представление о том, что употребление психоделических веществ (см.: Психоделики, Галлюциногены) особым образом расширяет и углубляет самопознание человека и познание окружающего мира, пробуждает новые духовные резервы и создает основу для перехода от действительности в новый, «более гармоничный и справедливый мир». Одним из авторов такого подхода к роли психоделических веществ в жизни человека был американский психолог Тимоти Лири (см.), который в начале 1960-х годов испытывал на себе действие ЛСД и опубликовал ряд работ, где фактически призывал к широкому употреблению психоделиков с целью достижения состояния «духовного освобождения».
Лири предложил три ключевых девиза как условие перехода в такое состояние: «отстранись» (drop out), «поверни» (turn on) и «настройся» (tune in). «Отстранись» или «уйди» – это уход от привычных социальных ценностей и целей; «поверни» – поворот к новому состоянию сознания (с помощью внутреннего душевного усилия или с помощью наркотиков), к духовному просветлению как внезапному озарению; а «настройся» – настраивание себя на новое философское отношение к окружающему миру при «наслаждении абсолютным покоем».
В 1964 г. Лири опубликовал книгу «Психоделический опыт» (The psychodelic experience) с детальным описанием основных фаз «психоделического» состояния и изложением техники проведения «психоделической сессии» (имеется в виду процедура приема психоделиков).
Психоделическая философия возникла и стала культивироваться в период протестного молодежного движения в США в 1960-х гг. Это было стихийное движение против «скучных» материальных (потребительских) интересов старшего поколения, против навязывания человеку четко определенных социальных ролей и застарелых условностей общества. «Психоделические состояния» увлекали некоторых молодых людей как альтернатива всему, что они отвергали, причем, как им казалось, легко реализуемая не в далекой перспективе, а сегодня с помощью доступных средств. Именно во второй половине 1960-х гг. среди молодежи США произошел резкий рост употребления наркотиков и появились массы так называемых «хиппи» с культом «естественной», свободной от условностей, жизни, где «нет места насилию и соперничеству». Не случайно хиппи, не представлявшие свою жизнь без наркотиков, относились к Лири как к своему «гуру» («учителю»).
Психоделическая философия одно время находила своих сторонников в самых разных группах людей, начиная с художественной богемы.
Среди приверженцев взглядов, составляющих основу психоделической философии, можно назвать известных писателей того времени: Олдоса Хаксли (автора антиутопии «О, дивный новый мир!»), Кена Кизи (автора книги «Полет над гнездом кукушки»), Карлоса Кастанеду («Учение дона Хуана») и др.
После запрета экспериментов над человеком с помощью ЛСД и отнесения его к контролируемым препаратам психоделическая философия потеряла основную опору и источники развития.
В настоящее время она выглядит, скорее, неудачным экзотическим прецедентом «нового миропонимания», и численность ее сторонников весьма ограничена.