Психологические механизмы социализации
Психологические механизмы социализации
(в ресурсноориентированной модели) представляют собой подвижное равновесие четырех сил, сгруппированных попарно: имитации и идентификации-с одной стороны, чувства стыда и чувства вины-с другой. Первые два механизма, имитация и идентификация, условно позитивные. Они раскрывают способ вхождения человека в социальную общность: копируй успешные модели, имитируй поведение других, успешных членов общности, и будешь принят общностью, станешь своим среди своих. Вторые два механизма, вина и стыд, условно негативные. Они выполняют функцию социальных фильтров поведения, «встраиваемых» обществом через социальные институты (семью, религию, образование, организацию) и агентов социатизации (родителей, значимых других, руководителей организации) в личность на уровне «Супер-Эго» для запрета и подавления социально неодобряемых образцов и форм поведения.