Психологическое обследование

Найдено 2 определения термина Психологическое обследование

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

Психологическое обследование

Психологическое обследование проводится специалистами – клиническими психологами либо врачами, получившими специализированную подготовку по медицинской психологии. Главной задачей является выявление нарушений психических процессов – памяти, восприятия, внимания, мышления, оценка особенностей интеллекта и личностных свойств в целом. Важны те первоначальные, маловыраженные нарушения, которые могут еще не выявляться при клиническом обследовании. Например, с помощью специальных приемов, когда в начале шизофрении еще не проявились нарушения мышления, могут быть установлены характерные искажения процесса обобщения. При надвигающемся атеросклеротическом слабоумии тонкие нарушения памяти и внимания также могут быть установлены только с помощью специальных психологических методик. У больных с дефектами психики в целях реабилитации психологические исследования позволяют оценить наиболее сохранные стороны личности, навыки и умения. Специальные приемы предназначены для обнаружения тех болезненных переживаний, которые больной не раскрывает, например, скрытой депрессии или психотравмирующих ситуаций.

Направляя больного на психологическое обследование, необходимо сформулировать вопросы, в первую очередь интересующие врача и позволяющие выяснить уровень интеллекта, наличие нарушений мышления, характерных для шизофрении; изменений памяти и внимания, присущих органическому поражению мозга; личностных особенностей при неврозах и психопатиях.

Оценка уровня интеллекта чаще всего осуществляется с помощью теста Векслера. На основании выполнения обследуемым заданий вычисляется коэффициент интеллектуальности – «ай кью» (10), официально принятый для этой цели Всемирной организацией здравоохранения. Средней нормой считается 100, но в современной здоровой популяции в развитых странах у большинства величина выше 100. Величины от 90 до 70 считаются областью пограничной, «низкой нормой», но не рассматриваются как слабоумие. К дебильности относят величины от 70 до 50, к имбецильности, глубокому слабоумию, – ниже 50.

Выявление искажения процесса обобщения как признака, характерного для шизофрении. При искажении обобщение осуществляется по несущественным признакам. Один из приемов, используемый для выявления искажения, состоит в том, что из 4х картинок с предметами требуется отобрать лишнюю, не подходящую к другим («четвертый лишний»). Например, на 3х картинках нарисованы цветы (роза, ромашка, сирень), а на 4й – фрукт (виноград). Больной шизофренией отбирает как лишнюю ромашку («все растут на кустах, а она на земле»). Однако подобный признак выявляется не у всех больных шизофренией и в то же время иногда встречается при шизоидной психопатии и акцентуации характера.

Нарушения памяти можно оценить с помощью таких простых приемов, как запоминание 10 слов, не связанных по смыслу. Возможность их воспроизведения проверяется сразу

(кратковременная память) и через несколько часов (долговременная память). Другими приемами проверяется воспроизведение коротких рассказов (смысловая память) или показанных картинок (зрительная память).

Нарушения внимания можно обнаружить с помощью корректурных проб (зачеркивание в тексте 1–2 определенных букв – учитываются пропуски и ошибки).

Выявление скрытой депрессии и тревоги может также достигаться разными приемами. В современной практике распространен цветовой тест М. Люшера (в норме предпочитаются красный, желтый, зеленый цвета, при депрессии – черный, серый, коричневый, фиолетовый). Некоторые личностные опросники имеют специальные шкалы депрессии. Для выявления тревоги также разработаны специальные приемы, например, шкала тревоги, разработанная Ж. Тейлором. По ответам на косвенные вопросы (наличие кошмарных сновидений и т. д.) судят о степени тревожности.

Оценка личностных особенностей производится чаще всего с помощью разработанного в США и адаптированного в нашей стране Миннесотского многопрофильного личностного опросника, имеющего сокращенное название – «эмэмпиай» – ММР1. С помощью такого метода можно выявить склонность к ипохондричности, депрессии, истерические, психастенические и другие особенности личности. Для диагностики типов характера у взрослых предназначен опросник Г. Шмишека, а у подростков – патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) ИвановаЛичко.

Выявление психотравмирующих факторов и болезненных переживаний, которые больной не раскрывает, бывает особенно важным как для диагностики и прогноза, так и для психотерапии. Зачастую для этого используются проективные методы. Среди них наиболее известна методика неоконченных предложений: обследуемому предлагают закончить фразы вроде «Супружеская жизнь кажется мне…», «Настоящий друг тот, кто…» и т. д. Применяется также тематический апперцепционный тест (ТАТ) – картинки с изображением различных ситуаций, которые испытуемый должен прокомментировать.

Оценка внутрисемейных отношений также может осуществляться методами психологической диагностики. Детям предлагают нарисовать их семью. По тому, как изображаются и где располагаются на листе члены семьи, понятны их отношение к ребенку и отношения между собой.

Оцените определение:

Источник: А. А. Дроздов, М. В. Дроздова. Справочник психотерапевта, 2005 г

психологическое обследование

комплекс организационно-технических, диагностических, консультационных мероприятий, направленный на изучение психологических свойств и качеств личности.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

Найдено научных статей по теме — 12

Специфика психологического и психофизиологического обследования работников атомной станции

Захарченко Татьяна Олеговна
В статье осмыслена проблема психологического и психофизиологического обследования работников атомной станции, которое выступает эффективным инструментом установления надежности их профессиональной деятельности. Основной целью обследования персонала атомных станций признан контроль психофизических свойств и профессионально важных качеств личности, что позволяет выявить ранние признаки психологической дезадаптации и других расстройств, которые могут повлиять на безопасность деятельности атомной станции. Перечислены и охарактеризованы психодиагностические методики, применяемые для обследования сотрудников атомных станций, описаны некоторые их особенности, связанные со спецификой области применения (атомная энергетика).
Скачать PDF

ИЗ ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХИАТРИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОБСЛЕДОВАНИЙ ПРИЗЫВНИКОВ И ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Оберемко О.А.
В критическом обзоре опубликованных результатов психиатрических и психологических обследований 1940–1970-х гг., нацеленных на повышение эффективности отбора призывников на военную службу в зарубежных армиях, представлено развитие теоретико-методологических оснований прикладной военной психологии; показано, что степень сложности теоретических моделей обусловливается параметрами поставленной прикладной задачи и точностью измерения при сборе эмпирических данных.In the critical review of published results of psychiatric and psychological examinations of 1940-1970s aimed at enhancing effectiveness of the recruits’ selection for military service in foreign armies, the development of theoretical and methodological bases is presented of applied military psychology, the complexity of the theoretical models is shown due to the parameters of the applied problem put and measurement accuracy at collecting empirical data.
Скачать PDF

Опыт обследования военнослужащих участников военных конфликтов с непсихотическими соматизированными

Бабаян Э.А.
Скачать PDF

Комплексное обследование детей с нарушениями письменной речи с использованием технологий НЛП

Новотроицкий Денис Викторович
Настоящая статья посвящена разработке комплексной методики диагностики нарушений письменной речи детей с использованием методов НЛП. В статье дан обзор литературы, изложены основные направления диагностической методики. The author of the paper develops a complex technique of childrens written speech disorder diagnostics by means of neuro-linguistic programming methods. The review of the literature is given; the basic directions of the diagnostic technique are stated.
Скачать PDF

Психометрический подход к оценке результатов нейропсихологического обследования в детском возрасте

Астаева Алена Васильевна
Рассматривается проблема необходимости интеграции психометрического подхода и качественного анализа в детской нейропсихологии. Проблема современной нейропсихологии заключается в выборе конкретного метода оценки результатов, позволяющего дифференцировать показатели нормы и патологии ВПФ с учетом индивидуальных возрастных особенностей развития психических функций.
Скачать PDF

Российско-португальский опыт нейропсихологического обследования дошкольников

Дэвид Жулиана, Глозман Жанна Марковна
В статье анализируются теоретические и методологические принципы нейропсихологической диагностики в дошкольном возрасте. Оцениваются наиболее известные психометрические методы обследования дошкольников. Описывается опыт применения в Португалии разработанной в России шкалы для нейропсихологического обследования дошкольников, качественной и количественной оценки данных тестирования. При создании португальской версии учитываются луриевские принципы диалогового взаимодействия с обследуемым ребенком для выявления зоны его ближайшего развития.
Скачать PDF

Гендерные аспекты теории принятия решений (по материалам обследования педагогов и менеджеров промышл

Белякова Лариса Юрьевна
Скачать PDF

ПРОБЛЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТИПИЧНЫХ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ КУРСАНТАМИ (По материалам обследования курсантов 4

Т.А. Грозная
Скачать PDF

Регуляция активности у детей с трудностями обучения по данным нейропсихологического обследования

Агрис Анастасия Романовна, Ахутина Татьяна Васильевна
В статье исследуется вопрос слабости функций I блока мозга (процессов регуляции активности) у детей младшего школьного возраста с трудностями обучения. Исследование проводилось на детях 1-5 классов с выраженными трудностями в обучении и на выборке первоклассников с различной успешностью в обучении. Основным методом исследования являлось нейропсихологическое обследование на базе батареи А.Р. Лурии (Лурия, 1969, 1973), а именно, варианта для детей 5-9 лет, разработанного в лаборатории нейропсихологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова (Ахутина и др., 2008, 2012; Полонская, 2007). Показано, что среди детей обеих выборок можно выделить группы по различному состоянию функций I блока: с преобладанием гиперактивности-импульсивности, с преобладанием утомляемости и низких темповых характеристик и без выраженного дефицита функций I блока. Продемонстрирована тесная связь дефицита I блока мозга и школьной успеваемости. Выявлено, что для детей с гиперактивностью свойственна выраженная слабость процессов программирования и контроля и зрительных и зрительно-пространственных функций, со слабостью как левополушарной аналитической, так и правополушарной холистической стратегии переработки информации. Дети с низким когнитивным темпом характеризуются менее выраженной слабостью программирования и контроля и заметными слухоречевыми и кинестетичекими трудностями, то есть преобладанием дефицита левополушарной аналитической стратегии. Выявлена неравномерная возрастная динамика различных компонентов высших психических функций (ВПФ) при трудностях обучения. Так, от 1 к 4-5 классу симптомы утомляемости/низкого темпа и кинестетические трудности практически не демонстрируют положительной динамики в отличие от всех остальных компонентов ВПФ.
Скачать PDF

Взаимосвязь эмоционального интеллекта и личностных особенностей (по материалам обследования студенто

Собкин Владимир Самуилович, Лыкова Татьяна Анатольевна
Статья продолжает цикл исследований авторов, посвященный изучению личностного и профессионального становления студентов-актеров, которые проводятся с 2010 г. на базе Московского театрального колледжа под руководством народного артиста СССР О.П. Табакова. В ней представлены результаты изучения особенностей эмоционального интеллекта и его взаимосвязей с личностными особенностями у студентов-актеров. Результаты получены с помощью методики диагностики эмоционального интеллекта MSCEIT и опросника Р. Кеттела 16 PF. Общую выборку обследованных составили 66 человек. Гипотеза исследования предполагала наличие содержательных взаимосвязей между показателями эмоционального интеллекта и личностными характеристиками, фиксирующими волевые и эмоциональные свойства личности актера. Анализ результатов, полученных с помощью теста MSCEIT, выявил, что две шкалы, составляющие домен опытного эмоционального интеллекта, высоко коррелируют между собой, что свидетельствует о связи между способностью к идентификации эмоций и способностью к использованию эмоций для принятия решений. Доказано, что опытный эмоциональный интеллект у студентов-актеров не связан с личностными характеристиками. Тест Кеттелла показал, что шкалы, составляющие домен стратегического эмоционального интеллекта, положительно связаны с личностными характеристиками. Обнаружена связь между шкалой общего интеллекта теста Кеттелла (В) и показателем теста MSCEIT «понимание и анализ эмоций». Шкала теста Кеттелла I (чувствительность) положительно связана с показателем эмоционального интеллекта «управление эмоциями».
Скачать PDF

Влияние личностных факторов на результаты полиграфического обследования

Сочивко Д.В., Крымова Ю.В.
В статье дан краткий обзор современной концепции полиграфа. Основываясь на результатах современных эмпирических исследований типов реагирования, авторами продемонстрировано влияние индивидуальных психодинамических симптомокомплексов на ответы на вопросы полиграфолога.
Скачать PDF

Скрининговые обследования в образовательных организациях федеральной службы исполнения наказаний Рос

Мазеина О.Н.
Статья посвящена проведению скрининговых обследований в образовательных учреждениях федеральной службы исполнения наказаний России. Проведение специальных психофизиологических исследований в ведомственных учебных заведениях является наиболее эффективным методом защиты уголовно-исполнительной системы от приема на учебу лиц с корыстной мотивацией, склонных к аддиктивным формам поведения, еще на этапе профессионального отбора. В работе рассмотрены «факторы риска», препятствующие или могущие препятствовать кандидату на обучение, курсанту института – будущему сотруднику уголовно-исполнительной системы успешно выполнять свои служебные обязанности или порочащие его честь и достоинство.В статье представлен анализ результатов скрининговых исследований кандидатов на обучение в Кузбасский институт ФСИН России, которые позволяют реализовать организационно-кадровые вопросы. Показана стойкая реакция у 15 % абитуриентов на такие значимые стимулы, как: употребление психоактивных и наркотических веществ в немедицинских целях; расстройство поведения, связанного с употреблением алкоголя; совершение противоправных проступков, за которые тестируемый не привлекался к ответственности; устойчивые формы агрессивного реагирования в конфликтных ситуациях; игровая зависимость.Полученные в статье данные позволяют специалистам-полиграфологам более качественно осуществлять подход к процедуре психофизиологического обследования при помощи полиграфа, благодаря самой процедуре тестирования и учета возрастных особенностей респондентов, так как возраст обучающихся (кандидатов на обучение) приходится на юношеский период, который кроме положительных новообразований может отличаться различными формами отклоняющегося поведения.Дальнейшее изучение рассматриваемого в статье материала направлено на повышение качества учебной и служебной деятельности обучающихся, профилактику совершения ими противоправных проступков, обеспечение кадровой безопасности уголовно-исполнительной системы в целом.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: