Психологический рост

Найдено 1 определение
Психологический рост (по Адлеру)
Психологический рост – это прежде всего движение от центрированности на себе и целей личного превосходства к задачам конструктивного овладения средой и социально полезного развития, сотрудничества с людьми. Конструктивное стремление к совершенству плюс сильное общественное чувство и кооперация, сотрудничество – основные черты здоровой личности. Адлер описывает три ситуации детства, которые могут породить изоляцию, недостаток социального интереса и развитие некооперативного стиля жизни, основанного на нереалистической цели личного превосходства. Такими ситуациями являются: 1) органическая неполноценность, частые болезни и слабость ребенка могут привести к тому, что ребенок отказывается от взаимодействия с другими из чувства неполноценности и неспособности успешно соревноваться с другими. Адлер указывает, однако, что дети, которые преодолевают свои трудности, могут "сверхкомпенсировать" первоначальные слабости и развить свои способности в необычайной степени; 2) избалованные дети также имеют трудности в развитии чувства социального интереса и кооперации. Им не хватает уверенности в своих силах, поскольку другие всегда делали все за них. Вместо того что бы кооперироваться с другими, они начинают выдвигать односторонние требования к друзьям и семье. Социальный интерес у них чрезвычайно слаб. Адлер обнаружил, что избалованные дети, как правило, испытывают мало подлинных чувств по отношению к родителям, которыми они так хорошо манипулируют; 3) отверженность – третья ситуация, которая может сильно замедлить развитие ребенка. Нежелательный или отвергнутый ребенок никогда не знал любви и кооперации в доме, поэтому ему чрезвычайно трудно развить в себе эти качества. Такие дети не уверены в своей способности быть полезными и получить уважение и любовь окружающих, они могут стать холодными и жестокими. Чтобы помочь человеку преодолеть явный или замаскированный "комплекс неполноценности" (в стремлении к личному превосходству, власти замаскирован), важно: 1) понять специфический стиль жизни человека; 2) помочь человеку понять себя; 3) усилить социальный интерес. Для понимания жизненного стиля, который образует связное целое, Адлер просил человека рассказать самые ранние воспоминания или наиболее выдающиеся события его детства. Адлер считал, что основная проблема большинства людей состоит в их ошибочной схеме апперцепции, определяемой недостижимой и нереалистичной целью превосходства над всеми другими. Важно, чтобы человек смог понять свой жизненный стиль, понял себя – значит научился видеть ошибки, которые он делает в повседневных жизненных ситуациях, научился понимать последствия своего поведения. Поскольку забота о себе вместо заботы о других лежит в большинстве психологических проблем, Адлер считал, что важно постепенно увести человека от исключительного интереса к себе, перевести его на конструктивную работу с другими в качестве значимого члена общества. Адлер делал это так: "Я говорю пациентам: "Вы можете вылечиться за две недели, если будете следовать предписанию: попытайтесь каждый день думать, как вы можете сделать кому-нибудь приятное, не откажите ни в одной разумной просьбе, с которой к вам обратятся, даже если это потребует затраты некоторого количества вашего времени, энергии или даже денег".  

Источник: Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Сто экзаменационных ответов по психологии. 2001

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
167.17 кб

Личностный рост как психологический феномен

Кругликова А. Ю.
Читать PDF
190.50 кб

Построение психологической модели личностного роста

Аршакуни Левон Варосович, Рыжов Василий Васильевич
Осуществлена теоретическая разработка представлений о структуре и критериях личностного роста. В статье представлены взаимосвязи личности, внутреннего мира и внешней среды как компонентов «треугольника развития».
Читать PDF
94.07 кб

Психологическая готовность студента к карьерному росту

Маликова Валентина Алексеевна, Прокопенко Инна Геннадьевна
В статье представлены результаты исследования сформированности психологической готов0 ности студентов к карьерному росту.
Читать PDF
207.56 кб

Психологические барьеры как фактор профессионального роста

Зайцева В.А., Понежа Г.А.
Статья посвящена психологическим барьерам работника в профессиональной сфере, разработаны рекомендации по преодолению данных барьеров.
Читать PDF
140.12 кб

Темпы роста миомы матки и психологические особенности женщин

Добрынина М. Л., Смирнова С. В., Новикова Л. С., Хребтова А. С.
Проведены исследования, выявляющие психологические особенности больных с миомой матки.
Читать PDF
243.64 кб

Духовно-нравственный фактор в психологической модели личностного роста

Аршакуни Левон Варосович
Теоретическая разработка психологической модели личностного роста выявила недостаточность интери интрапсихических критериев анализа.
Читать PDF
46.63 кб

Ростовское региональное отделение Российского психологического общества

Ермаков П. Н., Шкурко Т. А.
Читать PDF
192.16 кб

Социально-психологические аспекты профессионального роста муниципальных служащих

Асриянц К. Г., Цахаев Г.
Читать PDF
340.30 кб

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ, БОЛЬНЫХ СИНДРОМОМ БИОЛОГИЧЕСКИ НЕАКТИВНОГО ГОРМОНА РОСТА

Спринчук Н.А.
Цель исследования: изучить психологическое состояние детей с синдромом биологически неактивного гормона роста и оценить влияние специфической ростстимулирующей терапии на улучшение психосоциальной адаптации больных в обществе.
Читать PDF
973.34 кб

Самопознание через психологические аспекты развития личностных качеств роста и созревания

Абишева Меруерт Турсынбаевна
Читать PDF
2.84 мб

Теоретико-методологические основы формирования психологической готовности к карьерному росту

Прокопенко Инна Геннадьевна
В статье рассматривается понятие «карьерный рост», а также обосновывается необходимость внедрения методологий, ориентированных не только на повышение уровня знаний студентов, но и на формирование у них психологической готовности к
Читать PDF
7.14 мб

Структурно-временная модель социально-психологической поддержки посттравматического роста личности

О. Н. Толкачева
В статье представлены результаты исследования качеств социально-психологической поддержки личности в разные периоды после психологической травмы на примере респондентов с последствиями травмы позвоночника как психотравмирующего со
Читать PDF
373.05 кб

Корреляция психологических и физиологических показателей при реабилитации людей низкого роста по Или

В. И. Шевцов, С. А. Хвостова, А. В. Попков, А. А. Свешников
Обобщены результаты изучения психологии больных ахондроплазией и лиц низкого роста при увеличении его по Г.А. Илизарову и физиологические показатели на различных этапах реабилитации.
Читать PDF
200.58 кб

Социально-психологические факторы, влияющие на стремление к карьерному росту сотрудников в организац

Королева Оксана Александровна
Статья посвящена исследованию влияния социально-психологических факторов, межличностных отношений на стремление к карьерному росту сотрудников в организации.

Похожие термины: