ПСЕВДОПОНЯТИЕ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПСЕВДОПОНЯТИЕ
результат допонятийного обобщения, являющий собой комплекс, в коем основанием обобщения выступают образы, а не логические связи (-> мышление комплексное).

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Псевдопонятие
Словообразование. Происходит от греч. pseudos - ложь.
Категория. Форма допонятийного обобщения.
Специфика. Комплекс, в котором основанием обобщения выступают образы, а не логические связи.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Псевдопонятие
Исследования показали, что комплексное значение может совершенно не совпадать со значением-понятием, но может с ним и совпадать в известных отношениях и известных пределах. В этом последнем случае мы называем комплексное значение псевдопонятием. Исследование показывает, что такие псевдопонятия составляют основную форму детского мышления, что они, в сущности, являются не чем иным, как комплексными значениями, практически совпадающими со значениями-понятиями. (6.2, 486) продукт, сходный с продуктом взрослых, но добытый с помощью совершенно отличных интеллектуальных операций, выработанный особым способом мышления. (1.2.1, 150) См. Значение, Мышление, Понятие

Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004

Псевдопонятие
греч. pseudos — ложь] — одна из форм детского и примитивного мышления, которая по своему внешнему виду совпадает с понятием, но по генетической природе, условиям возникновения и развития таковым не является. Такой тип обобщения возникает у ребенка при переходе от комплексного мышления к понятийному. Решающее значение в процессе образования П. имеют слова, употребляемые во взаимодействии ребенка и взрослого. П. — это комплекс, объединяющий в сознании ребенка предметы, обозначаемые одним и тем же словом. Благодаря тому, что ребенок следует за речью взрослых, образующиеся у него П. в основном совпадают по содержанию с понятиями взрослых. Различие в значениях существует, но лишь эпизодически проявляется в процессе общения. Например, опираясь на внешнее сходство, ребенок может упорно настаивать на том, что угорь — это змея, а не рыба; однако по отношению к рыбам более привычной формы он не будет допускать подобных ошибок. П. обеспечивают возможность понимания речи ребенком значительно раньше, чем его собственное мышление становится понятийным. Вместе с тем, П. являются одним из источников развития понятийного мышления. К. Н. Поливанова

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
119.05 кб

«Сходное» и «Общее». Псевдопонятие и понятие

Ильин В. В.
В центре внимания автора формирование универсально-номологических признаков предметности, фиксируемых понятием.

Похожие термины:

  • ПСЕВДОПОНЯТИЕ-КВАЗИПОНЯТИЕ

    форма предпонятийного обобщения-суммации-аддитивности, кот. конституируется вне спец. обучения при усвоении детьми тех или иных семантическо-специфических значений слов, словоформ, лексем; по своему содержанию виды-формы П-к. явл.