Психологический эксперимент
Психологический эксперимент
совместная деятельность испытуемого и экспериментатора, которая организуется экспериментатором и направлена на исследование особенностей психики испытуемого.
Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006
ЭКСПЕРИМЕНТ психологический
(лат. experimentum — проба, опыт) — основной метод психологической науки, опирающийся на точный учет изменяемых независимых переменных, которые влияют на зависимую переменную (объект Э.); важнейшие свойства Э.: возможность (как правило) повторения и (при правильной организации) соответствие принципу единства теории и практики. Взаимодействие Э. с наблюдением было так раскрыто И. П. Павловым: «Наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет у природы то, что он хочет» (Полн. собр. соч. М., 1951, т. II, кн. 2, с. 274).
Э.п.— моделирование изучаемого психического явления для его изучения и выявления влияния на него определенных факторов.
Различают следующие виды Э. п.: естественный и лабораторный, констатирующий и формирующий. Выделяют особый вид Э.— мысленный Э.
Синоним (устаревающий) — опыт.
Э.п.— моделирование изучаемого психического явления для его изучения и выявления влияния на него определенных факторов.
Различают следующие виды Э. п.: естественный и лабораторный, констатирующий и формирующий. Выделяют особый вид Э.— мысленный Э.
Синоним (устаревающий) — опыт.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
Психологический эксперимент
от лат. experimentum - проба, опыт), метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества. Один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта. Правильно поставленный Э. позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь констатацией связи (корреляции) между переменными. Разделяют традиционные и факторные планы проведения Э. При традиционном планировании меняется лишь одна независимая переменная, при факторном - несколько. Для статистической обработки результатов Э. в этом случае применяется дисперсионный анализ (Р. Фишер). Если изучаемая область относительно неизвестна и система гипотез отсутствует, то говорят о пилотажном Э. (см. Пилотажное исследование), результаты которого могут помочь уточнить направление дальнейшего анализа. Когда имеются две конкурирующие между собой гипотезы и Э. позволяет выбрать одну из них, говорят о решающем Э. (лат. - experimentum crucis). Контрольный Э. осуществляется с целью проверки каких-либо зависимостей. Применение Э., однако, наталкивается на принципиальные ограничения, связанные с невозможностью в ряде случаев осуществлять произвольное изменение переменных. Так, в дифференциальной психологии и психологии личности эмпирические зависимости большей частью имеют статус корреляций (т.е. вероятностных и статистических зависимостей) и, как правило, не всегда позволяют делать выводы о причинно-следственных связях. Одна из трудностей применения Э. в психологии заключается в том, что исследователь зачастую оказывается включенным в ситуацию общения с обследуемым лицом (испытуемым) и может невольно повлиять на его поведение. Особую категорию методов психологического исследования и воздействия образуют формирующие, или обучающие, Э. Они позволяют направленно формировать особенности таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление.
Источник: Словарь по истории психологии. 2007