Психологические защиты — выраженная реакция на фрустрацию. К середине второго года жизни, а иногда и раньше малыш бурно реагирует на невозможность организовать поведение по своему желанию — заливается слезами или злится. В связи с чрезвычайно высокой чувствительностью ребенка раннего возраста к эмоциональным переживаниям, из-за которых могут расстроиться сон и аппетит, необходимо соблюдать тактичность, отказывая в чем-то детям. Отказ в ответ на проявление желания порождает сверхсильные эмоциональные реакции, которые постепенно в течение раннего возраста становятся причиной формирования особых психических феноменов, впервые описанных З. Фрейдом под названием эго-защитных механизмов.
Эго-защитный механизм, или — в современной терминологии — психологическая защита, относится к проявлениям бессознательных процессов регуляции поведения в сложных и стрессогенных ситуациях. Условиями, приводящими в действие механизмы психологических защит у взрослых людей, могут быть все жизненные обстоятельства, которые угрожают целостности личности, снижают самооценку и порождают сверхсильные для человека эмоциональные переживания.
Впервые проблемы возрастного формирования защит были сформулированы А. Фрейд. Эта линия психоаналитических работ продолжена известным американским психологом Ф. Крамер. Ей принадлежит идея врожденной предрасположенности каждого ребенка к облегченному формированию определенных психологических защит, под которыми она понимает автоматизированные и неосознаваемые способы снятия эмоционального напряжения.
Психофизиологическая предрасположенность каждого ребенка к формированию определенных способов снятия эмоционального напряжения основана на свойствах темперамента. Высокая эмоциональность меланхоликов и холериков приводит к наиболее частым перегрузкам эмоциональной сферы ребенка. В связи с этим у детей меланхолического и холерического типов темперамента психологические защиты проявляются достаточно рано.
Холерики снижают эмоциональное напряжение, прибегая к такой поведенческой форме, как «бессильная ярость», проявляющейся в деструктивных и агрессивных реакциях, направленных на любящих и все терпящих взрослых (бабушку, дедушку или мать), животных, предметы быта или игрушки. У детей-меланхоликов совершенно иной способ снятия эмоционального напряжения, вызванного отказом старших и проявляющегося в ситуациях реальной или мнимой угрозы (в кабинете врача, например). Ребенок с меланхолическим темпераментом начинает горько, громко и безутешно рыдать. Не все взрослые могут выдержать столь искреннюю эмоциональную реакцию, и многие из сострадания идут на уступки ребенку, фиксируя в его сознании эффективный способ управления ситуацией и взрослыми. Действительно, наиболее опасны последствия эмоциональных перегрузок именно у этих детей, поэтому каждый раз, когда необходимо преодолеть страх ребенка-меланхолика, нужно быть очень осторожным и тактичным. Иначе возникает риск невротического развития со слабо управляемым поведением в старшем возрасте.
Более спокойные и уравновешенные сангвиники менее нуждаются в раннем развитии системы психологических защит, которые проявляются достаточно отчетливо в морально или социально сложных ситуациях, вызывающих у ребенка затруднения. Причем выходы из них находятся иногда очень неожиданные с точки зрения взрослых. Например, многие дети выдают за реальность свои фантазии, которые взрослыми плохо отличаются от намеренной лжи и вранья. Ребенок сочиняет небылицы, придумывая свои выходы из затруднений, свято веря в их реальность, так как его жизненный опыт мал, а уровень развития сознания и самосознания низок. Этот способ также может стать основным, ребенок будет врать даже в том случае, когда такой необходимости нет. Детям вообще свойственно защищать свое хрупкое Я с помощью выдумок и лжи.
Наиболее медленно формируется система психологических защит у детейфлегматиков. Их дружественный и спокойный нрав редко вызывает ответные эмоциональные выпады окружающих, поэтому малоконфликтные флегматики редко испытывают сильные эмоции, интенсивность которых необходимо снижать. Ф. Крамер доказывает идею возрастной смены примитивных детских защит более зрелыми, характерными для старших возрастов.
Таким образом, в настоящее время выделяются два принципа формирования психологических защит в детстве:
-конкретные психологические защиты возникают на определенной психофизиологической базе;
-простые и полностью бессознательные психологические защиты (примитивные или инфантильные) сменяются в конце пубертатного периода относительно совершенными и частично контролируемыми сознанием эго-защитными механизмами.
Успешно функционирующая система психологических защит противоречит возрастному формированию произвольности и волевого контроля. В связи с этим проблема эмоционально значимого наказания приобретает дополнительную весомость. Выбор воспитательной тактики приходится осуществлять каждому родителю. Что лучше: наказать ребенка за провинность и расстроить его, как и себя, или пожалеть? На этот вопрос не существует однозначного ответа. Он зависит от ситуации, от характерологических и возрастных особенностей ребенка. В раннем возрасте, учитывая особую хрупкость детской души и чувствительность к эмоциональным проявлениям взрослых, наверное, лучше пожалеть и не наказывать. Можно попытаться объяснить ребенку, что дурного было в его поступке. Самое же главное, необходимо постоянно помнить, что родительский пример — это наиболее эффективный способ воспитания.
Литература
Каменская В. Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта. СПб., 1999.
Каменская В. Г. Социально-психологические основы управленческой деятельности. М., 2002.
Cramer Ph. The development of defensive mechanisms. N. Y., 1990.