ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
деятельность психолога, конечным результатом которой является диагноз психологический.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

Психодиагностическое обследование
деятельность психолога, конечным результатом которой является психологический диагноз. Выделяют три основных этапа П.о.: сбор данных в соответствии с задачей исследования; переработка и интерпретация полученных результатов; вынесение диагностического решения (диагноз или прогноз).

Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006

Психодиагностическое обследование
деятельность психолога, конечным результатом которой является диагноз психологический. Выделяются три основных этапа П. о.: сбор данных в соответствие с задачей исследования; переработка и интерпретация полученных данных; вынесение решения (диагноз или прогноз). Сбору данных с помощью психодиагностических методик (тестов) должен предшествовать период ознакомления с некоторым комплексом объективной и субъективной информации об обследуемом (напр., история болезни, заключения других специалистов и т. д.). С этой целью могут быть использованы и опросники-анкеты. Авторы всех известных тестов обращают особое внимание на предварительное изучение обследуемого. Этим создается основной фон П. о., намечаются элементы рабочей картины личности, необходимые для диагноза и прогноза. Поскольку П. о. всегда образует систему взаимодействия "экспериментатор — обследуемый", необходимо учитывать влияние различных переменных, включенных в эту систему (ситуационные переменные, к которым в первую очередь относятся психодиагностические ситуации, переменные цели обследования и задания, переменные исследователя и обследуемого). При выборе психодиагностических методик следует руководствоваться сведениями об их надежности и валидности по отношению к диагностической задаче. Этап сбора данных завершается представлением полученных результатов в виде, который задан типом методики (построение "профиля личности", перевод "сырых" оценок в стандартные величины, расчет коэффициента интеллекта и т. д.). В процессе переработки и интерпретации диагностических данных традиционно выделяют два пути: клинический и статистический. Клинический подход ориентирован прежде всего на опыт исследователя, интуицию; его особенностью является доверие к "субъективному суждению" (А. Анастази, 1982). Статистический подход предусматривает учет объективных (количественных) показателей, их статистическую обработку в виде, напр., уравнения регрессии. В зарубежной литературе неоднократно проводилось сравнительное изучение клинических и статистических прогнозов. Во многих исследованиях была продемонстрирована более высокая эффективность статистического прогноза. Однако вопрос об эффективности этих подходов не может быть решен альтернативно. В полноценном П. о. необходимо гармоничное сочетание клинического и статистического подходов, а не их противопоставление. На определенном этапе П. о. нередко возникает необходимость упорядочения диагностических показателей, сведение их в систему. Эта задача многократно усложняется в случае, когда используемые диагностические методики опираются на различные теоретические положения, а полученные результаты выражаются не в общепринятых терминах. Интеграция разнородных данных может осуществляться на эмпирическом и теоретическом уровне. В первом случае разрабатывается какая-либо схема сопоставления результатов отдельных методик без обращения к их теоретическим концепциям. Это может быть, напр., пятибалльная шкала, крайние значения которой характеризуют "высокий" и "низкий" показатели каждой методики. Теоретический уровень обобщения диагностических данных значительно сложнее. Здесь требуется систематизация полученных результатов на основе теории и выражение их в понятиях этой теории. На этапе принятия решения выделяют три уровня диагностических заключений. П. о. завершается разработкой программы действий, которые необходимо осуществить применительно к данному случаю, напр., дополнительные занятия по развитию тех или иных способностей у учащегося, направленное терапевтическое воздействие с учетом личностных особенностей пациента и т. д., для осуществления связи с полученными результатами. Итоги П. о. должны быть представлены в психологических понятиях, доступных неспециалисту. В организации и проведении П. о. обязательно соблюдение этических норм психодиагностики. Психолог, проводящий П. о., должен иметь соответствующий цели и задачам обследования уровень тестовой компетенции.

Источник: Клиническая психология. Словарь

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
445.62 кб

Возможности психодиагностического обследования в клинике внутренних болезней

Елфимов М. А., Елфимова Е. В.
Экспериметально-психологическое обследование способно существенно дополнить клиническую диагностику психических расстройств у пациентов соматического профиля.