Психологическое обследование

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

психологическое обследование

комплекс организационно-технических, диагностических, консультационных мероприятий, направленный на изучение психологических свойств и качеств личности.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Психологическое обследование
П. о. проводится специалистами - медицинскими (клиническими) психологами или врачами, получившими специальную подготовку по медицинской психологии. Задачей является выявление нарушений психологических процессов - восприятия, памяти, внимания, мышления, оценка особенностей интеллекта и личности в целом. Важны те инициальные, маловыраженные нарушения, которые еще могут не проявляться при клиническом обследовании. Например, с помощью специальных приемов, когда в начале шизофрении еще не проявились нарушения мышления, могут быть установлены характерные искажения процесса обобщения. При надвигающемся атеросклеротическом слабоумии тонкие нарушения памяти и внимания также могут быть установлены только с помощью специальных психологических методик. У больных с дефектами психики в целях реабилитации психологические исследования позволяют оценить наиболее сохраненные стороны личности, навыки и умения. Специальные приемы предназначены для выявления тех болезненных переживаний, которых больной не раскрывает, например, скрытой депрессии или психотравмирующих ситуаций.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Психологическое обследование

Психологическое обследование проводится специалистами – клиническими психологами либо врачами, получившими специализированную подготовку по медицинской психологии. Главной задачей является выявление нарушений психических процессов – памяти, восприятия, внимания, мышления, оценка особенностей интеллекта и личностных свойств в целом. Важны те первоначальные, маловыраженные нарушения, которые могут еще не выявляться при клиническом обследовании. Например, с помощью специальных приемов, когда в начале шизофрении еще не проявились нарушения мышления, могут быть установлены характерные искажения процесса обобщения. При надвигающемся атеросклеротическом слабоумии тонкие нарушения памяти и внимания также могут быть установлены только с помощью специальных психологических методик. У больных с дефектами психики в целях реабилитации психологические исследования позволяют оценить наиболее сохранные стороны личности, навыки и умения. Специальные приемы предназначены для обнаружения тех болезненных переживаний, которые больной не раскрывает, например, скрытой депрессии или психотравмирующих ситуаций.
Направляя больного на психологическое обследование, необходимо сформулировать вопросы, в первую очередь интересующие врача и позволяющие выяснить уровень интеллекта, наличие нарушений мышления, характерных для шизофрении; изменений памяти и внимания, присущих органическому поражению мозга; личностных особенностей при неврозах и психопатиях.
Оценка уровня интеллекта чаще всего осуществляется с помощью теста Векслера. На основании выполнения обследуемым заданий вычисляется коэффициент интеллектуальности – «ай кью» (10), официально принятый для этой цели Всемирной организацией здравоохранения. Средней нормой считается 100, но в современной здоровой популяции в развитых странах у большинства величина выше 100. Величины от 90 до 70 считаются областью пограничной, «низкой нормой», но не рассматриваются как слабоумие. К дебильности относят величины от 70 до 50, к имбецильности, глубокому слабоумию, – ниже 50.
Выявление искажения процесса обобщения как признака, характерного для шизофрении. При искажении обобщение осуществляется по несущественным признакам. Один из приемов, используемый для выявления искажения, состоит в том, что из 4х картинок с предметами требуется отобрать лишнюю, не подходящую к другим («четвертый лишний»). Например, на 3х картинках нарисованы цветы (роза, ромашка, сирень), а на 4й – фрукт (виноград). Больной шизофренией отбирает как лишнюю ромашку («все растут на кустах, а она на земле»). Однако подобный признак выявляется не у всех больных шизофренией и в то же время иногда встречается при шизоидной психопатии и акцентуации характера.
Нарушения памяти можно оценить с помощью таких простых приемов, как запоминание 10 слов, не связанных по смыслу. Возможность их воспроизведения проверяется сразу
(кратковременная память) и через несколько часов (долговременная память). Другими приемами проверяется воспроизведение коротких рассказов (смысловая память) или показанных картинок (зрительная память).
Нарушения внимания можно обнаружить с помощью корректурных проб (зачеркивание в тексте 1–2 определенных букв – учитываются пропуски и ошибки).
Выявление скрытой депрессии и тревоги может также достигаться разными приемами. В современной практике распространен цветовой тест М. Люшера (в норме предпочитаются красный, желтый, зеленый цвета, при депрессии – черный, серый, коричневый, фиолетовый). Некоторые личностные опросники имеют специальные шкалы депрессии. Для выявления тревоги также разработаны специальные приемы, например, шкала тревоги, разработанная Ж. Тейлором. По ответам на косвенные вопросы (наличие кошмарных сновидений и т. д.) судят о степени тревожности.
Оценка личностных особенностей производится чаще всего с помощью разработанного в США и адаптированного в нашей стране Миннесотского многопрофильного личностного опросника, имеющего сокращенное название – «эмэмпиай» – ММР1. С помощью такого метода можно выявить склонность к ипохондричности, депрессии, истерические, психастенические и другие особенности личности. Для диагностики типов характера у взрослых предназначен опросник Г. Шмишека, а у подростков – патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) ИвановаЛичко.
Выявление психотравмирующих факторов и болезненных переживаний, которые больной не раскрывает, бывает особенно важным как для диагностики и прогноза, так и для психотерапии. Зачастую для этого используются проективные методы. Среди них наиболее известна методика неоконченных предложений: обследуемому предлагают закончить фразы вроде «Супружеская жизнь кажется мне…», «Настоящий друг тот, кто…» и т. д. Применяется также тематический апперцепционный тест (ТАТ) – картинки с изображением различных ситуаций, которые испытуемый должен прокомментировать.
Оценка внутрисемейных отношений также может осуществляться методами психологической диагностики. Детям предлагают нарисовать их семью. По тому, как изображаются и где располагаются на листе члены семьи, понятны их отношение к ребенку и отношения между собой.

Источник: Дроздов А.А., Дроздова М.В. Справочник психотерапевта. 2005

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
588.71 кб

Методика работы врача общей практики по социально-психологическому обследованию семьи

Ошурков С. В.
Читать PDF
483.86 кб

Специфика психологического и психофизиологического обследования работников атомной станции

Захарченко Татьяна Олеговна
В статье осмыслена проблема психологического и психофизиологического обследования работников атомной станции, которое выступает эффективным инструментом установления надежности их профессиональной деятельности.
Читать PDF
219.37 кб

Из истории зарубежных психиатрических и психологических обследований призывников и военнослужащих

Оберемко О.А.
В критическом обзоре опубликованных результатов психиатрических и психологических обследований 1940–1970-х гг.
Читать PDF
293.92 кб

Психологическое обследование освидетельствуемых младшего школьного возраста с речевыми нарушениями

Акопян Татьяна Александровна, Дашина Марина Геннадьевна, Самарин Борис Андреевич
Предметом данной статьи является анализ основных проблем и задач психологической диагностики учеников младших классов с различного рода речевыми расстройствами, проходящих освидетельствование с целью определения категории «ребенок
Читать PDF
82.41 кб

Значение экспериментально-психологического обследования интеллекта и мышления в медико-социальной эк

Саковская Вера Геннадьевна, Милютин Сергей Михайлович
Исследованы 154 больных с непсихотическими нервно-психическими нарушениями различного церебрально-органического генеза, которые у 132 (85,7%) из них привели к определению инвалидности в результате медико-социальной экспертизы.
Читать PDF
246.16 кб

Данные психологического обследования больных с легкими когнитивными расстройствами, у которых наблюд

Спадерова Н. Н., Гаврилина Т. В.
Читать PDF
161.61 кб

Психологическое обследование ребенка с Х-сцепленной адренолейкодистрофией при освидетельствовании в

Акопян Т. А., Самарин Б. А., Дашина Марина Геннадьевна, Тимошникова Н. Н., Акимов Е. И.
В данной статье ставится задача совершенствования экспертных подходов при освидетельствовании больных детей в бюро медико-социальной экспертизы смешанного профиля к выявлению и оценке нарушений психической деятельности при поражен
Читать PDF
270.90 кб

Опыт экспертного психологического обследования ребенка раннего возраста в учреждении медико-социальн

Дашина Марина Геннадьевна, Акопян Т. А., Самарин Б. А., Тимошникова И. В., Акимов Е. И., Малетин С. И.
Предметом данной статьи является анализ основных проблем и задач психологической диагностики детей раннего возраста с когнитивными и речевыми расстройствами, проходящих освидетельствование с целью установления категории «ребенок-и
Читать PDF
195.76 кб

Донозологическая диагностика в практике медико-психологического обследования подростков, находящихся

Кадис Леонид Рувимович
Анализируются результаты донозологической диагностики предболезненных психогенных нарушений у психически здоровых подростков, интернированных в Центр временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД России по Санк
Читать PDF
187.62 кб

Некоторые психологические парадоксы: инвалидность как карт-бланш (на материале обследования больных

Рогачева Татьяна Владимировна
Рассматривается инвалидность не только с медицинской, но и с социологической и психологической точек зрения.
Читать PDF
107.67 кб

Анализ взаимосвязи показателей вариабельности ритма сердца с данными психологического обследования в

Максумова Неля Василевна, Кормачев Михаил Васильевич, Мухаматдинов Рамиль Рафизович, Терегулов Юрий Эмильевич
Читать PDF
86.01 кб

ТИП ЛИЧНОСТИ D И ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА В ПРЕДОПЕРАЦИОННОМ ОБСЛЕДОВАНИИ БОЛЬНЫХ СТАРШИ

Райх О.И., Сумин А.Н., Корок Е.В., Карпович А.В., Бохан Я.Е.