ПСИХОАНАЛИЗ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ

Найдено 4 определения термина ПСИХОАНАЛИЗ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ПСИХОАНАЛИЗ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ

одно из психоаналитически ориентированных философских учений, основанное на комбинации модифицированных идей З. Фрейда и "фундаментальной онтологии" Мартина Хайдеггера; направлено на рассмотрение человека как тотальности, обладающей определенным смыслом.

Для психоанализа экзистенциального характерно понимание сознания как сути человеческого бытия и стремление к осмыслению человеческой реальности через будущее, а не прошлое. Отвергается понимание человека как априорно сексуального существа, критикуются психоаналитические теории бессознательного и аффектов. К числу существенных заслуг Фрейда психоанализ экзистенциальный относит установление и расшифровку скрытой символики человеческого поведения. Ныне психоанализ экзистенциальный - один из важных каналов распространения классических и модифицированных идей психоанализа.

Оцените определение:

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

Экзистенциальный психоанализ

Словообразование. Происходит от лат. existentia - существование и греч. psychе - душа + analysis - разложение, расчленение.

Автор. Ж.П.Сартр.

Категория. Форма психотерапии.

Специфика. Основан на постулате, что для человека особой ценностью является его собственный выбор. Каждый человек имеет выбор, каким им быть. В каждый момент его поведения происходит реализация (утверждение) его экзистенции. Процедура терапии заключается в анализе основных жизненных выборов индивида и согласовании их с реальностью. Происходит объяснение конкретных форм такой реализации.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ

одно из направлений в современной философской и психоаналитической мысли. В рамках этого направления наблюдается переплетение идей, выдвинутых в свое время основателем психоанализа З. Фрейдом и видным представителем экзистенциализма М. Хайдеггером.

   Родоначальником экзистенциального психоанализа был французский философ, драматург и писатель Жан-Поль Сартр (1905–1980). В работах «Очерк теории эмоций» (1939) и «Бытие и ничто» (1943) он критически переосмыслил фрейдовское учение о внутрипсихической деятельности личности и хайдеггеровские представления о бытии человека в мире. На основе соединения ряда идей психоанализа и экзистенциализма Ж.-П. Сартр предложил свое собственное учение, названное им экзистенциальным психоанализом.

   В хайдеггеровской философии Ж.-П. Сартра привлекла попытка выявить онтологические структуры человеческого бытия, понять смысл человеческого существования путем расшифровки скрытых значений этого бытия. В психоанализе З. Фрейда его заинтересовала та ориентация, благодаря которой открывалась возможность проникновения в глубинные слои психики.

   Ж.-П. Сартр разделял психоаналитические идеи, согласно которым поведение человека требует расшифровки, раскрытия смысла поступков, выявления значения любого действия. Заслуга З. Фрейда состояла, по его мнению, в том, что основатель психоанализа обратил внимание на скрытую символику. Он создал специальный метод, позволяющий раскрывать существо этой символики в контексте отношений врач-пациент.

   Согласно Ж.-П. Сартру, З. Фрейд был едва ли не единственным человеком, который не остановился на признании «горизонтального психического детерминизма», то есть исторической обусловленности психических процессов. Основатель психоанализа ввел новое измерение человека – «вертикальный детерминизм», предполагающий проникновение в глубинные структуры личности. Данные фрейдовские идеи Ж.-П. Сартр использовал в своем учении, считая, что психоанализ – это метод, который позволяет выявлять эти структуры.

   Одновременно Ж.-П. Сартр критически отнесся к фрейдовским попыткам психоаналитического объяснения принципов функционирования человеческой психики посредством бессознательных влечений и аффективных проявлений индивида. С одной стороны, он подверг критике «эмпирический» психоанализ З. Фрейда с его сексуальной детерминацией психических процессов. С другой стороны, Ж.-П. Сартр с сомнением отнесся к психоаналитическому толкованию аффектов, основанному на выявлении причинных связей и зависимостей.

   Ж.-П. Сартр исходил из характерной для экзистенциалистов установки против психоаналитического рассмотрения причинной обусловленности психических процессов. Его критический пафос был направлен против объясняющих схем причинного характера, использованных З. Фрейдом наряду с пониманием и толкованием психических феноменов. С точки зрения Ж.-П. Сартра, эти два типа связей несовместимы между собой. Отсюда глубокое противоречие классического психоанализа. Оно состоит в том, что теоретик (ученый) устанавливает жесткие причинные связи между изучаемыми фактами, в то время как практик (врач) достигает успеха благодаря пониманию символической деятельности человека и выявлению смысла симптомов психических расстройств.

   Ж.-П. Сартра не удовлетворяла ориентация классического психоанализа, связанная с рассмотрением настоящего через призму прошлого. В противоположность З. Фрейду он обратился к осмыслению человека не столько через прошлое, сколько с учетом будущего. Важную роль в его учении о человеке играло понятие проекта, включающего в себя установку на будущее, открытость по отношению к возможности развертывания человеческой деятельности в перспективном плане.

   В работе «Бытие и ничто» Ж.-П. Сартр особо подчеркивал различие между «эмпирическим», то есть классическим психоанализом и экзистенциальным психоанализом. Это различие заключается в неприятии последним представлений о бессознательном как исходном пункте осмысления человеческой деятельности. По словам Ж.-П. Сартра, экзистенциальный психоанализ отвергает гипотезу о бессознательном и рассматривает психический акт как сопричастный с сознанием.

   Ж.-П. Сартр стремился совместить экзистенциальный и психоаналитический подходы к изучению человеческого бытия, с тем чтобы создать новый метод, способствующий постижению смысла человеческого существования и раскрытию подлинных отношений между бытием и сознанием. С помощью такого метода он попытался прояснить экзистенциальную (основанную на существовании) природу человека, рассматривая его в контексте свободы, тесно связанной с проектом и выбором, ведущим к открытию человеческой реальности. Этот метод он называл экзистенциальным психоанализом.

   Основной принцип экзистенциального психоанализа состоит в рассмотрении человека как некой целостности, имеющей определенный смысл. Его задачей служит реконструирование жизни индивида с учетом «изначального проекта» и свободного выбора, реально значимых не столько на психологическом уровне, сколько прежде всего и главным образом на уровне онтологических структур. «Его отправной точкой является опыт, его точкой опоры – доонтологическое и фундаментальное понимание, которое человек имеет о человеческой личности».

   Экзистенциальный психоанализ нацелен на выявление свободного выбора. Он есть «метод, предназначенный обнаруживать в строго объективной форме субъективный выбор, посредством которого каждая личность делается личностью, то есть объявляет о себе, чем она является». Он включает в себя не только осмысление сновидений, мифов и неврозов, что имело место в классическом психоанализе, но и исследование возможных мыслей человека, находящегося в бодрственном состоянии. «Экзистенциальный психоанализ отвергает постулат бессознательного; для него психический факт совпадает с сознанием». Исходя из такого понимания, он обращается к изучению сознательной деятельности человека и соответствующих способов его бытия в мире. По словам Ж.-П. Сартра, «этот психоанализ еще не нашел своего Фрейда; можно обнаружить лишь его предчувствие в некоторых отдельных удачных биографиях».

   Ж.-П. Сартр не был одинок в своей теоретической полемике с некоторыми идеями классического психоанализа. С экзистенциальных позиций, хотя и отличных от сартровской, психоаналитическое учение о человеке подверглось переосмыслению со стороны таких исследователей и практикующих психиатров, как Л. Бинсвангер (1881–1966) и М. Босс (1904–1990). И тот и другой являются основателями экзистенциального анализа в психиатрии. Оба были увлечены идеями М. Хайдеггера и предприняли попытку перевести его философию на психиатрическую основу с учетом психоаналитической антропологии.    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу, 2010 г

Экзистенциальный психоанализ

в психопатологии – направление исследований, ориентированное на изучение и коррекцию личности во всей полноте и уникальности ее существования. Основано в 1930-х годах учеником и другом Е.Блейлера, З.Фрейда и К.Юнга швейцарским психиатром О.Л. Бинсвангером. Рассматривается как модификация теории и практики психоанализа в аспекте расширения антропологического горизонта понимания и создания «антропологического психоанализа». Клинико-психопатологическое, клинико-генетическое, параклиническое, психологическое изучение психических расстройств и нозологических форм рассматривается как нечто дополнительное, оно остается при этом где-то на втором плане. Экзистенциальный психоанализ (ЭП) в первую очередь нацелен на исследование подлинного бытия личности, которое обнаруживается при углублении ее в себя в ситуации выбора «жизненного плана» и в экзистенциальной коммуникации. Большое значение придается изучению межличностных отношений. Бинсвангер, трактуя человеческое существование в контексте трех временных измерений (прошлое, настоящее, будущее) полагает, что симптомы невротического расстройства возникают вследствие преобладания одного из трех упомянутых измерений, отчего жизненный горизонт экзистенциального видения ограничивается. Особую роль в возникновении неврозов играют уменьшение или утрата открытости личности будущему. Как практика психотерапии, ЭП представляет собой оказание особого вида квалифицированной помощи больным неврозами и психозами, она состоит в том, чтобы содействовать осознанию ими себя как свободных людей, способных к самоопределению собственного существования. Согласно версии одного из лидеров ЭП – Босса, - целью ЭП является излечение людей посредством преодоления запретов, предвзятых понятий и субъективных интерпретаций, заслоняющих подлинное бытие от человека и препятствующих выбору пациентом соответствующего именно ему способа существования и проявления своей сущности. Фактически ЭП является основанным на психоанализе используемой Сократом психотерапии, который также пытался помочь своим согражданам понять, каковы они в действительности, чего они хотят на самом деле и ради чего они живут.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 12

Психоанализ в дискурсе индийских мыслителей XX в.

Сидорова Е.Г.
Эксплицируя религиозно-философские системы Индии, мыслители проводят сопоставительные экскурсы в область психоанализа. При этом происходит стереотипное обесценивание психоаналитической теории за счет критики отдельных фрагментов вне целостного психоаналитического контекста. В дискурсе манифестируется защитная реакция универсализация духовного опыта индийской культуры и игнорирование иного историко-культурного контекста.
Скачать PDF

Представления о развитии трезвеннической установки аддиктов в психоанализе, гештальти психодинамичес

Канаркевич О.С.
Скачать PDF

Образовательно-педагогический аспект проблемы понимания психоанализа и задачи образовательного проек

Пахомов В. П.
Разработка и реализация программы курса «Основы психоанализа» на факультете психологии рассматривается как сложная образовательно-педагогическая проблема. Психоанализ представляется в первую очередь как культурный текст, а не только как академическая дисциплина. В связи с этим возникает целый ряд вопросов, суть которых сводится к следующему: Чем является психоаналитическое учение для современной российской культуры? Как оно оказалось воспринято массовым и профессиональным сознанием? Какое место отведено учению Фрейда в общепсихологической теории? В статье утверждается, что по отношению к психоанализу в отечественной психологии утвердилась двусмысленная традиция: происходит признание отдельных эмпирических фактов, но отсутствует поиск и разработка концептуальных средств, способных обнаруживать эти факты. Такая ситуация приводит к тому, что на место профессиональной рефлексии психоанализа легко приходят общепринятые в нем мифы. На сегодняшний день, психолого-педагогическое профессионально-образовательное прочтение психоанализа дает, может быть, уникальный шанс действительного его понимания как культурного текста. Далее рассматриваются основные проблемы и задачи, которые требуют решения в этом направлении»
Скачать PDF

Символ в психоаналитическом исследовании Средневековья

Спирова Эльвира Маратовна
Скачать PDF

По направлению к Фрейду: интеллектуальная и культурная предыстория психоанализа

Михель Дмитрий Викторович
В статье обсуждается интеллектуальная и культурная предыстория Фрейдова психоанализа. Анализируются «родословные» центральных проблем психоаналитического знания детской и женской сексуальности, которые выступают производными от более ранних объектов интереса церковных исповедников и экзорцистов «греховной плоти» и «одержимости». Специальное внимание уделяется такому предшественнику психоанализа, как Пьеру Жане, известному в истории мысли как еще один открыватель бессознательного, а также создатель собственной психоаналитической доктрины человеку, с которым Фрейд так и не смог найти общего языка.
Скачать PDF

Психоаналитическое исследование стереотипа милиции

Бондаренко Т.А.
Скачать PDF

Особенности психоаналитического подхода в исследованиях феномена пищи

Сохань Ирина Владимировна
Анализируется специфика психоаналитического подхода к изучению феномена пищи. Пищевой опыт рассматривается психоанализом как опыт первичного взаимодействия человека и мира, в котором закладываются основные коммуникативные паттерны индивида. Cходство пищевого и ментального метаболизма позволяет утверждать, что специфика гастрономических практик и принятый в обществе формат культуры еды оказывают фундаментальное значение на конструирование социальной и культурной идентичности человека.
Скачать PDF

Концепция человека М. Шелера и психоанализ

Барахоев Вячеслав Анатольевич
Скачать PDF

Философская интерпретация конструирования врага в контексте психологических и психоаналитических тео

Щукин Денис Андреевич
Произведена предполагающая обращение к традициям социальной психологии и психоанализа попытка аналитической реконструкции процесса реализации субъективной агрессии, в результате которого враг конструируется в топической системе индивида. Современный человек находится в состоянии постоянного выбора одной из двух альтернатив обеспечить себе стратегическую безопасность, узнав врага, но рискуя при этом столкнуться со всем ужасом встречи с ним, и краткосрочную, тактическую избежать встречи, сохранив великую иллюзию мира как пространства всеобщего благоденствия.
Скачать PDF

К. Ясперс и психоанализ: методологическая критика

Власова Ольга Александровна
В статье анализируется методологическая критика психоанализа, предложенная Карлом Ясперсом. Рассматривается изменение отношения к Фрейду и его теории в творчестве Ясперса от психопатологического периода к философскому. Выделяются основные векторы критики Фрейда: гиперрационализм, мифологизм, подмена понимания причинным объяснением. При этом психоанализ представляется как антипод понимающей психологии
Скачать PDF

Феноменология ошибочных действий: психоаналитический и когнитивный подходы

Агафонов Андрей Юрьевич, Гришакова Екатерина Максимовна, Найдич Елена Александровна
В статье рассмотрены психоаналитический и когнитивный подходы к изучению природы ошибочных действий. Показано, что впервые ошибки как специфический предмет анализа, стали привлекать внимание исследователей в русле психоаналитической традиции. В частности, З.Фрейд расценивал ошибки как эффекты, вызванные латентными, неосознаваемыми детерминантами. Когнитивный подход, при всех его принципиальных отличиях от психоаналитической идеологии, проблему объяснения ошибочных действий решает сходным образом, т.к. опирается на допущение о существовании неосознаваемого когнитивного механизма, ответственного за совершение ошибок. Вместе с тем, когнитивисты ориентированы на поиск когнитивного смысла феномена осознанности. В этой связи, проблема ошибочных действий приобретает совершенно иной смысл.
Скачать PDF

Диссоциированная личность в модусе самостановления (психоаналитический аспект)

Букловский С.Г.
Феномен личностной диссоциации недостаточно изучен в современной психологии. В статье рассматривается сущность феномена диссоциативного расстройства личности с позиций классического психоанализа и постаналитических концепций. Анализируется представленность личностных расстройств в бессознательном и общем психическом аппарате. Осуществляется попытка авторского понимания происхождения феномена и выявление взаимосвязи с бессознательными процессами. Обозначаются актуальные направления исследований.
Скачать PDF

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!