ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ДЕФЕКТА

Найдено 1 определение
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ДЕФЕКТА
ПСІХАЛАГІЧНАЯ СТРУКТУРА ДЭФЕКТА / PSYCHOLOGICAL STRUCTURE OF A DEFECT– система ядерных нарушений психики, задающих специфику и весь спектр частных проявлений определенного типа аномального (отклоняющегося от нормального) психического развития. Первые попытки структурировать психическую деятельность для целей диагностики предпринял Г. И. Россолимо (1910). Он выделил три сферы: 1) психический тонус (внимание и воля); 2) память; 3) высшие процессы. Позднее появились работы Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, Б. В. Зейгарник, В. И. Лубовского, В. В. Лебединского, в которых так или иначе затрагивалась проблема структуры дефекта. Понятие П. с. д. активно разрабатывалось в психологии В. И. Лубовским. Оно основывается на представлении Л. С. Выготского о первичных и вторичных дефектах психического развития. Первичный дефект непосредственно связан с органическим или функциональным нарушением. Например, поражение улитки слухового аппарата вызывает выпадение слухового восприятия (глухоту) или его недостаточность (тугоухость), которая выступает в качестве первичного дефекта. Диффузное поражение коры головного мозга при олигофрении приводит к снижению уровня психической активности. Вторичный дефект является следствием первичного и в этом смысле связан с органическим повреждением опосредованно. Так, при нарушении слуха вторичным дефектом является нарушение формирования речи. Без специального обучения ребенка формирование речи существенно затруднено или невозможно. В этой логике можно говорить о дефектах третьего, четвертого и т. д. порядков. Так, нарушения в развитии словесной речи могут приводить к нарушениям в развитии мышления (третичный дефект), а те, в свою очередь, к нарушениям самосознания и личности. Согласно Л. С. Выготскому, чем дальше дефект удален от первичного нарушения, тем в большей мере он обусловлен социальной ситуацией развития ребенка и тем больше возможностей для его исправления. Дефекты высокого порядка он называл социальным вывихом, поскольку их формирование связано с созданием неадекватных социальных условий развития и реакцией личности на дефект. Изучение П. с. д. позволяет составить целостную картину того или иного типа отклоняющегося развития, раскрывая его ключевые особенности и специфические закономерности. Знание психологической структуры дефекта может быть использовано для осуществления дифференциальной диагностики отклонений в развитии. Поскольку каждый тип аномального развития имеет свою особую структуру, то знание ее позволяет выявлять качественные (а не только количественные) различия между разными типами отклонений. Кроме того, знание структуры дефекта позволяет сделать прогноз психического развития ребенка, оценить его возможности при определенных социальных условиях. Практический смысл изучения П. с. д. состоит также в том, что она определяет основные мишени для психокоррекционного воздействия и специального образования. Без знания структуры нарушения развития психодиагностика становится симптоматической, ориентированной на фиксацию и описание лишь внешних или второстепенных особенностей психической деятельности, а психологическая помощь не учитывает характерные для данного типа отклоняющегося развития механизмы и закономерности. Е. С. Слепович, А. М. Поляков

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.