г. В. Грачев, Е. Л. Доценко, Ю. П. Зинченко, А. Г. Караяни, Т. С. Кабаченко, Г. А. Ковалев, В. Е. Лепский, А. В. Манойло, А. Я Фарина и др. А. Г. Караяни

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.