ПСИХОДРАМА

Найдено 21 определение
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Психодрама
воспроизведение впечатления подобного травмирующему, с постепенным нагнетанием напряжения, кульминацией и благополучным разрешением в конце.

Источник: Психология депривации. Словарь специальных терминов и понятий. — 2021 .— 71 с.

ПСИХОДРАМА
psychodraта) - разновидность групповой психотерапии, во время которой люди заглядывают в глубины своей души, обыгрывая трудные ситуации, с которыми им пришлось столкнуться в жизни, вместе с другими членами группы. См. Терапия групповая.

Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001

психодрама (социодрама)

(от греч. drama – действие) – вид групповой психотерапии, в которой испытуемые попеременно выступают в роли актеров и зрителей в условиях моделирования жизненных ситуаций. Понятие и процедура п.предложена Д.Морено (США).

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ПСИХОДРАМА
один из видов группового социально-психологического тренинга, основанный на использовании участниками психотерапевтической (психокоррекционной) группы элементов импровизированного спектакля на тему, связанную с психологической проблемой одного из клиентов.

Источник: Словарь терминов по психологическому консультированию

Психодрама
Psychodrama). Терапевтический метод, при котором ситуации, конфликты и фантазии, кроме того, что они вербализуются, еще и разыгрываются как в своего рода театральной постановке; цель метода - концентрация эмоционального переживания, рационального понимания и телесных действий в опыт витальной «очевидности» и достижение изменений в поведении.

Источник: Хайгл-Эверс А.,Хайгл Ф.,Отт Ю., Рюгер У. Базисное руководство по психотерапии

Психодрама
предложенный Джекобом Морено вид групповой психотерапии, при которой пациенты являются попеременно то актерами, то зрителями, причем их роли направлены на моделирование жизненных ситуаций, имеющих личностный смысл для участников, с целью устранения неадекватных эмоциональных реакций, отработки социальной перцепции, более глубокого самопознания.

Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. 2014

Психодрама
Метод групповой психотерапии, основанный на действии. Разыгрывается несколько сцен, изображающих, например, события прошлого участника группы, внутренние драмы, фантазии, сны и т. д.. Роли в драме главного действующего лица (протагониста) могут взять на себя другие участники группы. Психодрама дает человеку возможность в безопасной терапевтической обстановке, под наблюдением терапевта, ведущего группу, исследовать свои эмоциональные проблемы и разрешить глубинные внутренние конфликты.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Психодрама
психотерапевтическая методика, разработаная Д.Л. Морено (1921). Согласно предписаниям данной методики, в присутствии терапевта пациент разыгривает некоторые роли или драматические эпизоды своей жизни, что позволяет ему выразить эмоции, чувства и тем самым противостоять глубинным конфликтам. Распространенными являются групповая психодрама (все действующие лица образуют терапевтическую группу и каждый из них играет определенную, имеющую терапевтическую ценность роль) и семейные группы, в которых разыгриваются проблемные семейные ситуации. См. Морено метод психодрамы.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ПСИХОДРАМА
Психотерапевтическая методика, разработанная Дж. Л. Морено, в которой индивид разыгрывает некоторые роли или случаи из жизнш присутствии терапевта и, часто, других людей, являющихся членами терапевтической группы. Как полагают, проигрывание ролей позволяет человеку выразить эмоции, вызывающие трудности, и противостоять глубинным конфликтами в относительно безопасной терапевтической обстановке. Распространенными вариациями являются групповая психодрама, в которой все действующие лица входят в терапевтическую группу, и семейные группы, в которых разыгрываются трудные семейные сцены.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Психодрама
Словообразование. Происходит от греч. psyche - душа + drama - действие.
Автор. Я.Морено (начало 1920-х гг.).
Категория. Форма психотерапии.
Специфика. Основана на катарсисе, который достигается при помощи драматических инсценировок, ориентированных на лечение болезненных психических проявлений за счет перестройки отношений и системы переживаний больного человека. Пациент проигрывает на сцене жизненные ситуации, связанные с конкретными людьми. Основными психотерапевтическими приемами выступают "пустой стул", "телесный контакт", "обмен ролями", "репетиция будущего".

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ПСИХОДРАМА
одно из направлений в современной групповой психотерапии и психокоррекции. П. создана и обоснована на теоретическом уровне американским психологом, психиатром и социологом Я. Морено. Основу П. составляет импровизированный драматический спектакль, организуемый и проводимый в группе людей, нуждающихся в психиатрической или психологической помощи. В ходе этого спектакля, также называемого П., разыгрывается какая-либо реальная жизненная драматическая ситуация, возникшая у одного из участников группы. Этот человек в П. играет, как правило, главную роль (см. Протагонист), а другие роли распределяются между остальными участниками группы в соответствии с их схожестью с лицами реальной жизненной драмы (см. также Группы психодрамы, Группы тренинга).

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

Психодрама
Терапевтический метод, созданный Морено: исследование жизненных ситуаций и конфликтов с помощью воспроизведения или отыгрывания их в действии, а не только с помощью разговоров о них. Психодрама стремится открыть “правду” жизни каждого человека в его взаимоотношениях с другими людьми и с окружающим миром. Психодраматическая сессия состоит из трех частей: разогрева, драматического действия и шеринга. По ходу сессии применяются многочисленные психодраматические техники, в том числе дублирование, обмен ролями, зеркало, хор, монолог. Морено придумал несколько разновидностей психодрамы, в том числе спонтанную психодраму, запланированную психодраму и отрепетированную психодраму. Как правило, психодрама предполагает участие группы, но возможна и индивидуальная психодрама, в частности, при тяжелых психических заболеваниях. В этом случае роли дополнительных “Я” исполняют обученные профессионалы.

Источник: Мариино Р. История доктора. Краткий словарь к книге

ПСИХОДРАМА
одно из направлений современной групповой психотерапии. П. была создана и теоретически обоснована американским психологом, социологом и психиатром Я. Морено. Основу П. составляет организуемый и проводимый в группе людей, нуждающихся в психиатрической или психологической помощи, импровизированный психодраматический спектакль (его иногда также называют П.), в ходе которого разыгрывается какая-либо реальная жизненная ситуация (драма клиента) с акцентом на выявление и разрешение психологических проблем, с которыми он столкнулся в своей жизни. Сюжет для П. обычно задает один из членов группы, которого в П. называют протагонистом. Он сам или кто-либо другой в разыгрываемом психодраматическом спектакле исполняет главную роль. Между остальными участниками П. роли распределяются в соответствии с их сходством с реальными людьми, составляющими жизненное окружение протагониста-теми, в отношениях с которыми протагонист испытывает определенные трудности. После проведения психодраматического спектакля производится совместный, групповой анализ происходившего в спектакле, в ходе которого выясняются проблемы протагониста и намечаются практические пути их разрешения. См. психотерапия групповая.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ПСИХОДРАМА
(греч.—душа и — действие, представление) — проективная методика исследования личности. Предложена Дж. Морено
в 1946 г. на основе его предшествующих разработок в области социометрии и социо-драмы.
П. осуществляется в виде импровизированного театрального представления, в котором обследуемый играет роль самого себя или воображаемого лица. Считается, что в специально созданных драматических ситуациях, созвучных переживаниям обследуемого, проявляются
(проецируются) его личностные особенности, а путем аффективного отреагирования (игровой катарсис) достигается терапевтический эффект.
Стандартной процедуры обследования нет, однако автором разработана общая схема, в которой т. н. «вспомогательные Я» (специально подготовленные актеры) создают в игровой форме необходимые стимульные условия. Для интерпретации (исключительно качественной)
конфликтов и переживаний, проявляющихся в игровой деятельности, широко привлекаются положения психоанализа. Данные о валидности и надежности П. как проективной методики отсутствуют. П. широкого распространения в психодиагностической практике
не получила прежде всего в силу значительной сложности осуществления. В нашей стране П. в качестве исследовательской методики не применялась, но ее определенные элементы широко используются в групповой психотерапии (см. КУКОЛ ТЕСТ).

Источник: Словарь-справочник по психологической диагностике 1989 г.

Психодрама
(Psychodrama) (от греч. psyche и drama - действие, в особенности на сцене). Метод групповой психотерапии, основанный на принципе психоанализа, заключающийся в «игре» больными сцен из их жизни, в которых они воспроизводят посредством «драматических игр» некоторые из своих невротических переживаний и конфликтных ситуаций. Остальные участники группы включаются как спонтанные актеры в игру. Психодрама построена на убеждении, что невротические конфликты могут быть воспроизведены и отреагированы не только на словах, но и в действии. Син. Психодрама Морено, Терапевтический театр.
П. как лечебный психотерапевтический метод была создана и разработана Морено на основе опыта его эксперимента «спонтанного театра», изначальная цель которого не была связана с психотерапией и заключалась в развитии и реализации творческого потенциала человека, его творческого Я в «театре жизни». Внутри-межличностные изменения, достигаемые участниками «спонтанного театра», послужили основой для дальнейшего развития П. как лечебного, психотерапевтического метода. Наиболее успешно П. может использоваться в комплексе с другими методами групповой психотерапии (в частности, с групповой дискуссией и психогимнастикой), так как препятствует излишней рационализации, интеллектуализации, помогает пациенту выразить трудновербализуемые эмоции.
П. как составная часть групповой психотерапии широко используется при лечении больных с нервно-психическими расстройствами и психосоматическими заболеваниями, в том числе в психотерапии детей и подростков, а также в семейной психотерапии.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ПСИХОДРАМА
специфический психотерапевтический метод, созданный Я. Л. Морено (1893–1974) (США). В П. синтезируются драматические средства и достижения современной психологии. Целью П. является поиск эффективных путей для решения психологических проблем разных уровней от экзистенциального до обыденного, бытового. П. – метод психотерапии, в ходе которого клиент с помощью ведущего и группы воспроизводит в драматическом действии значимые события своей жизни, разыгрывает сцены, имеющие отношение к его проблемам. Сцены разыгрываются таким образом, как-будто они происходят в данный момент. Действия структурируются, способствуя прояснению и конкретизации проблемы. Анализируются новые роли, альтернативные, аффективные и поведенческие стили, осуществляются поиск и апробирование более конструктивных моделей решения проблемы.
Действия, физические движения, на которых построена П., увеличивают возможность использования такого важного источника познания себя и других, как сигналы невербального поведения. П. может существенно помочь клиентам, имеющим трудности вербализации своих чувств и своего жизненного опыта в целом, т. к. действие в нем идет впереди слов. В психодраматической ситуации клиент одновременно и главный герой своей драмы, и ее творец, и исследователь себя и своей жизни. П. применяется при неврозах, психосоматических заболеваниях, при обострении психопатий и отклоняющемся поведении подростков для устранения неадекватных эмоциональных реакций и отработки социальной перцепции. В П. есть место для рационального и воображаемого, спонтанного и рефлексивного, будущего, настоящего и прошлого, для серьезности и игры, эмоций и мышления, интропсихического и межличностного, индивидуального и группового, для психической поддержки и обучения, для духовного и эстетического.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ПСИХОДРАМА
социодрама) - 1. Как подход к коррекции психологической - связана с именем Дж. Морено, коего многие считают основателем психотерапии групповой. Он трактовал этот метод и как средство решения социальных проблем. За рубежом используется также термин "социодрама".
Один из первых видов групповой психотерапии (=> психоанализ групповой). Проводится как подобие импровизированной театральной постановки по сюжету истории, рассказываемой одним из участников группы, где клиенты попеременно выступают в качестве актеров и зрителей, причем их роли направлены на моделирование жизненных ситуаций, имеющих смысл личностный для участников, на моделирование жизненно важных для них ситуаций. Обычно участники моделируют в театрализованной форме ситуации, предлагаемые одним из участников в виде рассказа о событиях его жизни, сновидениях. Во многих вариантах работы рассказчик определяет участников действия и их роли. Возможны варианты с использованием литературных текстов или их пересказов.
2. С иной точки зрения психодрама рассматривается как одна из методик проективных, относящаяся к группе методик катарсиса.
Цель психодрамы - диагностика и терапия неадекватных состояний и реакций эмоциональных, их устранение, отработка перцепции социальной, углубление самопознания.
В одном из типичных вариантов рассказывается история из собственной жизни. Сам рассказчик - протагонист - в зависимости от избранной формы работы может быть участником или зрителем, больше или меньше влиять на ход драматизации. Считается, что в условиях групповой поддержки, в драматических построениях, содержательно близких переживаниям участника психодрамы, он проявит свои личностные особенности, что и определяет диагностическое значение.
Важные условия - доброжелательность группы, спонтанность поведения, импровизация. "Проживая" важные ситуации, человек по-новому осознает проблемы, способы своего реагирования, отношение к событиям, ценностям, к конкретным людям; он открывает новые возможности построения отношений и самореализации. Большое значение имеет катартический эффект, возникающий при отреагировании внутренних конфликтов, выявляемых в ходе психодраматического действа.
В психодраме обычно выделяются такие фазы, как разминка, действие и интеграция (обсуждение). Собственно действие в качестве желаемого конечного результата предполагает достижение максимально возможных катарсиса, познания и озарения.
Для психодрамы важны спонтанность, активность, импровизационность поведения. Она применяется при неврозах, в том числе детских; при заболеваниях психосоматических и алкоголизме; при обострении психопатий и поведении девиантном подростков. Возможна семейная психодрама.
Элементы психодрамы широко применяются и в других терапевтических направлениях - в психоанализе, гештальт-терапии, терапии поведенческой, тренинге социально-психологическом, играх деловых, и пр.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Психодрама
psychodrama) П. - метод психотер., разработанный Якобом (Джекобом) Морено. В рамках этого подхода используются театральные приемы, при помощи к-рых клиент разыгрывает сцены и роли из прошлой, настоящей или будущей жизни в стремлении более глубоко понять происходящее и достичь катарсиса. Морено твердо верил в то, что терапевтическая ценность разыгрывания чьих-то проблем превосходит ценность простого разговора о них. Т. о. его метод стимулирует клиента к активности, личной интеракции и встрече, выражению эмоций в настоящий момент и пробе реальности. Эта встреча (encounter - особое понятие у Морено) происходит в контексте "здесь и сейчас" вне зависимости от того, относится ли разыгрываемая роль к событиям прошлого или предвосхищаемого будущего. Морено считал непосредственность и креативность базисными характеристиками здорового и бодрого человека. П. - активный и мощный метод терапии. Работа с проблемой из прошлого или ожидаемого будущего так, как если бы конфликт происходил в настоящий момент, обычно вызывает сильные чувства. Этот процесс имеет целью получение корректирующего эмоционального опыта; благодаря центрированным на настоящем моменте игровым действиям и опыту происходит катарсис, часто сопровождающийся повышением уровня инсайта. Предвосхищаемые события разыгрываются в настоящем, чтобы дать клиенту возможность глубже осознать наличие всего спектра выборов, к-рые он может сделать. Психодраматический метод имеет 5 осн. компонентов: сцена, режиссер, протагонист (исполняющий главную роль), вспомогательные эго, и публика. Психодраматический процесс состоит из трех фаз: а) фазы разминки (разогрева), б) фазы действия и в) фазы обсуждения. Морено писал о необходимости периода разогрева, предназначенного для того, чтобы создать у участников готовность к переживанию. Руководитель группы играет ключевую роль в обеспечении этой готовности и мотивации, необходимой для обсуждения проблем реальной жизни в личном аспекте. В этой фазе процесса участники должны убедиться в безопасности рабочей обстановки и создать атмосферу взаимного доверия. Технические приемы, обеспечивающие разогрев, сами по себе менее важны, чем их цель; все, что способствует повышению взаимного доверия в группе служит полезным инструментом в этой начальной фазе. Фаза действия состоит из разыгрывания и проработки прошлой или текущей ситуации либо ожидаемого события. Режиссер использует разнообразные театральные приемы для руководства протагонистом, исследующим новую территорию и получающим новое понимание без того, чтобы оказаться ошеломленным. Действие прекращается после завершения сюжета и получения катарсиса и инсайта. Третья фаза П. - шеринг (sharing), обсуждение и последействие - представляет собой попытку интегрировать и осмыслить полученный в действии опыт. Остальные члены группы приглашаются к тому, чтобы обменяться личными впечатлениями и рассказать, какое значение для них имел этот сеанс. В фазе действия П. используется много специфических технических приемов, к-рые не яв-ся самоцелью, а лишь способствуют спонтанному выражению эмоций. Стандартные приемы П. это: обмен ролями, дублирование и множественное дублирование, "зеркало", "волшебный магазин", представление будущего и работа со сновидениями. Ключом к успеху П. яв-ся сензитивность (восприимчивость и способность к быстрому реагированию) и профессиональная компетентность режиссера. Хотя П. может быть мощной формой терапевтического вмешательства, к-рая ведет к высвобождению эмоций и более глубокому пониманию себя и, следовательно, к конструктивным изменениям поведения, она тж потенциально чревата серьезными отрицательными последствиями для участников. См. также Групповая психотерапия, Психотерапия Дж. Кори

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

ПСИХОДРАМА
ПСІХАДРАМА / PSYCHODRAMA– специфический групповой психотерапевтический метод, использующий проигрывание личного опыта участников в специально организованных условиях. В П. синтезируются драматические средства и достижения современной психологии. Целью П. является поиск эффективных путей для решения психологических проблем разных уровней, от экзистенциального до обыденного, бытового. Метод создан Я. Л. Морено (1893–1974, США) в 20–30-е гг. XX в. В основе П. лежит социометрия– эмпирически разработанное Морено учение о межчеловеческих отношениях. В ходе П. клиент с помощью ведущего и группы воспроизводит в драматическом действии значимые события своей жизни, разыгрывает сцены, имеющие отношение к его проблемам. Сцены разворачиваются таким образом, как будто события происходят в данный момент. Действия структурируются, способствуя прояснению и конкретизации проблемы. Анализируются новые роли, альтернативные аффективные и поведенческие стили, осуществляются поиск и апробирование более конструктивных моделей решения проблемы. Действия, физические движения, на которых построена П., увеличивают возможность использования такого важного источника познания себя и других, как невербальные сигналы. Обычно П. проходит в три этапа: разогрев (разминка), собственно действие (игра) и обмен чувствами, или шеринг (от английского to share– делиться). Обязательные элементы П. : протагонист (субъект психодраматического действия, тот участник, чья проблема разыгрывается, по Морено– драматург, режиссер и актер в одном лице); «директор», ведущий (специально подготовленный психотерапевт); вспомогательные «Я» (участники, выбранные на роли, имеющие отношение к протагонисту или его ситуации, могут быть приглашены протагонистом или назначены ведущим); зрители (находятся вне психодраматического действия); сцена (организация пространства, предполагает выделение особого места, сцены для психодраматического действия). П. использует ряд специфических техник («замена ролей», «дублирование», «зеркало», «за спиной», «высокий стул», «круг давления», «круг друзей» и др.). П. всегда разыгрывается в интересах протагониста. П. может существенно помочь клиентам, имеющим трудности вербализации своих чувств и своего жизненного опыта в целом, т. к. действие здесь идет впереди слов. В психодраматической ситуации клиент одновременно и главный герой своей драмы, и ее творец, и исследователь себя и своей жизни. В П. есть место для рационального и воображаемого, спонтанного и рефлексивного, будущего, настоящего и прошлого, для серьезности и игры, эмоций и мышления, интрапсихического и межличностного, индивидуального и группового, для психической поддержки и обучения, для духовного и эстетического. П. применяют в решении межличностных проблем и внутриличностных конфликтов, при неврозах, психосоматических заболеваниях, при обострении психопатий и отклоняющемся поведении подростков, для устранения неадекватных эмоциональных реакций и отработки социальной перцепции. П. следует отличать от драматерапии (см. Драматерапия).
Социодрама / Сацыядрама / Sociodrama– в отличие от П., работает с групповыми отношениями. Это форма инсценирования, нацеленная на прояснение групповых норм; в центре внимания не личность, а роль. В социодраматическом действии участвует вся группа, рассматриваются вопросы, актуальные для всех участников; исследуются, скорее, не причины ситуации, а среда, социальный контекст ее возникновения, учитывается многомерность отношений. Социодраму применяют в работе с группами риска, ПТСР, конфликтами, в психокоррекции, в обучении.
Монодрама / Манадрама / Monodrama– индивидуальная психодрама, в которой все роли играет протагонист (могут также задействоваться окружающие предметы, например мебель). Используется в основном в индивидуальной работе, но может происходить и в группе, в форме самопрезентации. Применима для широкого круга личностных проблем, особенно касающихся глубоко личных, деликатных тем, рассмотрение которых в группе психологически рискованно. Е. А. Бакланова

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

ПСИХОДРАМА

(Я.Л.Морено)
Морено считал наиболее глубинным филогенетич. фактором личн., формирующим человеч. поведение, ее спонтанность. С исчезновением спонтанности личн. погибает. структура личн., по мнению Морено, представляет собой набор ролей. Фундамент, значение имеют роли (первичные ролевые категории): соматические (или психосоматические), определяемые физиол. потребностями и эмоциями; психические, возникающие уже в социальной матрице и расширяющие сферу переживаний ребенка; социальные, задаваемые структурой социальных отношений, в которых участвует чел.; трансцендентные (или интегративные), в которых чел. совершает имманентную присущую миру трансценденцию и приходит к общему взгляду на мир.
Развитие личности Морено рассматривал в двух аспектах: как социоэмоциональное (формирование способности к межчеловеч. отношениям) и ролевое развитие (приобретение опыта благодаря ролевому обучению).
Социоэмоц. развитие начинается с феномена спонтанной социализации не связанных родством людей на самой ранней ступени их развития. На 1-20 неделе младенцы живут на стадии органич. изоляции, не замечая друг друга. С 20-24 недели начинается стадия горизонтальной дифференциации, когда контакты не зависят от индивид, особенностей младенцев, а обусловлены степенью близости (расположением кроваток). На 40-42 неделе начинается стадия вертикальной дифференциации, когда на групповую организацию начинают влиять физич. сила и сообразительность. В группе образуются "верх" с ее лидерами и "низ" с несамостоятельными и обособленными членами группы. Однако взаимные социометрические выборы у маленьких детей редки вследствие неразвитости феномена теле, т. е. способности общаться на некоторой дистанции, передавая издалека эмоц. сообщения друг другу.
Примерно на седьмом году жизни социометрическая структура детских групп меняется. Многочисл. взаимные выборы свидетельствуют о том, что фактор теле становится более действенным. До завершения пубертата и появления типичных для взрослых людей групповых структур, сменяя друг друга, следуют две стадии преобладания разнополых и две стадии преобладания однополых выборов.
Огромное значение Морено придавал ролевому развитию. Он писал, что появление роли первично по отношению к "Я", подчеркивая тем самым неотъемлемое значение ролей в развитии личн. В его теории рассматриваются несколько стадий ролевого развития человека.
Эмбриональная стадия. На этом уровне чел., по мнению Морено, вступает в отношение с миром, т. е. у него появляется поведение. Ребенок и мать образуют функциональное органич. единство (органич. плацента). Важнейшим фактором нормального развития в это время явл. спонтанность (S-фактор). Нормальные (спонтанные) роды - это бестравматический переход от внутриутробных к вне-утробным условиям существования.
Первая психич, вселенная (матрица вселенской идентичности). На этой стадии ребенок еще не дифференцирует объекты и живые существа. Мать вместе с младенцем образуют интеракциональное единство (социальная плацента), переживание которого становится глубинным переживанием тождественности с миром и формирует последующее доверие к собств. бытию (соответствующее описанному Эриксоном базовому доверию к миру). Причиной сильной концентрации ребенка на стадии вселенской идентичности явл. акциональный голод, побуждающий его целиком отдаваться действию. Интеракция (как и на последующих стадиях) осуществляется благодаря процессам разогрева.
Первая психическая вселенная (матрица вселенской реальности). Ребенок начинает различать и узнавать окружающих людей и предметы, однако он делает это только в тот момент, когда они реально присутствуют. Представления о вещах отсутствуют или во всяком случае не дифференцируются от самих предметов.
Вторая психическая вселенная. Единое восприятие мира ребенком разделяется на восприятие реальности и на фантазию, что явл. предпосылкой возникновения дискурсивного мышления. Благодаря абстрактному мышлению постепенно изменяется восприятие мира, происходит дифференциация речи и формирование понятий. На этой стадии ребенок знакомится с ролями еще до того, как он способен действовать. Он должен научиться жить и в реальности, и в представлении, не отдавая предпочтения ни одному миру в ущерб другому. Если чел. остается на уровне восприятия реальности (в рамках матрицы вселенской реальности), это грозит ему слабоумием. И наоборот, застревание на своих представлениях может стать причиной невротич. отгороженности от реальности из-за возникающих ирреальных страхов и желаний.
Третья психическая вселенная. Человек переживает тождество с трансперсональным бытием. Это переживание не обязательно в психосоциальном отношении. Оно совершается не только в психических или социальных ролях, а и благодаря трансценденции к новой ролевой категории интегративного переживания.
В процессе ролевого развития происходит последовательное формирование всех ролевых категорий: соматических, психических, социальных и трансцендентных. Если какая-либо фаза минуется или происходит возврат на предыдущие уровни, то наблюдаются разл. случаи личност. патологии. Так, пропуск формирования психических ролей ведет к психопатическому развитию, а социальных - к шизоидному. Возврат к низшим уровням явл. причиной развития страха, который может проявляться в различных невротич. и психотич. нарушениях. Целью психодрамотерапии явл. пробуждение спонтанности чел., которая находит выражение в творч. акте.
Теория и практика П. оказали огромное влияние на мн. др. виды групповой психотерапии. Метод П. и лежащая в ее основе психодраматич. теория личн. получили дальнейшее развитие в работах Зерки Морено, Г. Лейтц, Д. Киллера и др.

Источник: Горностай П.П., Титаренко Т.М., Грабская И.А. Психология личности: Словарь-справочник. 2001

ПСИХОДРАМА
Метод групповой психотерапии, представляющий собой ролевую игру, в ходе которой создаются необходимые условия для спонтанного выражения чувств, связанных с наиболее важными для пациента проблемами.
П. как лечебный, психотерапевтический метод была создана и разработана Морено (Moreno J. L.) на основе опыта его театрального эксперимента "спонтанного театра", изначальная цель которого не была связана с психотерапией и заключалась в развитии и реализации творческого потенциала человека, его творческого "Я" в "театре жизни". Внутри- и межличностные изменения, достигаемые участниками "спонтанного театра", послужили основой для дальнейшего развития П. как лечебного психотерапевтического метода.
Морено исходил из того, что человек обладает естественной способностью к игре и, исполняя различные роли, получает возможность экспериментировать с реалистичными и нереалистичными жизненными ролями, творчески работать над собственными проблемами и конфликтами. В ходе разыгрывания ситуаций возникают спонтанность, креативность, подлинная эмоциональная связь между участниками ситуации, катарсис, способствующие развитию творческой активности и достижению инсайта. Все это создает благоприятную основу для творческого переосмысления собственных проблем и конфликтов, выработки более глубокого и адекватного самопонимания, преодоления неконструктивных поведенческих стереотипов и способов эмоционального реагирования, формирования нового, адекватного поведения и новых способов эмоционального реагирования.
Дальнейшие исследования в области П. подтверждают связь между психодраматическим разыгрыванием ролей и изменением поведения, отношений, установок, эмоционального реагирования. В качестве факторов, положительно воздействующих на изменение установок под влиянием психодраматического разыгрывания ролей, указывают: предоставление пациенту свободного выбора как относительно участия в психодраме, так и относительно роли; вовлечение пациента в исполнительскую деятельность; появление возможности внести в игру собственные импровизации; получение пациентом положительного подкрепления по окончании действия. Отмечают также, что П. способствует преодолению защитных позиций пациентов, усиливает эмоциональную вовлеченность, помогает изучению собственных проблем, достижению катарсиса и инсайта.
Классическая процедура П. предполагает наличие следующих элементов: 1. Протагонист - пациент - субъект П., главный исполнитель, представляющий свои проблемы. 2. Терапевт (режиссер, фасилитатор) - тот, кто помогает пациенту исследовать свои проблемы. Функции терапевта заключаются в организации психодраматического действия, пространства, создании атмосферы доверия, стимулировании участников к спонтанности, подготовке протагониста и всей группы к ролевой игре ("разогрев"), выявлении проблем и переживаний пациента, комментировании, включении вспомогательных персонажей, организации обсуждения, эмоционального обмена, анализа интерпретации происходящего. 3. Помощники терапевта - котерапевт и пациенты, исполняющие вспомогательные роли и усиливающие функции терапевта. Эта категория обозначается так же, как "вспомогательные "Я"". "Вспомогательные "Я"" могут олицетворять значимых для протагониста людей или части его собственного "Я". Выделяют несколько основных функций "вспомогательных "Я"": сыграть роль, которая необходима протагонисту для реализации замысла; помочь понять, как протагонист воспринимает взаимоотношения с другими персонажами действия; сделать видимыми неосознаваемые протагонистом отношения; направлять протагониста в решении проблем и конфликтов; помочь протагонисту перейти от драматического действия к реальной жизни. 4. Зрители - остальные члены группы, не принимающие непосредственного участия в психодраматическом действии, но обсуждающие ситуацию после ее завершения не только относительно протагониста и участников психодрамы, но и применительно к самим себе. 5. Сцена - место, где разворачивается психодраматическое действие, жизненное пространство.
Процесс П. включает три основные фазы: инициальную, или подготовительную ("разогрев"); собственно драматическое действие; обсуждение (предоставление обратной связи и эмоциональный обмен). В инициальной фазе происходит выбор протагониста, получение диагностического материала, предварительное обсуждение проблемы и самой ситуации с протагонистом, подготовка протагониста и других участников, организация пространства для психодраматического действия. Обычно в инициальной фазе проводится разминка, задачи которой в стимулировании спонтанности участников, ослаблении страха, тревоги и беспокойства, снятии защиты, создании соответствующей эмоциональной атмосферы. Для этого используются различные вспомогательные приемы: дискуссия, "живые скульптуры", импровизации, разыгрывание сказок или фантастических ситуаций и пр. Вторая фаза - разыгрывание ролевой ситуации, или психодраматическое действие. В ходе ее пациент может достичь катарсиса и осознать свои истинные чувства, отношения, установки, проблемы и конфликты. Облегчить эти процессы помогает целый ряд приемов: "зеркало", "двойники", "другие Я", монолог, диалог, построение будущего, проба реальности и др. Третья фаза - фаза обсуждения, или интеграции, - является завершающей. По сути дела, эта фаза состоит в предоставлении протагонисту обратной связи двух видов - ролевой и идентификационной. Первая - обратная связь "из роли". Здесь протагонист получает информацию о том, что чувствовали его непосредственные партнеры, о чем они думали, что им хотелось сделать или сказать протагонисту и пр. во время разыгрывания психодраматической ситуации. Таким образом, протагонист имеет возможность посмотреть на себя глазами партнера. Например, женщина, которая была протагонистом, разыгрывала ситуацию разговора с сыном, которого она убеждала в том, что ему пора быть взрослым и самостоятельным. При этом ее высказывания и поведение, сама ситуация разговора, вся обстановка свидетельствовали, что ее истинным желанием было не отпускать от себя сына ни на шаг. Участник группы, исполнявший роль сына, в процессе ролевой обратной связи сказал ей, что все ее поведение, то, что и как она говорила, вызвало противоположный эффект, создавало для него такие комфортные условия, что ему ничего не хотелось менять в своей жизни и, напротив, возникало желание оставаться маленьким мальчиком. Таким образом, ролевая обратная связь позволила протагонистке увидеть собственные противоречивые потребности, желания и чувства. Идентификационная обратная связь основана на возможной идентификации с протагонистом или его партнерами зрителей, т. е. тех членов группы, которые не принимали непосредственного участия в разыгрывании психодраматической ситуации. Здесь члены группы, наблюдавшие за ролевой игрой, говорят о том, что чувствовали они, какие переживания, мысли, воспоминания, ассоциации возникали у них. Так, в приведенном выше примере один из участников группы рассказал о том, как он воспринимал повышенную опеку матери, какие чувства это вызывало у него и каким образом он смог преодолеть собственную зависимость от родителей. Другая участница группы говорила о том, как ей трудно было пережить взросление дочери и что помогло ей справиться с этой собственной проблемой. Таким образом, идентификационная обратная связь, во-первых, предполагает более активное вовлечение всех участников группы в работу над собственными проблемами, во-вторых, предоставляет протагонисту поддержку и позволяет ему почувствовать, что его проблемы и переживания не чужды другим людям, а также может помочь ему увидеть иные возможности преодоления и разрешения существующих проблем и конфликтов. Иногда третья завершающая фаза психодрамы может содержать и собственно анализ и интерпретацию психодраматического действия. Однако при наличии качественной ролевой и идентификационной обратной связи это становится излишним.
Метод П., ее различные приемы и процедуры используются не только в рамках психоанализа и генетически связанных с ним концепций, так как интерпретация материала, а также цели отдельных процедур и ролевой игры могут соединяться с различными теоретическими ориентациями. В частности, психодраматические процедуры довольно широко применяются при проведении гуманистически-ориентированной психотерапии, гештальт-терапии, тренинговых методов.
Существует опыт использования различных вариантов П., отличающихся от классической процедуры, при работе одной психотерапевтической группы, при этом в каждом конкретном периоде групповой психотерапии П. выполняет различные функции. Одним из таких примеров является опыт работы клиники неврозов Института психиатрии и неврологии в Варшаве. В начале работы группы, уже на первом занятии, пациентам предлагается разыграть ролевую ситуацию на тему "Разговор со значимым для меня человеком". П. выполняет в основном диагностическую функцию: группа получает первую информацию о сфере и характере трудностей пациента, о способе их переживания. Сам пациент имеет возможность познакомиться с методом, часто применяемым в дальнейшем, и получает от группы первую обратную связь об особенностях своего поведения, отмеченных коммуникативных трудностях. В дальнейшем по мере развития группы П. начинает решать более глубинные задачи и приближается к своему классическому варианту, предполагающему исследование проблемы, достижение инсайта и катарсиса. На последнем этапе работы П. носит скорее тренинговый характер и имеет своей целью помочь войти в реальные жизненные роли и ситуации.
Наиболее успешно П. может использоваться в комплексе с другими методами групповой психотерапии (в частности, с групповой дискуссией и психогимнастикой), так как препятствует излишней рационализации, интеллектуализации, помогает пациенту выразить трудновербализуемые эмоции и способствует достижению осознания.
П. как составная часть групповой психотерапии широко используется при лечении больных с нервно-психическими расстройствами и психосоматическими заболеваниями, в том числе в психотерапии детей и подростков, а также в семейной психотерапии.

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2000

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
402.45 кб

Психодрама и гештальт как средства развития личностной идентичности студентов вузов

Дмитриева Наталья Витальевна, Межерицкая Лариса Даниловна
Проанализирован феномен идентичности в контексте получения профессионального образования. Показана роль тренингов с использованием приемов гештальт-терапии и психодрамы в развитии личностной идентичности студентов.
Читать PDF
422.04 кб

Психодрама как метод психотерапии в реабилитации наркозависимых

Миназов Ринат Данисович
В статье на основе анализа 71 источника подробно описаны возможности применения психодрамы как психотерапевтического метода в реабилитации наркозависимых.
Читать PDF
331.89 кб

Психодраматическая модель творчества по Морено

Гройсман Алексей Львович, Горбатюк Г.О.Сотрудник
Рассматривается психодраматическая модель творчества по Дж. JI. Морено. Описываются проблемы спонтанности и креативности как характеристик творчества.
Читать PDF
420.92 кб

Реализация психодраматического подхода как средство развития спонтанности

Орехова Нина Владимировна
Статья посвящена проблеме реализации психодраматического подхода в образовательном процессе вуза. Данный подход автором рассматривается как средство развития спонтанности студента.
Читать PDF
1.95 мб

Эмпирический вклад в проверку эффективности психодраматической групповой психотерапии для пациентов,

Гессманн Ханс-вернер
В статье излагается эмпирическое доказательство эффекта от лечения в результате участия в группе психодрама-терапии.
Читать PDF
221.93 кб

Исследование потребностей людей лучшего возраста (Best Ager] методами психодрамы

Нойндорфер Лиза
Lisa Neundorfer in her article "Against Aging Taboo. Studying the Preferences of Best Agers with Psychodrama" argues that elderly target groups are a special challenge not only for marketing but also for market research.
Читать PDF
207.28 кб

Интеграция психодрамы с другими подходами в работе с пациентами, страдающими психосоматическими расс

Кулаков С. А., Миназов Р. Д.
В статье на основе множества литературных источников и собственного опыта рассматривается интеграция психодрамы с другими психотерапевтическими подходами.
Читать PDF
234.99 кб

Творческое самоопределение студентов в условиях курса «Основы психодрамы»

Зелеева В. П.
В статье представлен качественный анализ субъективной оценки эффективности учебных занятий со студентами в курсе «Основы психодрамы».
Читать PDF
77.68 кб

Особенности применения метода когнитивной психодрамы для людей пожилого возраста с мягким когнитивны

Савилов В.Б., Ефремова Д.Н., Дмитриев А.Л.
В статье представлено обоснование термина «когнитивная психодрама», рассматриваются особенности применения метода когнитивной психодрамы как производной традиционного метода психодрамы для пациентов с мягким когнитивным снижением.
Читать PDF
188.20 кб

Активное поколение: психологическая помощь пожилым людям методом психодрамы

Ефремова Диляра Набиулловна
В статье рассмотрен опыт практической работы клинического психолога по реабилитации людей пожилого возраста с мягкими когнитивными расстройствами (мягким когнитивным снижением).
Читать PDF
433.88 кб

Возможности психодрамы в коррекции межличностных отношений детей в условиях реабилитационного центра

Шельшакова Наталья Николаевна
Статья посвящена изучению возможностей использования техник психодрамы в процессе коррекции межличностных отношений детей из семей социального риска в условиях реабилитационного центра.
Читать PDF
339.69 кб

Использование элементов метода психодрамы в построении продуктивного процесса иноязычного обучения

Процуто М. В.
В статье внимание уделяется основным положениям Морено относительно театра, ролевой игры при изучении феномена психодрамы.
Читать PDF
138.14 кб

Метод психодрамы в процессе иноязычного обучения

Колотов Виктор Яковлевич, Процуто Марина Владимировна
Рассматриваются основные положения метода психодрамы в рамках учебного театра как комплексного средства продуктивного обучения иностранным языкам в высших учебных заведениях.

Похожие термины:

  • ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОДРАМА

    одна из форм психотерапии, использующая возможности игры, способствующей преодолению стереотипных и повторяющихся образов, ситуаций и реакций при работе с пациентом.    Теоретически разработан
  • ГРУППЫ ПСИХОДРАМЫ

    специальные психотерапевтические (психокоррекционные) группы (см. Психокоррекция, Психотерапия), создаваемые и используемые в психодраме.
  • МОРЕНО МЕТОД ПСИХОДРАМЫ

    Moreno, 1921) - метод групповой психотерапии, основан на аффективном отреагировании психотравмирующей ситуации (катарсисе). Пациенты принимают участие в разыгривании драматических эпизодов или сценич