ПСИХОДИАГНОСТИКА: ЭТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

Найдено 1 определение:

ПСИХОДИАГНОСТИКА: ЭТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

практическая психодиагностика - весьма сложная и ответственная область деятельности. Она требует соответственного образования, мастерства и может серьезно затрагивать судьбы людей, когда на ее базе ставится медицинский или судебно-психологический диагноз, производится конкурсный отбор или прием на работу. Поэтому к диагносту предъявляется ряд социально-этических требований - принципов психодиагностики.

1. Принцип соблюдения тайны - предполагает неразглашение результатов диагностики без персонального согласия клиента. Особенно это касается совершеннолетних клиентов. В случае несовершеннолетних для разглашения результатов Требуется согласие родителей или заменяющих их лиц. Исключение могут составлять случаи, когда диагностика проводится в научных целях как часть исследования экспериментального, но и здесь не следует указывать в публикациях точные имена испытуемых.

2. Принцип обоснованности научной - требует от психодиагностической методики, чтобы она была как минимум валидной и надежной (-> валидность; надежность), то есть давала результаты, заслуживающие доверия.

3. Принцип ненанесения ущерба - предполагает, что результаты диагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред клиенту. Если диагностика проводится для конкурсного отбора при приеме на работу, этот принцип применяется совместно с принципом открытости результатов диагностики для обследуемого, требующим информации о том, что и как у него будет тестироваться, каковы результаты обследования, кем и как они будут использоваться при решении его судьбы.

4. Принцип объективности выводов - требует, чтобы все выводы из результатов тестирования были научно обоснованными, то есть вытекали из результатов тестирования, полученных применением надежных методик, а не зависели от субъективных установок лиц, проводящих тестирование или пользующихся его данными.

5. Принцип эффективности рекомендаций - предполагает, что эти рекомендации должны быть полезными для клиента. Запрещается предлагать результаты, бесполезные практически или могущие привести к нежелательным или непредсказуемым последствиям.

Независимо от того, кто занимается психодиагностикой, - профессионал или любитель-"самообразованец", при ее проведении обязательно соблюдение следующих морально-этических норм:

1) человека нельзя подвергать обследованию вопреки его воле - исключая особые случаи из судебной и медицинской практики, оговоренные законом;

2) перед проведением тестирования клиента нужно предупредить о том, что в ходе исследования он может невольно выдать о себе и своих чувствах такую информацию, которую сам не осознает;

3) любой человек, помимо случаев, оговоренных законом, имеет право знать результаты своего тестирования или диагностики, а также то, кем и как они могут использоваться;

4) результаты тестирования предоставляются клиенту в форме, доступной для верного понимания;

5) при тестировании несовершеннолетних детей их родители или заменяющие лица имеют право знать результаты тестирования;

6) если тестирование проводится с целью определения уровня развития клиента, или же в конкурсном отборе или при трудоустройстве, то клиент имеет право знать не только цели тестирования, но и кем и на основе чего будут делаться о нем выводы по итогам тестирования;

7) главная ответственность за надлежащее практическое применение тестов лежит на психологах и на лицах и организациях, пользующихся ими.

В ряде стран с достаточно стабильной общественно-экономической системой существуют государственные, оформленные юридически ограничения на распространение и применение тестов. Они содержат следующие, как правило, обязательные нормы:

1) большинство тестов, назначенных для отбора профессионального и экспертизы, запрещено для открытой публикации в средствах массовой информации - для предотвращения их применения малоквалифицированными людьми и их искажений в практическом применении, связанных с предварительным знакомством с ними;

2) психологи, применяющие тесты и занимающиеся тестированием, должны иметь диплом о высшем психологическом образовании или ученую степень не ниже кандидата психологических наук (то есть соответственной ей), а иные лица, причастные к этой практике, должны иметь лицензию на право заниматься подобной деятельностью.

Оцените определение:

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Профессиональная этика как образовательная задача

Кузнецова Елена Викторовна
Скачать PDF

Психодиагностика в прогнозировании успешности профессиональной деятельности психолога ОВД

Петров Вячеслав Евгеньевич, Левашова Татьяна Николаевна
Рассмотрен методический аспект психодиагностического прогнозирования успешности профессиональной деятельности психологов ОВД. Разработаны технология и критерии подбора ведомственных психологов с учетом степени выраженности некоторых индивидуально-психологических особенностей.
Скачать PDF

Опыт разработки психодиагностической методики «Профессиональная востребованность личности»

Ясько Белла Аслановна, Харитонова Евгения Владимировна
Представлен опыт разработки методики психодиагностики профессиональной востребованности личности. Обоснована целесообразность применения в исследовательской и практико-ориентированной работе психолога. Приведены результаты психометрической проверки методики.
Скачать PDF

Психометрические характеристики психодиагностического комплекса «Военно-профессиональная направленно

Загорюев Анатолий Леонидович
Представлены результаты определения психометрических характеристик психодиагностического комплекса «Военно-профессиональная направленность», состоящего из опросника мотивационных факторов и методики диагностики когнитивной составляющей направленности. Приведены данные о конструктной, содержательной, внутренней, конвергентной и критериальной валидности диагностического комплекса, описаны показатели надёжностиустойчивости и внутренней согласованности опросника.
Скачать PDF

Психодиагностические критерии прогноза нарушений психической адаптации и профессиональной надежности

Беребин Михаил Алексеевич, Кочкина Юлия Владимировна
Проведён анализ современного состояния проблемы прогнозирования нарушений психической адаптации и профессиональной надёжности с учетом её особенностей для сотрудников правоохранительной системы. Представлена система оценки и прогноза нарушения психической адаптации и профессиональной надежности в терминах результатов психодиагностических методик и экспертных критериев оценки профессиональной надёжности. Разработана клинико-психологическая модель прогноза психической адаптации и надежности сотрудников органов внутренних дел.
Скачать PDF

Психодиагностика профессионально важных качеств оперативных cотрудников полиции для общения с гражда

Човдырова Гульшат Сулейменовна
Статья посвящена психодиагностике коммуникативных способностей сотрудников полиции в соответствии с требованиями профессии. При общении с гражданами необходимо получить от них скрываемую информацию в целях расследования и раскрытия преступлений.
Скачать PDF

Психодиагностика профессионально важных качеств студентов сервисных специальностей

Глазков Сергей Владимирович
Скачать PDF

О втором томе Ежегодника профессиональных рецензий и обзоров психодиагностических методик

Батурин Николай Алексеевич, Юсупова Юлия Леонидовна
Скачать PDF

Психодиагностика интеллекта в рамках профессионального психологического отбора в правоохранительных

С.Н.Боков
Скачать PDF

Профессионально важные компоненты деятельности человека и подходы к их психодиагностике

Беспалов Борис Иванович
В статье рассмотрены отношения между понятиями «competence», «компетенция», «компетентность» и «профессионально важное качество человека». Показано, что в русском языке появилось два новых омонима, т.е. два разных по значению слова с одинаковой звуковой оболочкой «компетенция» и ‘компетенция’. Второе из них является своего рода «лингвистическим кентавром», оболочка которого заимствована у русского слова «компетенция», а значение у английского слова «competence». Появление в русском языке нового слова ‘компетенция’ в значительной степени затрудняет разработку теоретических представлений о возможных предметах практической психодиагностики. Для преодоления этих трудностей введено более общее понятие «профессионально важный компонент деятельности человека», под которым понимается любой ее компонент, который необходим или полезен для быстрого профессионального обучения, а также для эффективного осуществления профессиональной деятельности. К таким компонентам деятельности человека относятся не только его «competence», но и профессионально важные качества. В статье также рассмотрены некоторые методы диагностики этих компонентов. На примере разработки понятия «психологический ресурс профессиональной деятельности человека» проиллюстрированы некоторые общенаучные правила конструктивного построения психологических понятий, в содержание которых должны входить эмпирически оцениваемые признаки диагностируемых предметов.
Скачать PDF

Психодиагностические модели, измеряющие параметры эффективного взаимодействия профессиональных малых

Бережнова Наталья Дмитриевна
В статье рассмотрены назначение, актуальность и механизмы составления психодиагностических моделей в закрытых системах, насыщенных особыми ситуациями, а также аргументация и предложения по работе с выявленными параметрами как стартовыми значениями для психокоррекционной и психотерапевтической работы.
Скачать PDF

Психодиагностические технологии в психологическом сопровождении профессионально-личностного развития

Тюнис Л.Ю.
В статье рассматривается проблема совершенствования методического инструментария психологического сопровождения управленческих кадров полиции, а именно психодиагностические технологии в сопровождении и оценке профессионально-личностного развития руководителей органов внутренних дел. Статья адресована ведомственным психологам, сотрудникам и руководителям органов внутренних дел.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!