ПСИХОАНАЛИЗ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Экзистенциальный психоанализ
Словообразование. Происходит от лат. existentia - существование и греч. psychе - душа + analysis - разложение, расчленение.
Автор. Ж.П.Сартр.
Категория. Форма психотерапии.
Специфика. Основан на постулате, что для человека особой ценностью является его собственный выбор. Каждый человек имеет выбор, каким им быть. В каждый момент его поведения происходит реализация (утверждение) его экзистенции. Процедура терапии заключается в анализе основных жизненных выборов индивида и согласовании их с реальностью. Происходит объяснение конкретных форм такой реализации.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ПСИХОАНАЛИЗ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ
одно из психоаналитически ориентированных философских учений, основанное на комбинации модифицированных идей З. Фрейда и "фундаментальной онтологии" Мартина Хайдеггера; направлено на рассмотрение человека как тотальности, обладающей определенным смыслом.
Для психоанализа экзистенциального характерно понимание сознания как сути человеческого бытия и стремление к осмыслению человеческой реальности через будущее, а не прошлое. Отвергается понимание человека как априорно сексуального существа, критикуются психоаналитические теории бессознательного и аффектов. К числу существенных заслуг Фрейда психоанализ экзистенциальный относит установление и расшифровку скрытой символики человеческого поведения. Ныне психоанализ экзистенциальный - один из важных каналов распространения классических и модифицированных идей психоанализа.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Экзистенциальный психоанализ
в психопатологии – направление исследований, ориентированное на изучение и коррекцию личности во всей полноте и уникальности ее существования. Основано в 1930-х годах учеником и другом Е.Блейлера, З.Фрейда и К.Юнга швейцарским психиатром О.Л. Бинсвангером. Рассматривается как модификация теории и практики психоанализа в аспекте расширения антропологического горизонта понимания и создания «антропологического психоанализа». Клинико-психопатологическое, клинико-генетическое, параклиническое, психологическое изучение психических расстройств и нозологических форм рассматривается как нечто дополнительное, оно остается при этом где-то на втором плане. Экзистенциальный психоанализ (ЭП) в первую очередь нацелен на исследование подлинного бытия личности, которое обнаруживается при углублении ее в себя в ситуации выбора «жизненного плана» и в экзистенциальной коммуникации. Большое значение придается изучению межличностных отношений. Бинсвангер, трактуя человеческое существование в контексте трех временных измерений (прошлое, настоящее, будущее) полагает, что симптомы невротического расстройства возникают вследствие преобладания одного из трех упомянутых измерений, отчего жизненный горизонт экзистенциального видения ограничивается. Особую роль в возникновении неврозов играют уменьшение или утрата открытости личности будущему. Как практика психотерапии, ЭП представляет собой оказание особого вида квалифицированной помощи больным неврозами и психозами, она состоит в том, чтобы содействовать осознанию ими себя как свободных людей, способных к самоопределению собственного существования. Согласно версии одного из лидеров ЭП – Босса, - целью ЭП является излечение людей посредством преодоления запретов, предвзятых понятий и субъективных интерпретаций, заслоняющих подлинное бытие от человека и препятствующих выбору пациентом соответствующего именно ему способа существования и проявления своей сущности. Фактически ЭП является основанным на психоанализе используемой Сократом психотерапии, который также пытался помочь своим согражданам понять, каковы они в действительности, чего они хотят на самом деле и ради чего они живут.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ
одно из направлений в современной философской и психоаналитической мысли. В рамках этого направления наблюдается переплетение идей, выдвинутых в свое время основателем психоанализа З. Фрейдом и видным представителем экзистенциализма М. Хайдеггером.
   Родоначальником экзистенциального психоанализа был французский философ, драматург и писатель Жан-Поль Сартр (1905–1980). В работах «Очерк теории эмоций» (1939) и «Бытие и ничто» (1943) он критически переосмыслил фрейдовское учение о внутрипсихической деятельности личности и хайдеггеровские представления о бытии человека в мире. На основе соединения ряда идей психоанализа и экзистенциализма Ж.-П. Сартр предложил свое собственное учение, названное им экзистенциальным психоанализом.
   В хайдеггеровской философии Ж.-П. Сартра привлекла попытка выявить онтологические структуры человеческого бытия, понять смысл человеческого существования путем расшифровки скрытых значений этого бытия. В психоанализе З. Фрейда его заинтересовала та ориентация, благодаря которой открывалась возможность проникновения в глубинные слои психики.
   Ж.-П. Сартр разделял психоаналитические идеи, согласно которым поведение человека требует расшифровки, раскрытия смысла поступков, выявления значения любого действия. Заслуга З. Фрейда состояла, по его мнению, в том, что основатель психоанализа обратил внимание на скрытую символику. Он создал специальный метод, позволяющий раскрывать существо этой символики в контексте отношений врач-пациент.
   Согласно Ж.-П. Сартру, З. Фрейд был едва ли не единственным человеком, который не остановился на признании «горизонтального психического детерминизма», то есть исторической обусловленности психических процессов. Основатель психоанализа ввел новое измерение человека – «вертикальный детерминизм», предполагающий проникновение в глубинные структуры личности. Данные фрейдовские идеи Ж.-П. Сартр использовал в своем учении, считая, что психоанализ – это метод, который позволяет выявлять эти структуры.
   Одновременно Ж.-П. Сартр критически отнесся к фрейдовским попыткам психоаналитического объяснения принципов функционирования человеческой психики посредством бессознательных влечений и аффективных проявлений индивида. С одной стороны, он подверг критике «эмпирический» психоанализ З. Фрейда с его сексуальной детерминацией психических процессов. С другой стороны, Ж.-П. Сартр с сомнением отнесся к психоаналитическому толкованию аффектов, основанному на выявлении причинных связей и зависимостей.
   Ж.-П. Сартр исходил из характерной для экзистенциалистов установки против психоаналитического рассмотрения причинной обусловленности психических процессов. Его критический пафос был направлен против объясняющих схем причинного характера, использованных З. Фрейдом наряду с пониманием и толкованием психических феноменов. С точки зрения Ж.-П. Сартра, эти два типа связей несовместимы между собой. Отсюда глубокое противоречие классического психоанализа. Оно состоит в том, что теоретик (ученый) устанавливает жесткие причинные связи между изучаемыми фактами, в то время как практик (врач) достигает успеха благодаря пониманию символической деятельности человека и выявлению смысла симптомов психических расстройств.
   Ж.-П. Сартра не удовлетворяла ориентация классического психоанализа, связанная с рассмотрением настоящего через призму прошлого. В противоположность З. Фрейду он обратился к осмыслению человека не столько через прошлое, сколько с учетом будущего. Важную роль в его учении о человеке играло понятие проекта, включающего в себя установку на будущее, открытость по отношению к возможности развертывания человеческой деятельности в перспективном плане.
   В работе «Бытие и ничто» Ж.-П. Сартр особо подчеркивал различие между «эмпирическим», то есть классическим психоанализом и экзистенциальным психоанализом. Это различие заключается в неприятии последним представлений о бессознательном как исходном пункте осмысления человеческой деятельности. По словам Ж.-П. Сартра, экзистенциальный психоанализ отвергает гипотезу о бессознательном и рассматривает психический акт как сопричастный с сознанием.
   Ж.-П. Сартр стремился совместить экзистенциальный и психоаналитический подходы к изучению человеческого бытия, с тем чтобы создать новый метод, способствующий постижению смысла человеческого существования и раскрытию подлинных отношений между бытием и сознанием. С помощью такого метода он попытался прояснить экзистенциальную (основанную на существовании) природу человека, рассматривая его в контексте свободы, тесно связанной с проектом и выбором, ведущим к открытию человеческой реальности. Этот метод он называл экзистенциальным психоанализом.
   Основной принцип экзистенциального психоанализа состоит в рассмотрении человека как некой целостности, имеющей определенный смысл. Его задачей служит реконструирование жизни индивида с учетом «изначального проекта» и свободного выбора, реально значимых не столько на психологическом уровне, сколько прежде всего и главным образом на уровне онтологических структур. «Его отправной точкой является опыт, его точкой опоры – доонтологическое и фундаментальное понимание, которое человек имеет о человеческой личности».
   Экзистенциальный психоанализ нацелен на выявление свободного выбора. Он есть «метод, предназначенный обнаруживать в строго объективной форме субъективный выбор, посредством которого каждая личность делается личностью, то есть объявляет о себе, чем она является». Он включает в себя не только осмысление сновидений, мифов и неврозов, что имело место в классическом психоанализе, но и исследование возможных мыслей человека, находящегося в бодрственном состоянии. «Экзистенциальный психоанализ отвергает постулат бессознательного; для него психический факт совпадает с сознанием». Исходя из такого понимания, он обращается к изучению сознательной деятельности человека и соответствующих способов его бытия в мире. По словам Ж.-П. Сартра, «этот психоанализ еще не нашел своего Фрейда; можно обнаружить лишь его предчувствие в некоторых отдельных удачных биографиях».
   Ж.-П. Сартр не был одинок в своей теоретической полемике с некоторыми идеями классического психоанализа. С экзистенциальных позиций, хотя и отличных от сартровской, психоаналитическое учение о человеке подверглось переосмыслению со стороны таких исследователей и практикующих психиатров, как Л. Бинсвангер (1881–1966) и М. Босс (1904–1990). И тот и другой являются основателями экзистенциального анализа в психиатрии. Оба были увлечены идеями М. Хайдеггера и предприняли попытку перевести его философию на психиатрическую основу с учетом психоаналитической антропологии.    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
266.48 кб

«Другой» в экзистенциальном психоанализе

Зиновьева А. А.
Анализируется влияние, которое оказало экзистенциальное рассмотрение проблемы Другого на психоанализ. В экзистенциальном психоанализе ключевую роль в развитии и функционировании Я играет Другой.
Читать PDF
504.78 кб

О философских основаниях экзистенциального психоанализа Л. Бинсвангера

Арапова Эльмира Асфаровна
В статье исследуются философские основания экзистенциального психоанализа Л. Бинсвангера.
Читать PDF
122.52 кб

Проблема apriori и гуманитарных наук в экзистенциальном психоанализе Л. Бинсвангера

Горчакова Светлана Александровна
Статья посвящена рассмотрению антропологического проекта Л. Бинсвангера.

Похожие термины:

  • ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ САРТРА

    Жан-Поль Сартр (Sartre J.-P., 1905-1980) родился в Париже. Философские взгляды сложились под влиянием феноменологии Гуссерля (Husserl E.) и экзистенциализма Хайдеггера (Heidegger M.). Сартр оставил обширное литературн