ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ВУЗА
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ВУЗА
ПСІХАЛАГІЧНАЯ СЛУЖБА ВНУ / PSYCHOLOGICAL SERVICE IN A UNIVERSITY– система научно обоснованных организационных видов деятельности по внедрению достижений психологической науки в жизнь вуза. Психологическая служба (П. с.) вуза направлена на оптимизацию деятель но сти всех подразделений и отдельных личностей, на повышение эффективности выполнения стоящих перед вузом задач. Объективно существуют условия, определяющие необходимость привлечения психологии к совершенствованию учебно-воспитательного процесса и всей системы управления вузом. Деятельность вуза зависит от психологического климата в нем, активности, самостоятельности и ответственности его работников, от учета руководителем интеллектуальных, эмоциональных и волевых резервов человека. Основные направления деятельности П. с. вуза: 1) психопрофилактическая работа (социально-психологическая поддержка, профилактика суицидального поведения и дезадаптационных явлений, профилактика сезонной депрессии, профилактика экзаменационного стресса и т. д.); 2) психологическое просвещение (формирование психологической культуры, расширение психологических знаний, информационное сопровождение деятельности психолога); 3) психокоррекционная и развивающая работа (содействие развитию личности студентов, формирование необходимых психологических умений и навыков, коррекция нарушений психологического здоровья и непродуктивных поведенческих стратегий, мероприятия по социально-психологической реабилитации); 4) психологическое консультирование (индивидуальное, групповое со студентами и педагогами); 5) социально-психологические тренинги; 6) психологическая диагностика (личностных особенностей студентов, социальнопсихологических характеристик личности и группы, процесса социализации, психологического благополучия среды вуза). Относительно новыми являются проектное и издательское направления деятельности П. с. вуза, а также научная деятельность. Последнее позволяет получать новые данные о психологических особенностях современных студентов и тех трансформациях, которые с ними происходят благодаря социальным, экономическим и информационным изменениям, разрабатывать методические рекомендации для преподавателей по оптимальным педагогическим технологиям и методам воспитания. Последние тенденции развития П. с. вуза указывают на формирование трех новых основных путей: вовлечение в работу П. с. вуза студентов-психологов в формате психологических клиник, оказание психологических услуг и помощи, что связано, с одной стороны, с запросом на более раннюю профессионализацию студентов-психологов, повышением востребованности психологии в повседневности, с другой– с необходимостью коммерциализации различных видов деятельности в вузе. Помимо работы со студентами сотрудники психологической службы могут оказывать помощь как преподавателям с целью консультирования по широкому кругу личных и производственных вопросов, так и администрации вуза с целью оптимизации процессов управления учебным заведением. Деятельность П. с. вуза регламентируется законодательством, уставом вуза, должностными инструкциями сотрудников службы, а также этическими нормами психологической деятельности. Г. А. Фофанова