Психодиагностика компьютерная
Психодиагностика компьютерная
направление психодиагностических исследований, связаннее с использованием средств вычислительной техники при проведении обследования ига анализе его результатов.
Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006
ПСИХОДИАГНОСТИКА КОМПЬЮТЕРНАЯ
направление психодиагностических исследований, связанное с использованием средств вычислительной техники при проведении обследовании или анализе его результатов.
Конкретные методики П. к. в большинстве случаев представляют собой тесты аппаратурные. Часто с помощью компьютерных устройств моделируются различные сложные виды деятельности, напр. деятельность оператора транспортного средства, диспетчера и т.
д. Преимущество применения компьютера для формирования таких моделей заключается в реализации возможности оперативного взаимодействия с испытуемым (варьирование темпа работы, создание помех, изменение степени сложности предлагаемых для решения
задач и др.). Благодаря качественно иному но сравнению с традиционными аппаратурными тестами уровню обеспечения реализуется возможность приближения моделей диагностируемой деятельности к деятельности реальной по уровню сложности и динамичности
изменения ситуаций. Это качество особенно важно для методик психодиагностики профессиональной, тестов, ориентированных на критерий.
Другим направлением использования современных средств обработки информации в психодиагностике является разработка и применение специализированных систем автоматизированной обработки данных психодиагностических исследований. При этом основное внимание
уделяется не столько задачам быстрого и комплексного подсчета показателей, сколько созданию банков данных по отдельным методикам и образцов интерпретации. В качестве примера таких разработок можно привести программы анализа данных Миннесотского
многоаспектного личностного опросника, Роршаха теста.
Применение компьютерных методик позволяет преодолеть некоторые существенные недостатки тестов групповых за счет введения обратной связи с каждым испытуемым, реализации в психодиагностической компьютерной системе возможностей учета не только результата,
но и способа решения отдельных заданий испытуемыми, дополнения инструкции и проверки правильности понимания задания в случае возникновения затруднений при решении задач и т. д.
Конкретные методики П. к. в большинстве случаев представляют собой тесты аппаратурные. Часто с помощью компьютерных устройств моделируются различные сложные виды деятельности, напр. деятельность оператора транспортного средства, диспетчера и т.
д. Преимущество применения компьютера для формирования таких моделей заключается в реализации возможности оперативного взаимодействия с испытуемым (варьирование темпа работы, создание помех, изменение степени сложности предлагаемых для решения
задач и др.). Благодаря качественно иному но сравнению с традиционными аппаратурными тестами уровню обеспечения реализуется возможность приближения моделей диагностируемой деятельности к деятельности реальной по уровню сложности и динамичности
изменения ситуаций. Это качество особенно важно для методик психодиагностики профессиональной, тестов, ориентированных на критерий.
Другим направлением использования современных средств обработки информации в психодиагностике является разработка и применение специализированных систем автоматизированной обработки данных психодиагностических исследований. При этом основное внимание
уделяется не столько задачам быстрого и комплексного подсчета показателей, сколько созданию банков данных по отдельным методикам и образцов интерпретации. В качестве примера таких разработок можно привести программы анализа данных Миннесотского
многоаспектного личностного опросника, Роршаха теста.
Применение компьютерных методик позволяет преодолеть некоторые существенные недостатки тестов групповых за счет введения обратной связи с каждым испытуемым, реализации в психодиагностической компьютерной системе возможностей учета не только результата,
но и способа решения отдельных заданий испытуемыми, дополнения инструкции и проверки правильности понимания задания в случае возникновения затруднений при решении задач и т. д.
Источник: Словарь-справочник по психологической диагностике 1989 г.