Psychological space). To же самое, что и жизненное пространство. Курт Левин с середины тридцатых годов чаще стал употреблять именно этот термин.
Психологическое пространство
Психологическое пространство
Источник: Frager R., Fadiman J. Glossary of "Personality and Personal Growth", 2002
Психологическое пространство
или поле состоит из различных областей, которые структурируют не пространство в собственном (географическом) смысле слова, а психологически возможные действия и события. Часть из таких областей соответствует возможным позитивным и негативным событиям. Существуют целевые регионы (области) с позитивной валентностью и регионы (области) опасности с негативной валентностью. Остальные области представляют инструментальные возможности действия, использование которых приближает к целевому региону или отдаляет от региона опасности. Они имеют, таким образом, значение средства действия.
В одной из областей модели окружения находится сам субъект, представляемый точкой или кружком. Чтобы достичь целевого региона с позитивной валентностью, субъект должен одну за другой "перебрать" все области, лежащие между ним и целевым объектом, преодолеть их в действии. Если, например, кто-то хочет купить автомобиль и самостоятельно им управлять, он должен получить водительские права, скопить деньги, явиться в место продажи автомобилей, обратиться к продавцу и т. д. Можно привести примеры применения модели окружения при решении очень широкого круга проблем, таких как принятие решения при покупке продуктов питания, социально-психологическое положение подростков, групповое поведение в зависимости от стиля руководства, групповая динамика, групповые решения, экологическая ситуация больших и малых школ и ее влияние на активность учеников и др.
В отличие от модели личности модель окружающего мира не стала источником экспериментов в узком смысле. Причина, видимо, заключается в том, что она предполагает довольно свободную ситуацию, условия которой не поддаются строгому контролю, как того требует эксперимент. Представленная в модели окружения психологическая ситуация есть, по К.Левину, жизненное пространство субъекта. К. Левин так характеризует это пространство: "Психологическое окружение в функциональном отношении следует рассматривать как одну из взаимозависимых частей поля, жизненного пространства, другой частью которого является сам субъект". Степень дифференцированности жизненного пространства соответствует уровню индивидуального развития, в анализе которого остроумно использовалась модель окружения.
В одной из областей модели окружения находится сам субъект, представляемый точкой или кружком. Чтобы достичь целевого региона с позитивной валентностью, субъект должен одну за другой "перебрать" все области, лежащие между ним и целевым объектом, преодолеть их в действии. Если, например, кто-то хочет купить автомобиль и самостоятельно им управлять, он должен получить водительские права, скопить деньги, явиться в место продажи автомобилей, обратиться к продавцу и т. д. Можно привести примеры применения модели окружения при решении очень широкого круга проблем, таких как принятие решения при покупке продуктов питания, социально-психологическое положение подростков, групповое поведение в зависимости от стиля руководства, групповая динамика, групповые решения, экологическая ситуация больших и малых школ и ее влияние на активность учеников и др.
В отличие от модели личности модель окружающего мира не стала источником экспериментов в узком смысле. Причина, видимо, заключается в том, что она предполагает довольно свободную ситуацию, условия которой не поддаются строгому контролю, как того требует эксперимент. Представленная в модели окружения психологическая ситуация есть, по К.Левину, жизненное пространство субъекта. К. Левин так характеризует это пространство: "Психологическое окружение в функциональном отношении следует рассматривать как одну из взаимозависимых частей поля, жизненного пространства, другой частью которого является сам субъект". Степень дифференцированности жизненного пространства соответствует уровню индивидуального развития, в анализе которого остроумно использовалась модель окружения.