ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Дифференциальная психофизиология
наука об индивидуальных особенностях психики человека с точки зрения их обусловленности свойствами нервной системы.

Источник: Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология, глоссарий

Дифференциальная психофизиология
Словообразование. Происходит от лат. differentia - разность и греч. psyche - душа + physis - природа + logos - учение.
Категория. Раздел психофизиологии.
Специфика. Изучает зависимость поведенческих и субъективных особенностей от индивидуальных различий мозговой деятельности.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ
направление в психологии, исследующее индивидуальные психофизиологические различия между людьми.
Применяет два методических подхода:
1) сопоставление физиологических и психологических параметров, полученных в независимых экспериментах;
2) изучение изменений физиологических функций при выполнении некоей деятельности.
Основная система взглядов в психофизиологии дифференциальной - концепция свойств системы нервной, берущая свое начало от работ И. П. Павлова о типах деятельности нервной высшей.
Для психофизиологии дифференциальной характерны:
1) исследование отдельных свойств системы нервной, а не типов в целом;
2) признание у одного и того же свойства многих проявлений, образующих синдром;
3) выделение в синдроме основного показателя, соответственного определению данного свойства;
4) отказ от оценочного подхода.
Согласно Б.М. Теплову, психологически свойства системы нервной проявляются в формально-динамических характеристиках поведения, прежде всего в особенностях темперамента. Обычно в психофизиологии дифференциальной исходят из представления о первичности нейрофизиологического уровня: свойства системы нервной рассматриваются как переменная независимая, психологические - как зависимая. Но есть данные, свидетельствующие о возможности обратных влияний.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Дифференциальная психофизиология
научная дисциплина, находящаяся на стыке психофизиологии и дифференциальной психологии и изучающая зависимость типических (присущих группе людей) психологических особенностей человека и животных от их морфологических (соматотипа) и физиологических особенностей (свойств темперамента и нервной системы). Термин введен В. Д. Небылицыным в 1963 г. Начало дифференциально-психофизиологическому изучению человека и животных было положено И. П. Павловым, выделившим три свойства нервной системы: силу — слабость, подвижность — инертность и уравновешенность — неуравновешенность возбуждения и торможения. Б. М. Теплов и В. С. Мерлин с сотрудниками продолжили изучение этих свойств в рамках психологии человека, создав свои школы.
Исследования по Д. п. играют важную роль в решении теоретической проблемы соотношения в человеке социального и биологического, приобретенного в онтогенезе и врожденного.
Однако результаты дифференциально-психофизиологических исследований имеют и практическое значение. Они позволяют проводить на научной основе профессиональную ориентацию и отбор, осуществлять дифференцированный подход в процессе обучения и воспитания учащихся, в построении спортивной тренировки, в психотерапевтических воздействиях.
Литература
Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология. СПб., 2001.
Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М., 1976.
Очерки теории темперамента / Под ред. В. С. Мерлина. Пермь, 1973.
Теплов Б. М. Психофизиология индивидуальных различий: Избр. труды. М., 1985.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
357.81 кб

Общая и дифференциальная психофизиология: взаимовлияние научных школ Б. М. Теплова и Е. Н. Соколова

Голубева Эра Александровна
В статье даны определения общей и дифференциальной психофизиологии, обозначена специфика их предметов и методов. Рассмотрены некоторые продуктивные пути взаимовлияния научных школ Е.Н. Соколова и Б.М. Теплова.
Читать PDF
1.06 мб

Уровни бимануальной координации и некоторые дифференциально-психофизиологические аспекты двигательно

Ткаченко П. В.
Методом суппортметрии определены и стандартизированы основные характеристики, отражающие уровень бимануальной координации сложных целенаправленных движений.
Читать PDF
946.98 кб

Вклад научной дифференциально-психофизиологической школы Б. М. Теплова - В. Д. Небылицына в разработ

Изюмова Светлана Александровна
В статье раскрыт вклад научной школы Б.М. Теплова В.Д. Небылицына в изучение проблемы природных задатков, способностей, биологической концепции развития индивидуальности человека и возможность ее практического использования.
Читать PDF
488.06 кб

Психофизиологическая и психологическая дифференциальная диагностика личности субъекта стрессирования

Киворкова А. Ю., Ахвердова О. А., Волоскова Н. Н.
В статье рассматривается психофизиологическая и психологическая дифференциальная диагностика личности субъекта стрессирования.