ПСИХОДИАГНОСТИКА ИНТЕЛЛЕКТА

Найдено 1 определение:

ПСИХОДИАГНОСТИКА ИНТЕЛЛЕКТА

совокупность приемов и методик, направленных на изучение, получение данных и количественное измерение уровня интеллектуального развития человека. П. и. осуществляется обычно с помощью специальных тестов интеллекта (тестов общих способностей). При этом под интеллектом как объектом измерения подразумеваются прежде всего те проявления индивидуальности, которые имеют прежде всего отношение к познавательным свойствам и особенностям личности (см. Интеллект). Поэтому при П. и. основные тестовые задания направлены на оценку особенностей мышления, памяти, пространственной визуализации, математических и психомоторных способностей и др. Практическое значение П. и. обусловлено по крайней мере двумя факторами: 1) необходимостью охватить «измерением и числом операции ума» (Ф. Гальтон); 2) признанием того факта, что для многих видов профессиональной деятельности (трудовой, спортивной, военной и др.) уровень интеллекта является важнейшей предпосылкой ее успешного выполнения. Тесты интеллекта разделяются на две группы: 1) монометрические (шкала Стенфорд—Бине, тест Р. Кэттела, Прогрессивные матрицы Равена и др.); 2) тестовые батареи, диагностирующие как общий интеллект, так и специальные интеллектуальные факторы (тест Д. Векслера, тест Р. Амтхауэра и др.). По критерию оценки результатов тестирования тесты интеллекта различаются на такие, в которых оценка производится с учетом сложности задания, а время выполнения играет менее значимую роль, и такие, в которых тестовый материал более однороден, но результат диагностики в большей мере зависит от скоростных качеств испытуемого. Примером последних являются тесты общих и специальных способностей Г. Айзенка, Краткий отборочный тест (КОТ) В. Н. Бузина и др. Уровень интеллекта, измеряемый с помощью тестов, существенно зависит от социальных, культурных, экономических и др. условий. Поэтому «тестовый» интеллект существенно зависит об уровня образования, возможностей приобщения испытуемого к культуре, его экономического положения. Тесты интеллекта создавались и создаются во вполне определенных социокультурных условиях, в них всегда учитываются социальные нормы и ценности, стандарты поведения и мышления, присущие данной культуре. Поэтому представляет определенный интерес разработка и применение тестов, предназначенных для измерения уровня интеллектуального развития независимо от факторов окружающей среды (культуры, образования, национальных особенностей и др.). Примером является культурно свободный тест интеллекта (CFIT), предложенный Р. Кэттелом в 1958 г. Тест сконструирован на основе перцептивных заданий, в которых интеллект проявляется через восприятие. По мнению автора данные, полученные с помощью этого теста в различных культурных группах, вполне сопоставимы между собой. Однако это мнение в ряде случаев вызывает вполне обоснованную критику (Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов). П. и. осуществляется с помощью тестовых баллов, коэффициента интеллекта (IQ), профиля интеллекта, качественной характеристики индивидуального интеллекта. В последнем случае принимается во внимание не только количество решенных заданий и время выполнения, но и характер ошибок, реакция испытуемого на тест, способы решения, эмоциональность испытуемого и пр. Важным является также выявление тех заданий, которые испытуемый решил наиболее легко, и в которых он испытывал наибольшие затруднения (см. также Интеллект, Коэффициент интеллекта).

Оцените определение:

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Психодиагностика интеллекта: иллюзии и реальность

Бурлачук Леонид Фокич
The article examines the state of the art of intelligence testing in Russia and the Ukraine. It is underlined that intelligence tests measure psychometric (test) intelligence, which is different from psychological diagnosis. The author surveys recent studies of the prognostic validity of intelligence tests, and he discusses the ethics of testing procedure and teaching it to students. In conclusion, the author suggests that, to use tests efficiently and adequately, psychologists need to create a test infrastructure; this would be an important step towards progress in psychodiagnostics.
Скачать PDF

Психодиагностика интеллекта: выявление и подавление способностей, выявление и подавление способных

Поддьяков Александр Николаевич
The author argues that intelligence and creativity tests have a double impact: they reveal some individual abilities while inhibiting others. He then classifies tests according to which particular individual ability they either reveal or inhibit. He suggests that the test content depends on its creator's individuality, character and personal philosophy. He discusses some aspects of social and cognitive interaction between the author of the test and the tested subject, as well as possible sources of unbalanced test entries. In conclusion, the author argues that, although people will never be quite ready to diagnose their intellectual and creative potential, they should be aware of the danger of «suppressing the able» as a result of promoting and/or criticising testing.
Скачать PDF

Психодиагностика интеллекта в рамках профессионального психологического отбора в правоохранительных

С.Н.Боков
Скачать PDF

Интеллектуальный анализ данных психодиагностики школьников предподросткового возраста

Славутская Елена Владимировна, Абруков Виктор Сергеевич, Славутский Леонид Анатольевич
Для анализа данных психодиагностики используется аппарат искусственных нейронных сетей (ИНС). Анализируются взаимосвязи между личностными психологическими качествами школьников в возрасте 10-11 лет и их коэффициентом интеллекта (IQ). Показано, что вычислительные модели, построенные при помощи ИНС, позволяют оценить нелинейные зависимости между значениями психологических показателей, которые не удается получить традиционными статистическими методами обработки данных психологического тестирования.
Скачать PDF

Знание основ психодиагностики — условие эффективности применения тестов интеллекта

Акимова Маргарита Константиновна
The author argues that tests should be used only by professionals knowledgeable in the theory and methodology of psychodiagnostics, familiar with the range of various techniques, and experienced in interpreting test results and applying them to practice. By contrast, a non-professional interpretation of test results raises unjustified expectations and doubts in the usefulness of testing. The author examines whether intelligence tests measure general intelligence or some particular aspects of cognition. She discusses some practical tasks for which intelligence tests can be useful.
Скачать PDF

Использование шкалы интеллекта Векслера в школьной психодиагностике

Каргин М.И.
Скачать PDF

Психодиагностический набор для исследования интеллектуальной недостаточности у детей младшего школьн

Чупров Л.Ф.
В пособии рассмотрены теоретические вопросы психологической диагностики особенностей интеллектуального развития, описана батарея из трех взаимосвязанных психодиагностических методик (совмещения форм по В. М. Когану, исследования наглядно-образного мышления по Т. В. Розановой, вербального развития по Л. И. Переслени, Е. М. Мастюковой, Л. Ф. Чупрову), представлен диагностический инструментарий и результаты его апробации. Пособие предназначено для использования в практической работе психологов.
Скачать PDF

Психологические особенности лиц различных когнитивных стилей интеллектуальной деятельности, определя

Вьюшкова С. С.
В статье показано, что существует устойчивая связь когнитивных стилей интеллектуальной деятельности с личностными особенностями и профессионально-важными качествами индивида, определяющая успешность профессионального обучения и дальнейшей деятельности. Изучение личностных особенностей основных когнитивных стилей поможет более точно относить кандидатов к тем или иным категориям профессиональной пригодности. Это может повысить надежность процедур профессионального психологического отбора будущих студентов к профессиональной деятельности.
Скачать PDF

Типичные психические состояния и их особенности у учащихся с явной и скрытой формами интеллектуально

Дубровина Светлана Валериевна
На основе концепции А. О. Прохорова рассматриваются результаты изучения особенностей типичных психических состояний у одаренных учащихся. Констатируются различия в переживаниях неравновесных психических состояний у учащихся с явной и скрытой формой интеллектуальной одаренности и обычных детей.
Скачать PDF

Взаимосвязь эмоционального интеллекта и гендерной идентичности личности

Степанов Игорь Сергеевич
В статье рассматривается эмоциональный интеллект как сложный личностный конструкт, изучены взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и лидерством. Рассмотрены различные подходы к исследованию эмоционального интеллекта. Приведены эмпирические исследования взаимосвязи гендерной идентичности и эмоционального интеллекта на примере руководителей. Emotional intelligence is reviewed in the article as a complex personal construction. Correlations between emotional intelligence and leadership are examined. Different approaches to research of emotional intelligence are reviewed. Empirical researches of correlation between emotional intelligence and gender identity are illustrated by the example of executives.
Скачать PDF

Экспериментальная эстетика как предтеча становления искусственного интеллекта в теории композиции

Шаповал А.В.
В статье рассматривается спектр проблем, связанных с количественной оценкой результатов эстетического восприятия, раскрывается непосредственная взаимосвязь научно-теоретической базы, разработанной в рамках Нижегородской философской школы и современных отечественных исследований в экспериментальной эстетике. The article deals with the topical problems of quantitative appraisement of results of aesthetic perception, reveals the direct mutual connection between the scientifictheoretical basis developed by the philosophical school of Nizhny Novgorod and modern domestic researches in experimental aesthetics.
Скачать PDF

Физиологические и психологические аспекты формирования интеллектуальных умений личности

Денисенкова М. В.
В статье подчеркивается необходимость формирования интеллектуальных умений с учетом физиологических и психологических аспектов мышления, обосновывается взаимосвязь и взаимозависимость мышления, умственных способностей и интеллектуальных умений.The article points out the necessity of forming intelligent skills with taking into consideration physiological and psychological aspects of cognition. It argues for the interconnection and interdependence of cognition, intellectual gifts and skills.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!