Психологическая оценка

Найдено 3 определения термина Психологическая оценка

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

психологическая оценка

соотношение полученных данных в результате психологического обследования с установленными нормами необходимыми и достаточными для достижения приемлемой эффективности в той или иной профессии.

Оцените определение:

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

Психологическая оценка

psychological assessment) Цель П. о. - оценить индивидуума в отношении специфической проблемы или проблем. Последние могут включать вопросы психич. здоровья, интеллектуального функционирования, недостаточной обучаемости и школьных проблем, специальных способностей, функционирования личности, поведенческой, эмоциональной и соц. сфер. Специалист в области оценки разрабатывает гипотезы, опираясь на информ. о прошлом, текущем и прогнозируемом будущем поведении в конкретных ситуациях. Психологи используют документальные материалы, проективные методики, объективные методы и материалы интервью и структурируют эту информ. в виде отчета. Роль П. о. возросла в ходе Первой мировой войны. Психологи взяли на себя ответственность оценить интеллектуальное функционирование огромного количества новобранцев. С этой целью использовались диагностические процедуры и наиболее передовые на то время статистические методы. В ходе Второй мировой войны вооруженные силы нуждались в дополнительных методах оценки применительно к решению практ. задач. Последние включали отбор кандидатов в пилоты и офицеры. Ряд методов оценки был разработай для Бюро стратегических служб с целью отбора агентов, способных осуществлять разведывательную деятельность. Психологам было поручено разработать и усовершенствовать дополнительные методы П. о. в этих и др. областях. Параллельно совершенствовались статистические подходы к анализу и объяснению данных. Развитие области П.о. продолжилось после окончания Второй мировой войны. Совершенствовались прежние и разрабатывались новые шкалы интеллекта. В оценивании интеллектуального функционирования представителей групп меньшинств стал доминировать культурно-свободный подход. Следующим этапом развития стал подход "поведенческой оценки" (behavioral assessment). При этом подходе основным материалом для оценки и прогнозирования поведения является наблюдаемое моторное и вербальное поведение индивидуума. Существует два основных типа интервью. В структурированных интервью конкретные вопросы задаются для получения конкретной информ. Эти интервью отличаются тщательной разработкой порядка предъявления таких вопросов. Чтобы убедиться в релевантности и однозначности трактовки ответов респондентов, интервьюер использует дополнительные проверочные вопросы. В интервью с открытой формой вопросов интервьюер предлагает интервьюируемому побеседовать о чем-либо. Эта беседа может касаться любой темы и носить поначалу довольно общий характер. Интервьюер использует либо воспроизводимый по памяти, либо письменный контрольный список вопросов или областей, к-рые должны быть охвачены в ходе беседы. Если к.-л. области пропускаются интервьюируемым, интервьюер задает по ним более прямые вопросы или переводит ход беседы в русло обсуждения этой специфической области. Важной переменной оценочного процесса яв-ся использование психол. тестов. Некоторые из них считаются "объективными". Такие тесты часто называют методами "карандаша-и-бумаги". Обследуемого чел. просят ответить на специфические вопросы и затем эти ответы оцениваются. Они сравниваются с ответами известных групп людей. Другой группой методов оценки яв-ся проективные методики. Еще одной областью использования П.о. яв-ся органические мозговые синдромы. Психолога часто просят определить наличие мозговых дисфункций и, если такие дисфункции имеют место, влияют ли они на интеллект и/или личность и в какой степени. Гештальт-тест Бендер измеряет способность индивидуума к воспроизведению определенных геометрических изображений либо путем их непосредственного копирования, либо по памяти. Этот тест часто используется при оценке органических мозговых дисфункций. Многие оценочные процедуры предназначены как для индивидуального, так и для группового проведения. Проблемы при использовании групповых процедур возникают, когда нормы и стандарты, разработанные для одной группы, применяются к группе с отличным жизненным опытом или иными возможностями в получении образования. Методы групповой оценки наиболее эффективны при использовании с целью получения обобщенных грубых оценок, за к-рыми затем может следовать более индивидуализированная оценка. Люди, попадающие в условия новой культуры, существенно отличающейся от их родной культурной среды, часто демонстрируют отставание в ответах, касающихся сведений или знаний, необходимых в новой жизненной среде. По этой причине они могут квалифицироваться как лица со сниженным интеллектом или с эмоциональными нарушениями. Однако их заниженные результаты часто связаны не с недостаточной интеллектуальной способностью и зрелостью личности, а с недостатком информ. и опыта. В конце 1970-х, ряд штатов ввел ограничения на использование процедур оценки интеллекта у групп меньшинств. Исслед. и опыт 1970-х и 1980-х гг. показали, что формы поведения, на к-рые опирается поведенческая оценка, часто подвержены влиянию факторов, недоступных прямому наблюдению. В частности, мотивация к специфическим формам поведения не всегда поддается прямому наблюдению. В понимании текущего, как и в прогнозировании будущего поведения, также важно применять ист. подход. Поэтому оценка интеллекта, специальных способностей и специфических областей функционирования продолжает опираться в значительной степени на результаты соответствующих специфических тестов. См. также Гештальт-тест Бендер, Клиническая оценка, Руководство по диагностике и статистической классификации психических расстройств, Меры интеллекта, Оценка личности, Проективные методики, Опросники, Методика Роршаха, Инвентарь интересов Стронга-Кэмпбелла, Надежность диагнозов, Тестирование и законодательство, Тематический апперцептивный тест Б. Фэбрикант

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Психологическая оценка

psychological assessment) — результат исследований, целью которых является раскрытие индивидуально-психологических особенностей личности, необходимых для понимания различных форм ее жизнедеятельности в норме и патологии. В последнее десятилетие понятие П. о. получило широкое распространение и часто заменяет повсеместно использовавшееся ранее психологическое тестирование. Закреплено в названии ряда ведущих периодических изданий, посвященных психологической диагностике (напр., "European Journal of Personality Assessment", "Journal of Personality Assessment" и др.). П. о. — понятие более широкое, нежели психологическое тестирование, поскольку оценка может проводиться не только с помощью тестов. Появление и распространение на Западе данного понятия, однозначное определение которого отсутствует, вероятно связано со стремлением исследователей подчеркнуть существование внетестовых психологических оценок личности.

Источник: Клиническая психология. Словарь под ред. Н.Д. Твороговой. Психологический лексикон

Найдено научных статей по теме — 12

Психологическая оценка личности руководителя ОВД с помощью Калифорнийского опросника

Котенев И.О.
Скачать PDF

Психологическая оценка персонала: теория и практика

Зеер Э.Ф., Русанова Ю.Л.
Резюме: Представлен теоретический анализ проблемы оценки персонала, выделены критерии. На основе анализа выделены основные группы методов оценки личностно-деловых и профессионально важных качеств персонала. Исходя из концепции профессионального становления личности и компетентностного подхода, детерминирующего успешность профессиональной деятельности, обоснована оценка деловых и личностных качеств работников на основе их интеграции по предмету труда. Интегративным концептом этих качеств избраны ключевые квалификации. Предложен алгоритм оценки ключевых квалификаций.
Скачать PDF

Психологическая оценка переживания террористической угрозы

Середина Наталья Васильевна, Даниленко Е.В., Черныш Е.В.
В статье приводятся результаты эмпирического исследования психологического переживания угрозы в различных профессиональных группах; выявляется характер связи между переживанием террористической угрозы и такими характеристиками, как жизнестойкость и тип этнической идентичности.
Скачать PDF

Психологическая оценка сотрудников МВД перед отправлением в спецкомандировку

Гизатуллин Т. Р.
Рассматриваются результаты собственных исследований по оценке психологических «профилей личности» сотрудников МВД по РБ до спецкомандировки, полученных в результате тестирования полицейских по методике СМИЛ. Приведен анализ результатов тестирования 177 комбатантов. Произведена пошаговая оценка каждой из шкал СМИЛ полицейских. Массивы СМИЛ-профилей перед отбытием субъектов обследования в спецкомандировку были подвергнуты процедуре автоматической классификации – кластерному анализу по методу К-средних.
Скачать PDF

Социально-психологическая оценка качества жизни больных с хронической ртутной интоксикацией

Казакова П.В., Дьякович М.П.
Выявлены значительные личностные нарушения больных с хронической ртутной интоксикацией, которые могут свидетельствовать о социальной и психической дезадаптации. Обоснована необходимость психокоррекционных мероприятий, позволяющих снизить уровень ригидности, тревожности, а также стабилизировать уровень нервно-психического здоровья, способствовать выработке модели поведения, мотивированному на преодоление фрустрированности и выздоровление.
Скачать PDF

Социально-психологическая оценка конкурентной позиции сотрудника

Серебровская Н. Е., Катунова В. В.
В статье описаны возможности применения системного рейтингового метода для оценки конкурентоспособности сотрудников организации. В систему методов включается оценка личностного потенциала, социально-психологических характеристик, уровень профессиональной и управленческой компетентности сотрудников. Итогом применения этого метода является рейтинг деловой оценки специалистов организации, наглядно представляющий относительный потенциал сотрудников и являющийся научно обоснованным показателем для дальнейших кадровых изменений.
Скачать PDF

Клинико-психологическая оценка и психологическая диагностика защитного поведения как проблема судебн

Матанова Ваня, Куков Калоян, Вырбанов Светлин, Маринов Петр, Джорджанова Аделина, Петрова Анка
Феномен защитного поведения или симуляции появляется серьезной, но в то же время относительно слабо изученной проблемой в области судебной психологии и судебной психиатрии, представляющей определенные трудности в практике экспертов. В публикации рассматриваются некоторые аспекты исследований защитного поведения и симуляции с позиций клинической и судебной психологии и психиатрии. Подробно описана практическая значимость систематического наблюдения и клинико-психологического исследования. Особое внимание в этом отношении уделяется проективным и специализированным психологическим и психодиагностическим методам.
Скачать PDF

Судебно-экспертная психологическая оценка способности понимать значение своих действий и руководить

Беребин Михаил Алексеевич, Рязанова Анна Юрьевна
Представлен анализ медицинского (психиатрического) и юридического (психологического) аспектов судебно-экспертной оценки способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. С позиций компонентного анализа психической деятельности в норме и при ее нарушениях рассмотрена проблема экспериментального патопсихологического исследования лежащих в основе нарушения такой способности факторов. Представлены наиболее информативные для психодиагностики и экспертного решения патопсихологические показатели экспериментально-психологического исследования при судебной психолого-психиатрической экспертизе группы несовершеннолетних с органическим расстройством личности и материалы их анализа с позиции оценки нарушений операционального, организационного, динамического и эмоционально-мотивационного компонентов патопсихологического синдрома. Показано, что выявляемые у признанных впоследствии невменяемыми несовершеннолетних с органическим расстройством личности патопсихологические признаки соотносятся с нарушениями, характерными для псевдопсихопатического варианта органического расстройства личности.
Скачать PDF

Психологическая оценка организации труда в педагогическом коллективе дошкольного образования

Масаева Зарема Вахаевна, Кагермазова Лаура Цараевна
В статье раскрывается психологическая оценка организации труда в педагогическом коллективе дошкольного образовательного пространства. Педагогический коллектив, выступая в качестве субъекта собственного развития, является для дошкольников ближайшим трудовым коллективом. Он служит им своеобразной моделью, по которой они составляют свои представления о других объединениях взрослых. Профессиональная компетентность педагогического работника по-разному проявляется и реализуется в зависимости от его ближайшего окружения, прежде всего от психологического климата в дошкольной образовательной организации. Благоприятный социально-психологический климат педагогического коллектива является основой для эффективной деятельности педагогических работников и повышения их творческой активности. Существенное влияние климат оказывает на удовлетворённость трудом педагогов. Полученные результаты в процессе проведенного исследования по изучению психологической оценки организации труда в педагогическом коллективе системы дошкольного образования показали, что имеется потребность в корректировке психологической атмосферы в педагогическом коллективе.
Скачать PDF

Социально-психологическая оценка готовности финансовых менеджеров к работе в условиях проектно-ориен

Жог Валерий Иванович, Багратиони Константин Амиранович
В статье отражены результаты исследования профессионально-значимых качеств финансовых менеджеров. Результаты исследования сопоставлены с нормативами поведенческой компетентности NCB SOVNET 3.0. Эмпирически выявлены 4 типа финансовых менеджеров.
Скачать PDF

Психологическая оценка толерантности представителей разных профессиональных групп

Семенова Елена Михайловна
В статье проводился теоретический анализ основных исследовательских подходов к понятию толерантности. Толерантность рассматривается в структуре профессионально важных качеств специалистов разных профессий как элемент общего профессионального развития субъекта труда. Определено, что профессиональная толерантность представляет собой интегральную характеристику индивида, определяющую его способность в проблемных, напряженных ситуациях проявлять устойчивость, способность эффективно противостоять трудностям, сохраняя продуктивное функционирование. Определено психологическое содержание толерантности представителей разных типов профессий: реалистический тип (работники деревообрабатывающей промышленности), социальный тип (воспитатель, педагог), предпринимательский тип (директор, менеджер, заведующий секцией магазина). Осуществлен сравнительный анализ показателей толерантности у представителей разных профессиональных групп по следующим параметрам: копинг-стратегии, общий уровень толерантности, рефлексивность, показатели психического выгорания, общая интернальность, эмпатия, личностные особенности профессионала (нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, сотрудничество, добросовестность), общий уровень саморегуляции. На основании эмпирического исследования сделаны выводы об интегральной природе толерантности и разной степени представленности ее психологических характеристик у специалистов разных сфер деятельности. Выявленные психологические особенности проявления толерантности позволили сделать вывод о необходимости развития толерантности специалистов разных сфер деятельности в условиях вузовского обучения, что позволит в дальнейшем уменьшить тенденции к профессиональным деструкциям личности.
Скачать PDF

Оценка эффективности изотерапии как метода психологической коррекции

Давлетова А.И., Серая А.А.
Исследована эффективность психокоррекционной работы со страхами у детей младшего школьного возраста. Проведен анализ используемого инструментария. Дана сравнительная характеристика результатов исследования. Проведен анализ источников, на основе которого даны характеристики страхов, присущие данному возрастному периоду. Проведен анализ источников, на основе которых дано понятие об изотерапевтическом методе.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!