Психоаналитическая теория творчества

Найдено 1 определение
Психоаналитическая теория творчества
(З. Фрейд, К. Юнг) ключевые понятия теории: мотивация, бессознательные процессы творческой деятельности, катарсис, сублимация, коллективное бессознательное, архетип, символ, автономный творческий комплекс, индивидуация.
Центральными проблемами, непосредственно связанными с психологией творчества в концептуальной системе психоанализа, являются мотивация и бессознательные компоненты творческой деятельности. Безусловную эвристическую ценность в концепции З. Фрейда имеет проблема мотивации. З. Фрейд выводит все мотивы поведения человека из двух базисных, антагонистических влечений: Эроса — «влечения к жизни», любви, самосохранению, соединению с другими людьми, созидательные и конструктивные тенденции в человеке и Танатоса — «влечение к смерти», разрушению, самоуничтожению, деструктивные тенденции в человеке. Таким образом, З. Фрейд впервые в истории психологии интуитивно сформулировал две основные тенденции не только творческого процесса, но и закономерностей развития культуры вообще — разрушение и созидание, диссоциацию и ассоциацию, реструктуризацию стереотипных моделей и созидательное конструирование новых. Мотивы творчества, по З. Фрейду, связаны с Эросом и являются производными от сексуальных влечений. В данном случае происходит десексуализация и сублимирование — перенос сексуальной энергии в творческую созидательную деятельность. Сублимация — ключевое понятие в психодинамической теории творчества — рассматривается как главный источник эволюции культуры. Сексуальная энергия направляется на духовные цели — искусство, науку, религию, политику. Помимо этого в продуктах творчества, и прежде всего художественного, воплощаются вытесненные стремления и переживания.
Не менее важным для психологии творчества является положение психоанализа о том, что одним из важнейших источников творчества является подсознание, бессознательные структуры психики. З. Фрейд доказал, что сознание — это только поверхностный слой психики, за которым находятся неизведанные глубины. Для понимания творчества это имеет исключительное значение.
Уникальную и в своем роде романтическую, представляющую огромный научный интерес картину творчества «написал» последователь, а затем и оппонент З. Фрейда К. Юнг. В отличие от З. Фрейда, который трактовал либидо как сексуальную энергию, К. Юнг рассматривал его как диффузную творческую жизненную силу, проявляющуюся в самых различных сферах. К. Юнг раздвигает глубины подсознания практически до беспредельности, «помещая» туда не только «личностное бессознательное» (поверхностный слой, индивидуальный опыт человека) и не только общечеловеческий опыт (коллективное бессознательное), но и внечеловеческое бессознательное (то общее, что имеется у человека с животным миром). Содержанием личного бессознательного являются комплексы — бессознательные психические силы индивида, организованные в определенные системные образования и оказывающие влияние на жизнедеятельность человека. Врожденное коллективное бессознательное содержит имеющий глубокие корни духовный материал, который и объясняет присущее всему человечеству стремление к творческому самовыражению и совершенству. Коллективное бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом общечеловеческого эмоционального прошлого. Коллективное бессознательное не только несет в себе жизненность, спонтанность, импульсивность, но и является источником творческого дара, творческого вдохновения. Содержанием коллективного бессознательного являются архетипы, пра–образы. Наиболее часто К. Юнг рассматривает три архетипа: «Тень», «Анима» («Анимус») и «смысл». Из архетипа «Смысл» непосредственно вытекает духовная, религиозная функция души. Для характеристики этого архетипа К. Юнг выбрал термин «самость», который определял как целостность существования, сумму сознательного и бессознательного.
Процесс обретения самости человеком К. Юнг назвал индивидуацией. Процесс индивидуации — это интеграция различных частей психики вокруг самости через осознание и знание бессознательного. Осознание ведет к зрелости, личностному равновесию, творчеству. Отчуждение бессознательного и иррационального — причина деформации личности, источник болезней и неврозов.
К. Юнг выделяет два начала в человеке — личностное и творческое, которые не просто не совпадают, но могут находиться в антагонистических отношениях. Каждый творчески одаренный человек — это некоторая двойственность или синтез парадоксальных свойств. Творческое живет и произрастает в человеке, как дерево в почве, из которой он забирает нужные соки.. Аналитическая психология называет это явление автономным творческим комплексом, который в качестве обособившейся части души ведет свою самостоятельную, изъятую из иерархии сознания психическую жизнь и сообразно своему энергетическому уровню мобилизует Я. В дальнейшем идея К. Юнга получила научное признание, и на ее основе появилась теория, дифференцирующая два типа креативных личностей: «произвольные креативы» — обладающие сознательной установкой «на творчество» и «непроизвольные креативы» — личности, обладающие автономным творческим комплексом. Несмотря на то, что в содержании психоаналитической теории в основном акцентируется проблематика художественного творчества, открытия Фрейда и К. Г. Юнга, безусловно, универсальны. (Барышева Т. А.)

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014