Психологическая оценка

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

психологическая оценка

соотношение полученных данных в результате психологического обследования с установленными нормами необходимыми и достаточными для достижения приемлемой эффективности в той или иной профессии.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Психологическая оценка
psychological assessment) — результат исследований, целью которых является раскрытие индивидуально-психологических особенностей личности, необходимых для понимания различных форм ее жизнедеятельности в норме и патологии. В последнее десятилетие понятие П. о. получило широкое распространение и часто заменяет повсеместно использовавшееся ранее психологическое тестирование. Закреплено в названии ряда ведущих периодических изданий, посвященных психологической диагностике (напр., "European Journal of Personality Assessment", "Journal of Personality Assessment" и др.). П. о. — понятие более широкое, нежели психологическое тестирование, поскольку оценка может проводиться не только с помощью тестов. Появление и распространение на Западе данного понятия, однозначное определение которого отсутствует, вероятно связано со стремлением исследователей подчеркнуть существование внетестовых психологических оценок личности.

Источник: Клиническая психология. Словарь

Психологическая оценка
psychological assessment) Цель П. о. - оценить индивидуума в отношении специфической проблемы или проблем. Последние могут включать вопросы психич. здоровья, интеллектуального функционирования, недостаточной обучаемости и школьных проблем, специальных способностей, функционирования личности, поведенческой, эмоциональной и соц. сфер. Специалист в области оценки разрабатывает гипотезы, опираясь на информ. о прошлом, текущем и прогнозируемом будущем поведении в конкретных ситуациях. Психологи используют документальные материалы, проективные методики, объективные методы и материалы интервью и структурируют эту информ. в виде отчета. Роль П. о. возросла в ходе Первой мировой войны. Психологи взяли на себя ответственность оценить интеллектуальное функционирование огромного количества новобранцев. С этой целью использовались диагностические процедуры и наиболее передовые на то время статистические методы. В ходе Второй мировой войны вооруженные силы нуждались в дополнительных методах оценки применительно к решению практ. задач. Последние включали отбор кандидатов в пилоты и офицеры. Ряд методов оценки был разработай для Бюро стратегических служб с целью отбора агентов, способных осуществлять разведывательную деятельность. Психологам было поручено разработать и усовершенствовать дополнительные методы П. о. в этих и др. областях. Параллельно совершенствовались статистические подходы к анализу и объяснению данных. Развитие области П.о. продолжилось после окончания Второй мировой войны. Совершенствовались прежние и разрабатывались новые шкалы интеллекта. В оценивании интеллектуального функционирования представителей групп меньшинств стал доминировать культурно-свободный подход. Следующим этапом развития стал подход "поведенческой оценки" (behavioral assessment). При этом подходе основным материалом для оценки и прогнозирования поведения является наблюдаемое моторное и вербальное поведение индивидуума. Существует два основных типа интервью. В структурированных интервью конкретные вопросы задаются для получения конкретной информ. Эти интервью отличаются тщательной разработкой порядка предъявления таких вопросов. Чтобы убедиться в релевантности и однозначности трактовки ответов респондентов, интервьюер использует дополнительные проверочные вопросы. В интервью с открытой формой вопросов интервьюер предлагает интервьюируемому побеседовать о чем-либо. Эта беседа может касаться любой темы и носить поначалу довольно общий характер. Интервьюер использует либо воспроизводимый по памяти, либо письменный контрольный список вопросов или областей, к-рые должны быть охвачены в ходе беседы. Если к.-л. области пропускаются интервьюируемым, интервьюер задает по ним более прямые вопросы или переводит ход беседы в русло обсуждения этой специфической области. Важной переменной оценочного процесса яв-ся использование психол. тестов. Некоторые из них считаются "объективными". Такие тесты часто называют методами "карандаша-и-бумаги". Обследуемого чел. просят ответить на специфические вопросы и затем эти ответы оцениваются. Они сравниваются с ответами известных групп людей. Другой группой методов оценки яв-ся проективные методики. Еще одной областью использования П.о. яв-ся органические мозговые синдромы. Психолога часто просят определить наличие мозговых дисфункций и, если такие дисфункции имеют место, влияют ли они на интеллект и/или личность и в какой степени. Гештальт-тест Бендер измеряет способность индивидуума к воспроизведению определенных геометрических изображений либо путем их непосредственного копирования, либо по памяти. Этот тест часто используется при оценке органических мозговых дисфункций. Многие оценочные процедуры предназначены как для индивидуального, так и для группового проведения. Проблемы при использовании групповых процедур возникают, когда нормы и стандарты, разработанные для одной группы, применяются к группе с отличным жизненным опытом или иными возможностями в получении образования. Методы групповой оценки наиболее эффективны при использовании с целью получения обобщенных грубых оценок, за к-рыми затем может следовать более индивидуализированная оценка. Люди, попадающие в условия новой культуры, существенно отличающейся от их родной культурной среды, часто демонстрируют отставание в ответах, касающихся сведений или знаний, необходимых в новой жизненной среде. По этой причине они могут квалифицироваться как лица со сниженным интеллектом или с эмоциональными нарушениями. Однако их заниженные результаты часто связаны не с недостаточной интеллектуальной способностью и зрелостью личности, а с недостатком информ. и опыта. В конце 1970-х, ряд штатов ввел ограничения на использование процедур оценки интеллекта у групп меньшинств. Исслед. и опыт 1970-х и 1980-х гг. показали, что формы поведения, на к-рые опирается поведенческая оценка, часто подвержены влиянию факторов, недоступных прямому наблюдению. В частности, мотивация к специфическим формам поведения не всегда поддается прямому наблюдению. В понимании текущего, как и в прогнозировании будущего поведения, также важно применять ист. подход. Поэтому оценка интеллекта, специальных способностей и специфических областей функционирования продолжает опираться в значительной степени на результаты соответствующих специфических тестов. См. также Гештальт-тест Бендер, Клиническая оценка, Руководство по диагностике и статистической классификации психических расстройств, Меры интеллекта, Оценка личности, Проективные методики, Опросники, Методика Роршаха, Инвентарь интересов Стронга-Кэмпбелла, Надежность диагнозов, Тестирование и законодательство, Тематический апперцептивный тест Б. Фэбрикант

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
326.12 кб

Психологическая оценка персонала: теория и практика

Зеер Э. Ф., Русанова Ю. Л.
Резюме: Представлен теоретический анализ проблемы оценки персонала, выделены критерии. На основе анализа выделены основные группы методов оценки личностно-деловых и профессионально важных качеств персонала.
Читать PDF
354.12 кб

Клинико-психологическая оценка школьной дезадаптации

Арзикулов А.Ш., Солиева М.О., Пазилжанова М.П.
Читать PDF
156.31 кб

Оценка психологической безопасности выпускников школ

Богомаз С. А.
Обсуждаются результаты психодиагностического исследования, свидетельствующие о снижении психологической безопасности и личностной креативности выпускников школ и росте их подверженности антидемократической идеологии.
Читать PDF
218.94 кб

Оценка морально-психологического состояния курсантов

Андриенко Ю.И., Богмацера В.В.
Статья посвящена рассмотрению содержания, управляемости и устойчивости морально-психологического состояния; параметров морально-психологического состояния и его оценке, информационно-воспитательной работы в ходе морально-психологи
Читать PDF
148.33 кб

11-я европейская конференция по психологической оценке

Орел Екатерина Алексеевна
Читать PDF
392.51 кб

Оценка психологического профиля при вибрационной болезни

Бабанов Сергей Анатольевич, Воробьёва Елена Викторовна
Исследованы некоторые показатели психологического статуса у больных вибрационной болезнью. Выявлены существенные различия в психологическом состоянии у больных в зависимости от вида воздействующей вибрации и от стадии заболевания.
Читать PDF
688.37 кб

Компексная оценка психологического состояния спортсменов

Шепелевич Н.В., Маринич В.В., Лемешевская С.Н., Лебедь Т.Л.
В статье рассматриваются генетические маркеры, ассоциированные с деятельностью высшей нервной системы, детерминирующие основные психологические качества спортсменов (психологическая устойчивость, тип темперамента, характер, эмоцио
Читать PDF
270.53 кб

Оценка психологического статуса суворовцев-первокурсников

Макарова И. И., Шеховцов В. П., Панкрушина А. Н.
Читать PDF
765.86 кб

Клинико-психологическая оценка внимания больных эпилепсией

Токарева Наталья Геннадьевна, Железнова Елена Валерьевна
Проведено клинико-психологическое исследование особенностей внимания больных эпилепсией с использованием метода клинического наблюдения, психодиагностических методик: проба Бурдона, таблицы Шульте, методика Мюнстерберга.
Читать PDF
149.65 кб

Модель оценки психологической готовности к смене профессии

Хакимова Нурия Равильевна
Рассматривается значение психологических условий в ситуации смены профессии. Исследуется возможность диагностики психологической готовности к смене профессии
Читать PDF
186.63 кб

Психологическая оценка переживания террористической угрозы

Середина Наталья Васильевна, Даниленко Е. В., Черныш Е. В.
В статье приводятся результаты эмпирического исследования психологического переживания угрозы в различных профессиональных группах; выявляется характер связи между переживанием террористической угрозы и такими характеристиками, ка
Читать PDF
310.01 кб

Социокультурная и психологическая оценка здоровья молодежи

Одинцова Е. В.
Читать PDF
193.93 кб

ЗНАЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ В ОЦЕНКЕ ИНДЕКСА ЗДОРОВЬЯ

Бритов А.Н., Елисеева Н.А., Деев А.Д., Мирошник Е.В., Сибирева В.В., Дроздецкий С.И., Инарокова А.М., Нечаева Г.И.
Цель. С целью разработки алгоритма интегральной оценки общественного здоровья, основанного на результатах обследования представительных выборок в 2009-2011гг.
Читать PDF
33.75 кб

Оценка психологического статуса у офтальмологических больных

Панова И. Е., Пилат А. В., Бабайлова О. М.
В статье представлены результаты наблюдения за 46 пациентами с меланомой хориоидеи, проведена оценка их психологического статуса, реакций на проводимое лечение.
Читать PDF
228.65 кб

Научно-психологический анализ в оценке проблемы самосознания

Усков В.М., Теслинов И.В., Маркова Е.В.

Похожие термины:

  • ИНЖЕНЕРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

    проверка соответствия СЧМ (ее подсистем, звеньев, инженерно-психологическим требованиям. И.-п. о, заключается в определении основных показателей деятельности оператора, рабочего места (его отдель
  • Кросс-культурная психологическая оценка

    cross-cultural psychological assessment) Психол. оценка (П. о.) опирается на систематическое соотнесение со специфическими поведенческими или физ. переменными. Поведенческие переменные можно подразделить на умения