ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ВОЗРАСТНАЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ВОЗРАСТНАЯ
раздел психологии, изучающий процесс созревания в онтогенезе мозговых механизмов деятельности психической.
Индивидуально человек развивается в ходе биологического созревания путем присвоения исторически выработанного социального опыта. Для нормального развития психического детей весьма важно созревание мозга головного: ребенок рождается с относительно зрелыми глубокими структурами мозга (-> мозг головной: структура глубокая), за счет коих обеспечивается адекватная адаптация и создаются условия для развития психического. Дальнейшее созревание коры мозга затрагивает его задние отделы, достигающие относительной зрелости к 6-7 годам, и передние, созревание коих заканчивается уже в период юности. Созревание полушарий левого и правого разновременно: в раннем детстве полушарие правое развивается более активно. При гормональной перестройке и активизации глубоких структур мозга - в начале полового созревания - уровень функциональных показателей работы мозга снижается.
Для оценки зрелости мозга головного применяются:
1) методики морфологические - позволяющие судить о зрелости самого мозгового субстрата;
2) методики функциональные - выявляющие уровень развития его функций: электрофизиологических, рефлекторных, поведенческих и пр. Индивидуальные особенности созревания, оцениваемые при сравнении со средними нормативными показателями, сказываются прежде всего на его темпе, различном на разных стадиях онтогенеза.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Возрастная психофизиология
Словообразование. Происходит от греч. psyche - душа + physis - природа + logos - учение.
Категория. Раздел психофизиологии.
Специфика. Изучает процесс созревания в онтогенезе мозговых механизмов психической деятельности. Индивидуальное развитие человека обусловлено присвоением им исторически выработанного социального опыта и осуществляется на основе биологического созревания.
Исследования. Показано, что наиболее существенное значение для нормального психического развития ребенка имеет созревание его головного мозга: он рождается с относительно зрелыми глубокими структурами мозга, за счет которых обеспечивается адекватная адаптация и создаются условия для психического развития. Дальнейшее созревания коры головного мозга затрагивает его задние отделы, достигающие относительной зрелости к 6-7 годам, и передние, созревание которых может закончиться уже в период юности. Разную динамику имеет созревание левого и правого полушарий: в раннем детстве правое полушарие развивается более активно. При гормональной перестройке и активизации глубоких структур мозга, происходящих в начале полового созревания, уровень функциональных показателей работы мозга снижается.
Методы. Для оценки зрелости головного мозга используют морфологические методики, позволяющие судить о зрелости самого мозгового субстрата, и функциональные, выявляющие уровень развития его функций (электрофизиологических, рефлекторных, поведенческих). Индивидуальные особенности созревания, оцениваемые при сравнении со средними нормативными показателями, проявляются прежде всего в его темпе, который может быть различным на разных этапах онтогенеза.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
англ. developmental psychophysiology) - область психологии, изучающая онтогенетическое развитие системных физиологических механизмов психической деятельности, в частности роль биологического созревания в психическом развитии. Общепризнанно, что социальный опыт, приобретаемый ребенком в процессе обучения и воспитания, - главный источник психического развития (см. Обучение иразвитие). Биологические факторы (генетические, морфологические, физиологические, биохимические) выступают как условия развития психики. Изменяясь в ходе онтогенеза, они создают на каждом этапе специфические предпосылки для усвоения качественно нового опыта и формирования новых психических возможностей.
Изменения биологических предпосылок психического развития обусловлены процессами созревания, которые составляют определенную последовательность возрастных изменений в ц. н. с. и др. системах организма, значимых для возникновения и реализации психических функций. Процессы созревания охватывают длительный период онтогенеза и имеют гетерохронный характер, т. е. отдельные структуры и функции в организме человека созревают с разной скоростью и достигают полной зрелости на разных этапах индивидуального развития, Т. о., до достижения полной зрелости каждый возрастной этап имеет свою неповторимую психофизиологическую "архитектуру", в значительной степени определяющую психологические возможности данного возраста.
Наибольшее значение для нормального психического развития имеет созревание головного мозга ребенка. Благодаря гетерохронности процессов созревания отдельные структуры мозга достигают окончательной зрелости на разных этапах онтогенеза. Ребенок рождается с относительно зрелыми глубокими структурами мозга, их функционирование обеспечивает адекватную адаптацию и создает исходные условия дляразвития психики. Дальнейшее созревание сопряжено с возрастающей кортикализацией и интеллектуализацией функций, при этом выделяется определенная направленность в процессах созревания коры головного мозга: от задних отделов, достигающих относительной зрелости к 6-7 гг., к передним, созревание которых продолжается вплоть до юношеского возраста. В нач. полового созревания функциональные показатели работы мозга обнаруживают регресс, обусловленный гормональной перестройкой и активизацией глубоких структур мозга. Созревание передних отделов коры головного мозга является условием формирования таких психических новообразований, как произвольная регуляция поведения и абстрактное мышление. Специфические для каждого возраста психические возможности ребенка зависят также от особенностей созревания левого и правого полушарий. В раннем онтогенезе правое полушарие развивается с некоторым опережением, в связи с этим его вклад в обеспечение психического развития детей, особенно на ранних этапах, весьма значителен (см. Литерализация функций, Межполушарная организация психических процессов).
Оценка зрелости головного мозга проводится на морфологическом и функциональном уровнях, т. е. можно говорить о зрелости как самого субстрата (в первую очередь, отдельных мозговых образований), так и его функций (электрофизиологических, рефлекторных, поведенческих). В качестве функциональных критериев созревания м. б. использованы некоторые показатели, получаемые посредством электроэнцефалографии, напр, возрастные особенности частотно-амплитудного спектра, наличие устойчивой ритмической активности, особенности генерализованной и локально вызванной активности мозга, особенности пространственно-временной организации биопотенциалов мозга. О созревании ц. н. с. можно также судить по показателям рефлекторной деятельности, демонстрирующим возрастную динамику формирования положительных и тормозных условных связей.
Последовательность процессов созревания отражает как общее, так и индивидуальное в развитии ребенка. Индивидуализация касается в первую очередь темпа созревания или скорости возрастных преобразований, которая может в ходе онтогенеза изменяться. Т. о., ребенок в ходе развития может переживать периоды ускорения и замедления биологического созревания. Наличие более или менее определенных критериев для оценки зрелости на каждом возрастном этапе позволяет говорить о существовании возрастной нормы. Типичный для каждого этапа онтогенеза уровень развития функций организма определяет средние нормативные показатели. Отклонения от средних показателей характеризуют диапазон индивидуальных различий в уровне зрелости этих систем. (Т. М. Марютина.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
274.67 кб

Возрастные изменения психофизиологических свойств водителей

Логачев В. Г., Тюлькин В. А., Кучеренко И. И., Лысакова Н. И.
В работе рассматривается вопрос влияния возраста на изменения профессионально важных психофизиологических свойств водителей.
Читать PDF
796.71 кб

Возрастно-половые особенности психофизиологического развития школьников

Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Надеждин Дмитрий Серафимович
Важная проблема психогигиены содействие развитию нервно-психической сферы детей и подростков при их обучении в образовательных учреждениях.
Читать PDF
384.88 кб

Исследование психофизиологических характеристик внимания в возрастном аспекте

Родин О.В., Колосунин И.А., Седова Д.Г., Мельникова Н.А.
Представлены результаты экспериментального исследования психофизиологических характеристик внимания у лиц разных возрастных групп.
Читать PDF
872.50 кб

Психофизиологическое направление на кафедре возрастной психологии и педагогики семьи

Мельникова Ирина Евгеньевна, Николаева Елена Ивановна, Никифорова Светлана Николаевна, Дунаевская Эльвира Брониславовна, Буркова Светлана Алексеевна, Костина Любовь Михайловна, Калабина Инна Александровна, Александрова Татьяна Владимировна
В работе излагаются результаты исследований психофизиологического направления кафедры возрастной психологии и педагогики семьи.
Читать PDF
200.69 кб

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ВОЗРАСТНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ПРИ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИХ СТРЕССОВЫХ РАССТРОЙСТВАХ

Царегородцева С.А., Азин А.Л., Арьев А.Л.
Показано, что посттравматические стрессовые расстройства относятся к факторам, резко увеличивающим биологический возраст и темпы геронтогенеза в организме.
Читать PDF
694.13 кб

Возрастные и половые особенности психофизиологической структуры зрительного восприятия у детей 5-7 л

Безруких М. М., Хрянин А. В., Теребова Н. Н.
Целью настоящего исследования являлось изучение созревания функциональных компонентов зрительного восприятия у детей 5-6 и 7 лет с учётом пола на основе анализа данных теста комплексной диагностики зрительного восприятия у детей 5