ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ В ВУЗЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ В ВУЗЕ
ПСІХАЛАГІЧНАЯ КАНСУЛЬТАЦЫЯ Ў ВНУ / PSYCHOLOGICAL ADVICE AT A UNIVERSITY– один из видов деятельности вузовского психолога и психологической службы вуза. Психологическое консультирование– особый вид деятельности практического психолога, существенно отличающийся от индивидуальной и групповой психотерапии, психокоррекции и одновременно связанный со всеми видами деятельности практического психолога. Сущность психологического консультирования заключается в предоставлении специалистом-психологом на основе специальных профессионально-научных знаний непосредственной психологической помощи через создание условий, при которых клиент открывает (осознает) новые возможности в решении своих психологических проблем. При этом психологическая консультация в вузе имеет свою специфику, т. к. к спектру распространенных запросов клиентов добавляются обусловленные педагогической средой и педагогическим взаимодействием. Консультации проводятся для воспитателей общежития, преподавателей, администрации вуза, учащихся; они могут быть индивидуальными или групповыми. Практика показывает, что преподаватели чаще всего обращаются к психологу по следующим поводам: трудности в усвоении студентами учебной программы по отдельным дисциплинам или их нежелание учиться; эмоциональные, личностные нарушения в психике учащихся, их конфликтные отношения со сверстниками и преподавателями; неэффективность собственных педагогических воздействий, эмоциональное выгорание и др. Студенты обращаются главным образом по вопросам взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания, профессионального и личностного самоопределения, культуры умственного труда, поведения и т. п. Центральный и отчасти проблемный момент психологической консультации в вузе– процесс взаимодействия педагога-психолога и консультируемого, установление доверительных взаимоотношений между ними, т. к. в случае взаимодействия психолога с преподавателем накладывается отпечаток служебных отношений (формализация, страх нарушения принципа конфиденциальности и т. п.), в случае взаимодействия студента и психолога к уже перечисленным факторам добавляются статусно-ролевые аспекты (отождествление психолога с преподавателем). Преодолению этих факторов способствуют большая независимость психологической консультации от администрации, а также пространственное расположение кабинетов для консультаций (доступность и приватность). Г. А. Фофанова