ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ПСІХАЛАГІЧНАЯ СЛУЖБА Ў СІСТЭМЕ АДУКАЦЫІ / PSYCHOLOGICAL SERVICES IN THE EDU CATIONAL SYSTEM– организационная структура, в состав которой входят психологи, педагоги-психологи, центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС-центры), психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК), научные организации, оказывающие научно-методическую поддержку службе, образовательные организации высшего образования, осуществляющие подготовку кадров для службы. Система психологической службы образования впервые появилась в США в начале XX в. В России интенсивное развитие психологической службы (П. с.) в системе образования относят к 80-м гг. XX в. и связывают с именами таких ученых, как А. Г. Асмолов, Ю. К. Бабанский, А. А. Бодалев, Б. А. Вяткин, В. В. Давыдов, И. В. Дубровина, Ю. М. Забродин, Н. В. Кузьмина, В. С. Мухина, Н. Н. Обозов, А. М. Прихожан, В. В. Рубцов, Н. Г. Салмина, Ю. Л. Сыэрд, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин и др. Лаборатория научных основ детской практической психологии НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (в настоящее время– ПИ РАО) впервые в нашей стране осуществила многолетний (1982–1988) научно-практический эксперимент по введению в школах г. Москвы должности практического психолога и организации структуры школьной психологической службы (научный руководитель проекта– И. В. Дубровина). По итогам эксперимента ставку практического психолога ввели во всех образовательных организациях, деятельность которого была регламентирована Положением о психологической службе народного образования (1987), постановлением Государственного комитета СССР по образованию (1988). Организация современной П. с. в системе образования определена Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (1999). Структура П. с. в системе образования состоит из трех основных аспектов: 1) практического (непосредственная работа психологов в образовательных учреждениях); 2) организационного (подготовка и переподготовка кадров, повышение их квалификации); 3) научно-методического (научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности). Основная цель П. с. в системе образования– повышение эффективности деятельности учреждений образования путем содействия полноценному психическому развитию детей. Направления деятельности: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическая диагностика, психологическое консультирование и психологическая коррекция. На сегодняшний день новая социокультурная ситуация развития детей и молодежи в современном обществе, модернизация всей системы образования диктуют острую необходимость пересмотра целей, задач и основных направлений деятельности П. с. в системе образования. РАО подготовила концепцию развития П. с. в системе образования Российской Федерации на период до 2025 г. (руководитель проекта– Ю. П. Зинченко). Планируется, что служба будет оказывать общедоступную, качественную, адресную профессиональную психологическую помощь для всех категорий обучающихся в соответствии с разработанными и принятыми стандартами на всех уровнях образования, обеспечивая эффективное решение психологических проблем позитивной социализации, индивидуализации образования, развития, воспитания и оздоровления детей, подростков, молодежи, всех категорий обучающихся в цифровом обществе с учетом новых глобальных цивилизационных вызовов. Впервые в масштабах страны будет создана П. с. в вузах. В концепции предполагается создать универсальные алгоритмы оказания психологической поддержки субъектов образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей) на всех ступенях образования. Э. В. Самарина, Р. В. Александрова