Психологический рост (по Адлеру) это что такое Психологический рост (по Адлеру): определение — Психология.НЭС
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РЕФРАКТЕРНЫЙ ПЕРИОД Психологический синдром

Психологический рост

Найдено 1 определение:

Психологический рост (по Адлеру)

Психологический рост – это прежде всего движение от центрированности на себе и целей личного превосходства к задачам конструктивного овладения средой и социально полезного развития, сотрудничества с людьми. Конструктивное стремление к совершенству плюс сильное общественное чувство и кооперация, сотрудничество – основные черты здоровой личности. Адлер описывает три ситуации детства, которые могут породить изоляцию, недостаток социального интереса и развитие некооперативного стиля жизни, основанного на нереалистической цели личного превосходства. Такими ситуациями являются: 1) органическая неполноценность, частые болезни и слабость ребенка могут привести к тому, что ребенок отказывается от взаимодействия с другими из чувства неполноценности и неспособности успешно соревноваться с другими. Адлер указывает, однако, что дети, которые преодолевают свои трудности, могут "сверхкомпенсировать" первоначальные слабости и развить свои способности в необычайной степени; 2) избалованные дети также имеют трудности в развитии чувства социального интереса и кооперации. Им не хватает уверенности в своих силах, поскольку другие всегда делали все за них. Вместо того что бы кооперироваться с другими, они начинают выдвигать односторонние требования к друзьям и семье. Социальный интерес у них чрезвычайно слаб. Адлер обнаружил, что избалованные дети, как правило, испытывают мало подлинных чувств по отношению к родителям, которыми они так хорошо манипулируют; 3) отверженность – третья ситуация, которая может сильно замедлить развитие ребенка. Нежелательный или отвергнутый ребенок никогда не знал любви и кооперации в доме, поэтому ему чрезвычайно трудно развить в себе эти качества. Такие дети не уверены в своей способности быть полезными и получить уважение и любовь окружающих, они могут стать холодными и жестокими. Чтобы помочь человеку преодолеть явный или замаскированный "комплекс неполноценности" (в стремлении к личному превосходству, власти замаскирован), важно: 1) понять специфический стиль жизни человека; 2) помочь человеку понять себя; 3) усилить социальный интерес. Для понимания жизненного стиля, который образует связное целое, Адлер просил человека рассказать самые ранние воспоминания или наиболее выдающиеся события его детства. Адлер считал, что основная проблема большинства людей состоит в их ошибочной схеме апперцепции, определяемой недостижимой и нереалистичной целью превосходства над всеми другими. Важно, чтобы человек смог понять свой жизненный стиль, понял себя – значит научился видеть ошибки, которые он делает в повседневных жизненных ситуациях, научился понимать последствия своего поведения. Поскольку забота о себе вместо заботы о других лежит в большинстве психологических проблем, Адлер считал, что важно постепенно увести человека от исключительного интереса к себе, перевести его на конструктивную работу с другими в качестве значимого члена общества. Адлер делал это так: "Я говорю пациентам: "Вы можете вылечиться за две недели, если будете следовать предписанию: попытайтесь каждый день думать, как вы можете сделать кому-нибудь приятное, не откажите ни в одной разумной просьбе, с которой к вам обратятся, даже если это потребует затраты некоторого количества вашего времени, энергии или даже денег".  
Оцените определение:

Источник: Сто экзаменационных ответов по психологии

Найдено рефератов по теме Психологический рост — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Личностный рост как психологический феномен

Кругликова А.Ю.
Скачать PDF

Личностный рост как метод повышения эффективности работы человека-оператора

Кругликова А.Ю.
Скачать PDF

Влияние супервизии на профессиональный и личностный рост клинического психолога

Хоромецкий Юрий Александрович
Изложены основные результаты исследования влияния супервизии на профессиональный рост и личностные характеристики клинического психолога. Показаны изменения отдельных личностных характеристик, отражающих способность к рефлексии, адаптивность поведения, способ эмоционального реагирования, изменение стиля проводимого консультирования, динамично видоизменяющийся при прохождении супервизии. Проведена оценка взаимосвязи указанных личностных характеристик и особенностей профессиональной деятельности клинического психолога.
Скачать PDF

Содержание и структура жизненных планов, нацеленных на личностный рост, у студентов-выпускников

Астафьева И.Н.
Данная статья посвящена выявлению содержания, структуры жизненных планов, нацеленных на личностный рост, у студентов-выпускников. Рассматриваются содержательные различия в ведущих мотивах, целях и средствах мотивационно-организационного компонента жизненных планов мужчин и женщин; особенности эмоционально-оценочного компонента; различия в субъектах планов у мужчин и женщин; различия в структуре и личностных особенностях, обусловливающих структуру жизненных планов.
Скачать PDF

Влияние совместного обсуждения и раскрытия травматического события на посттравматический рост работн

Крутолевич А.Н.
Скачать PDF

Личностный рост как акмеологический феномен

Кругликова Анна Юрьевна
В статье рассматривается личностный рост как акмеологический феномен, поскольку акмеологический подход дает ключ к пониманию различных тенденций в развитии способности к личностному росту во многих направлениях практической психологии, социореабилитации и развивающей педагогики.
Скачать PDF

Базисные убеждения, посттравматический стресс и посттравматический рост после травмы позвоночника

Толкачёва Оксана Николаевна
В статье анализируется связь базисных убеждений, посттравматического стресса и посттравматического роста среди инвалидов вследствие спинальной травмы. Выявлен выраженный посттравматический стресс у 24% респондентов. Базисное убеждение о справедливости мира после травмы ослабляется, тогда как убеждение об удаче остаётся на высоком уровне. Выраженность симптомов посттравматического стрессового расстройства коррелирует с низкими значениями убеждений о доброжелательности мира и собственном достоинстве. Посттравматический рост связан с высокими значениями убеждений о справедливости, но не о доброжелательности окружающего мира. Обнаружена взаимосвязь между ростом силы личности и высокими значениями базисных убеждений.
Скачать PDF

Влияние межличностных отношений на карьерный рост в коллективе (организации)

Королева Оксана Александровна
Статья посвящена социально-психологическому осмыслению влияния межличностных отношений на карьерный рост в организации и трудовом коллективе. Рассмотрены взгляды и результаты исследований советских и западных ученых на проблему межличностных отношений не только в коллективе, но и в обществе. Показано, как благоприятные межличностные отношения положительно влияют на общение и совместную деятельность людей, выполняя роль катализатора в механизме их делового взаимодействия. Карьера рассматривается как сложное социально-профессиональное явление, имеющее свое психологическое содержание и психологические особенности, обусловленные чередованием подъемов и спадов профессионального и личностного становления и развития, которая может охватывать все сферы и этапы жизнедеятельности человека.
Скачать PDF

Психометрические грани антихрупкости: толерантность к неопределенности, жизнестойкость и рост

Виндекер Ольга Сергеевна, Клименских Марина Владимировна
В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с появлением нового понятия «антихрупкость», которое начинает активно использоваться в связи с изучением психологических характеристик, которые позволяют совладать со стрессом, преодолевать трудные жизненные ситуации и быть толерантным к неопределенности (Т.Н. Корнилова, 2015; Д.А. Леонтьев, 2015). В работе Н. Талеба (2014) антихрупкость понимается как свойство живых систем, проявляющееся в использовании любых стрессоров во благо развития. Цель данной статьи показать наличие общего фактора антихрупкости на психометрическом уровне при «измерении» нескольких психологических характеристик, таких как жизнестойкость, толерантность к неопределенности, психологическое благополучие и копинг-стратегии. В статье дается краткий теоретический обзор концепций, в которых развитие человека рассматривается как результат преодоления (кризисов, трудностей). Разводятся понятия «стойкость» и «антихрупкость»; понятие «антихрупкость» рассматривается как обобщающее по отношению к различным психологическим феноменам, имеющим отношение к «улучшению благодаря трудностям». На небольшой разновозрастной выборке испытуемых показано, что антихрупкость наиболее тесно связана с параметрами жизнестойкости, психологического благополучия и толерантности к неопределенности, и в меньшей степени с параметрами копинг-стратегий. Испытуемые с высокими показателями антихрупкости отмечают ее наличие у себя на уровне самооценки, имеют выраженное принятие риска, ощущение контроля и управление окружением, обозначают наличие целей в своей жизни, спокойно воспринимают неопределенные ситуации, умеют видеть в неопределенности позитивную сторону и в целом склонны к положительной переоценке трудных ситуаций. При факторном анализе изучаемых показателей четко выделился один фактор, а основная нагрузка распределилась между параметрами «диспозиционной антихрупкости», жизнестойкости, личностного роста и толерантности к неопределенности. Делается вывод о присутствии общего фактора антихрупкости на психометрическом уровне, а также легкости дифференциации понятий «стойкость» и «антихрупкость» в представлении испытуемых.
Скачать PDF

Посттравматический рост как путь создания новой парадигмы работы с психотравмой

Мищенко Л.В.
Признавая, что люди могут обретать смысл и цель жизни, проходя через страдания, в работе с психотравмой следует не только смягчать посттравматические симптомы, но и способствовать личностному росту и позитивным изменениям в целом в жизни.
Скачать PDF

Влияние телекоммуникации на психологическое развитие детей дошкольного возраста

Гринева И.А.
Скачать PDF

Морально-психологическое состояние личного состава: сущность и диагностика

Балаян А. И.
В статье рассматривается сущность и диагностика морально-психологического состояния личного состава. Отмечается, что морально-психологическое состояние исторически устойчивый термин. Возникновение его в начале 1990-х гг. подтвердилось в настоящее время во всех современных армиях, ему придается особая роль в возрастающем значении боевой готовности силовых структур Российской Федерации, способности их к защите национальных интересов и безопасности государства.The article reviews the essence and diagnostics of military personnel moral and psychological status. It is stated that moral and psychological status is a historically stable term. The term originates back from the 1990-ies and is now recognized in all modern armies. It is given a particular role in the increasing importance of alertness of Russian Federation force structures, their ability to defend national interests and state security.
Скачать PDF