ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ ЛИЧНОСТИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ ЛИЧНОСТИ
ПСІХАЛАГІЧНЫЯ МЕЖЫ АСОБЫ / PSYCHOLOGICAL BOUNDARIES OF PERSONALITY– психологический феномен, характеризующий способность человека различать и отделять себя от других людей. Границы необходимы для формирования и сохранения полноценных отношений как с самим собой, так и с окружающими. Они выступают в качестве маркеров, отделяющих область личного контроля и приватности одного человека от другого. Синонимичным является понятие «личные границы». П. г. л. активно исследуются в российской и зарубежной психологии в последние десятилетия (Т. С. Леви, С. К. Нартова-Бочавер, Т. В. Пивненко, А. Ш. Тхостов, В. Ламберт, Л. Марчер, Дж. Миллер, Э. Гринберг, Э. Джекобсон, В. Тауск, П. Федерн, Э. Хартманн, К. Хорни и др.). П. г. л. рассматриваются в рамках концепции психологического пространства (С. К. Нартова-Бочавер). Его важнейшей характеристикой является целостность границ (см. Суверенность психологического пространства личности). Пространство личности с целостными границами называют суверенным, т. к. его обладатель способен поддерживать личностную автономию, а пространство с нарушенными границами– депривированным. Способность человека контролировать, защищать личные границы основана на его опыте автономного поведения. Выделяют следующие функции П. г. л.: формирование субъектности личности, разделение «Я» и «не-Я»; определение личной идентичности человека; выстраивание равноправного взаимодействия с другими людьми; возможность селекции внешних влияний, защита от разрушительных воздействий; определение границ личной ответственности. Несформированность, недостаточная определенность границ приводит к неспособности отстоять их во взаимодействии с другими людьми. Это делает возможным манипулирование, проникновение извне чужих оценок, идей, мнений о мире и о себе. Нарушение границ ведет к развитию у человека склонности к виктимизации и комплекса жертвы. В психотерапевтической практике многие личностные проблемы часто связывают с несформированными границами Л. Марше. В этом случае психотерапия направлена на их формирование у детей или взрослых. Исследования пограничной личности позволили выделить шесть критериев нарушенных психологических границ: 1) наличие проблемы отеления от родителей; 2) наличие проблем индентичности в связи с отсутсвием безоценочного принятия со стороны референтных лиц; 3) расщепление целостного восприятия на два противоположных полюса (черно-белое мышление); 4) неспособность выстроить дистанцию в межличностных отношниях из-за страхов заброшенности или поглощения; 5) подавление злости, неспособность выразить ее конструктивно; 6) ожидание совершенного другого, который даст поддержку и утешение, как компенсация неудовлетовренной детской потребности (Э. Гринберг). Методика диагностики П. г. л. предложена Т. Леви. Сформированные границы защищают психику человека от внешних неблагоприятных воздействий, способствуют сохранению целостности и автономии личности, безопасному и гибкому взаимодействию с окружающими людьми. Личные границы развиваются и изменяются на протяжении всей жизни. Каждый человек выстраивает их до оптимального для себя уровня, который позволяет ему адекватно взаимодействовать с миром и быть самим собой. Н. Ю. Клышевич