ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ, ТЕСТ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ

Найдено 5 определений термина ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ

Opposites; Gegensatze) - психологически - эго и бессознательное.

Описания противоположностей, основывающиеся на самом разнообразном опыте, и интеграция этих противоположностей в полном осуществлении личности занимают в юнгианской психологии центральное место. Едва ли найдется хоть одно произведение К. Г. Юнга, в котором он подробно и неоднократно не говорил бы на эту тему. Так, к примеру, Юнг изображает сознание и бессознательное как "противоположности", которые, с одной стороны, дополняют и компенсируют друг друга, а с другой, противоречат или даже идут наперекор друг другу. Любой человек, даже при самом поверхностном обращении к самому себе, может обнаружить в своей личной жизни такого рода противоположности и вызываемую ими напряженность. К ним в особенности принадлежат наши неразвитые и отвергаемые нами стороны. Эти злые и темные стороны, которые Юнг называет "тенью", должны быть восприняты нами и интегрированы в целостность личности.

Юнговское понимание противоположностей приобретает все возрастающее значение в междисциплинарном диалоге естествознания и гуманитарных наук. В то время как одни продвигаются в постижении единой действительности по пути взвешивания и измерения материи, другие производят подобные действия при исследовании духовных феноменов. Для Юнга духовное, как и материальное, являются полярными архетипами, которые пересекаются в области психического и переплетаются в многослойных способах проявления психического (к примеру, в наглядном и психодинамическом облике). В своих "Теоретических размышлениях о сущности психического" и в других местах Юнг ссылается на опыты с электромагнитными колебаниями. Видимый спектр этих колебаний соответствовал бы душевной области (seelischer Bcreich), которая проникает через инфракрасный рубеж в область физиологии (инстинкты), а переходя ультрафиолет - в духовную область (архетипы). Согласно Юнгу, психика и материя - два полярных аспекта одного и того же.

Важным примером и образом объединения противоположностей являются многочисленные формы парных сочетаний. В области инстинктов это проявляется в сексуальности, а в духовной и в спиритуальной сфере - как "единение души с Богом", как встреча с самостью или космическим символом.

"Противоположности являются неискоренимыми и незаменимыми предварительными условиями всей психической жизни" (CW 14, par. 206; МС, пар. 206).

"Без различения противоположностей не существует сознания" (CW 8, par. 706).

"Нет ни одной человеческой трагедии, которая до известной степени не проистекала бы из конфликта между эго и бессознательным" (CW 8, par. 706).

Какая бы установка ни наличествовала в сознательном разуме и какая бы психологическая функция ни доминировала, в бессознательном неизбежно гнездится противоположность. Такое положение дел редко способствует кризису в первой половине жизни. Но людям более старшего возраста, оказавшимся в тупике вследствие односторонней сознательной установки и блокады энергии, необходимо вынести на свет те психические содержания, которые были подавлены.

"<...> где нет создаваемого противоположностями напряжения, там нет энергии; поэтому должна быть найдена противоположная установка сознания <...> Логической противоположностью любви является ненависть, или, иначе говоря, Эросу противостоит Фобос (страх); психологически это, однако, означает волю к власти. Где господствует любовь, там отсутствует воля к власти, и где преобладает власть, там отсутствует любовь. Одно есть Тень другого. Для того, кто находится па позиции Эроса, компенсирующей противоположностью будет воля к власти. Для того же, кто делает упор на власть, компенсацией является Эрос. С точки зрения односторонней установки сознания Тень есть не имеющий ценности и поэтому вытесненный сильным противодействием момент личности. Но чтобы возникло напряженное соотношение противоположностей, без которого невозможно дальнейшее движение, для этого то, что вытеснено, должно быть осознано. Сознание располагается в определенном смысле сверху, а Тень - снизу, и так как высокое стремится к низкому и горячее - к холодному, то каждое сознание, возможно, не догадываясь об этом, ищет свою бессознательную противоположность, без которой оно осуждено на застой, измельчание и закоснение. Лишь от противоположности зажигается жизнь" (ПБ, с. 90-91).

В свою очередь это активизирует процесс компенсации, ведущий к иррациональному "третьему", трансцендентной функции. Из столкновения противоположностей в бессознательном психическом всегда создается третье начало, иррациональное по своей природе. Это начало сознательный разум никак не предвосхищает и не понимает. Оно представляет себя в форме, которая не соответствует ни определенному "да", ни определенному "нет".

Потенциальное обновление личности Юнг объяснял в физических терминах, как принцип или закон энтропии, согласно которому в относительно закрытой системе может осуществляться преобразование энергии, но оно возможно лишь вследствие разницы в ее интенсивности.

"Психологически данный процесс можно наблюдать в действии в развитии длительной и относительно неизменной установки. После ряда бурных колебаний противоположности вначале приходят к некоторому равновесию, после чего постепенно начинает развиваться новая установка, окончательная стабилизация которой зависит от величины первоначальной разницы. Чем выше будет напряжение между парами противоположностей, тем больше будет та энергия, которая исходит от них, и меньше шанс последующих нарушений душевного равновесия, которые могут возникнуть вследствие разногласий с материалом, прежде не входившим в констелляцию" (CW 8, par. 49).

Некоторая степень напряжения между сознанием и бессознательным неизбежна и необходима. Цель анализа поэтому заключается не в том, чтобы исключить напряжение, а прежде всего в том, чтобы понять ту роль, которую оно играет в саморегуляции психического. Так что вопрос о полном перемирии даже и не ставится. Даже более или менее целостная личность никогда не утратит болезненного чувства врожденной дисгармонии.

"Полное искупление грехов и освобождение от страданий этого мира остается - и должно оставаться - иллюзией. Подобно тому как земная жизнь Христа закончилась не в самодовольном блаженстве, а на кресте" (CW 16, par. 400, ЮПП, пар. 400).

Юнг также считал, что любой, кто пытается решать проблему противоположностей на личностном уровне, вносит значительный вклад в дело всеобщего мира.

"Психологическое правило гласит: когда внутренняя ситуация не осознается, она воспринимается как происходящая вовне, в обезличенном образе судьбы. Иначе говоря, когда индивид остается неразделенным и не осознает свою внутреннюю противоположность, сам мир должен волей-неволей отыграть этот конфликт и ворваться в противоположную половину" (CW 9ii, par. 126; А, пар. 126).

Оцените определение:

Источник: Ж.Лапланш, Ж.-Б.Понталис. Словарь по психоанализу, 1996 г.51

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ

В логике – любое из двух суждений, таких, что если одно из них истинно, то другое не может также быть истинным, хотя оба могут быть ложными. Например, для суждения "все лексикографы безумны" противоположностью будет "никто из лексикографов не безумен" и они оба (возможно) ложны. Однако противоречием первому суждению будет "не все лексикографы безумны", и здесь одно из них должно быть истинным.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Противоположности (полярности)

Противоположность -    это единичная оценка или же континуум этих оценок» [Рудестам (28), с. 144]. Восприятие окружающего мира организуется через противоположности. «Многие феномены не могли бы существовать, если бы не существовали их противоположности. Если бы день нельзя было бы отличить от ночи, не было бы ни дня, ни ночи, и не было бы таких слов» [Перлз, Гудман, Хефферлин (16), с. 255]. Личность также функционирует по принципу противоположностей. Перлз выделил такие противоположные части личности как «нападающий» («собака сверху», «обвинитель») и «защищающийся» («собака снизу», «обвиняемый»). «Собака сверху» характерезуется авторитарностью, самодовольством и требовательностью, аппелирует к чувству долга. «Собака сверху» представляет собой Я-идеал человека, который является результатом ложной идентификации. «Собака снизу» защищается, оправдывается, чувствует свое бессилие. Позиции как «собаки сверху, так и «собаки снизу» манипулятивны (см. манипуляция). Обе эти части личности борются за власть. Их взаимоотношения Перлз называл основой игры в самобичевание. Паттерн коммуникации «собака сверху - собака снизу» прослеживается и в межличностном общении, в котором один партнер играет роль «собаки сверху», а другой «собаки снизу». Прототипом такой коммуникации является взаимодействие между обвиняющим родителем и оправдывающимся ребенком. Литература: [1, с. 266-268; 5, с. 23-24; 15, с. 86-87; 16, с. 253-266; 17, с. 226; 18, с. 8-9, 20-21; 20, с. 20-33; 28, с. 144-145; 29, с. 253-254]

Источник: Гештальт-терапия от А до Я: Краткий словарь терминов по гештальт-терапии

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ

парные сущности, взаимоисключающие и именно в силу этого взаимоисключения предполагающие наличие друг друга, сопряженные друг с другом, составляющие два полюса в рамках некоторого единого основания. Диалектика исходит из того, что отношение П. составляет внутреннюю основу существования всей действительности. В отличие от истолкования соотношения П. как сосуществования того или иного типа воспроизводства, диалектика рассматривает отношения П. как динамические противоречия, предполагающие активное взаимодействие, столкновения, борьбу противоположных начал, приводящие к изменению первоначального состояния предмета, сторонами которого выступают эти противоположные начала и к устранению самих этих П. в их исходной форме. Энгельс пытался осуществить материалистическую интерпретацию гегелевской диалектики, рассматривая ее в качестве универсального закона природы, общества и мышления, известного как закон единства и борьбы противоположностей, в рамках которого истолковывались все многообразные формы соотношения П. Между тем критики этой универсализации, в частности Поппер, указывали, что многие примеры действительно существующих бинарностей П., скажем, магнитные полюса, ассимиляция и диссимиляция веществ, интеграл и дифференциал в математике и пр., не м. б. истолкованы в духе борьбы П. B то же время было бы неоправданно априори отрицать возможность диалектической интерпретации соотношения П. в определенных ситуациях. Философское учение о противоречиях, противоположностях, их единстве и борьбе является краеугольным в методологических основах конфликтологии. Противоположностями в конфликте выступают не оппоненты, как это может показаться на первый взгляд, а их разнонаправленные цели, интересы, позиции, мнения, установки и т. п. В борьбу вступают не цели и мнения, а их носители – люди. Поэтому определение конфликта как столкновения интересов неверно. Наличие П. может приводить к борьбе оппонентов, а может и не вызывать ее. Задача конфликтолога в процессе урегулирования конфликта – примирение П., организация их «мирного сосуществования».

Источник: Словарь конфликтолога

Противоположность

1. нечто обратное тому, что утверждается или воспринимается; 2. в логике – любое из двух суждение, таких, что, если одно из них является истинным, то другое не может быть истинным, хотя оба они могут оказаться ложными. Например. Для суждения «все составители словарей - педанты» формальной противоположностью будет такое: «никто из составителей словарей не является педантом». И оба эти суждения в их категорической форме являются ложными. Однако диалектическим противоречием (см.) первому суждению будет следующее суждение: «не все составители словарей являются педантами».

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Показать все [+2] ↓

Найдено научных статей по теме — 7

Представления женщин из неполных родительских семей о лицах противоположного пола

Аргентова Л.В.
Анализируется содержание представлений, конструируемых группами не состоящих и состоящих в браке женщин 35-59 лет из полных и неполных родительских семей вдов, одиноких матерей и находящихся в разводе женщин о лицах противоположного пола и объективированы значимые групповые различия между ними.
Скачать PDF

Особенности проявления учащимися с нарушением интеллекта интереса к противоположному полу

Высоцкая Екатерина Сергеевна
В статье представлены результаты экспериментального исследования направленного на выявление особенностей проявления интереса к противоположному полу учащихся подросткового возраста с нарушением интеллекта.
Скачать PDF

Отражение закона единства и борьбы противоположностей в акмеологическом развитии педагога в системе

Малютина Оксана Петровна
Изучено акмеологическое развитие педагога с точки зрения диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей представлен движущей силой акмеологического развития педагога. Отражением этого закона, по мнению автора, являются противоречия процесса педагогического развития. Противоречиями, обусловливающими переход педагога на более высокий уровень акмеологического развития, служат: противоречие между притязаниями педагога и его возможностями, и противоречия между выдвигаемыми к педагогу обществом требованиями и реальными возможностями педагога по их выполнению.
Скачать PDF

Манипулятивное поведение в отношениях женщин и мужчин с партнером противоположного пола

Танасов Георгий Георгиевич, Сысоева Ольга Анатольевна
Авторами проведен анализ феномена манипуляции с точки зрения полового диморфизма. Рассмотрен вопрос манипулятивных отношений в общении между мужчинами и женщинами. Проведено сравнение манипулятивных тактик состоящих и не состоящих в браке женщин и мужчин. Выявлена связь между удовлетворенностью браком и склонностью использовать манипулятивные приемы в общении с супругой (супругом)
Скачать PDF

Гендерные модели личной идентичности, отношения к противоположному полу и семейного взаимодействия ю

Харламова Татьяна Михайловна
Проведен сравнительный анализ гендерных моделей личной идентичности, гендерных установок отношения к своему и противоположному полу и гендерных стереотипов семейного взаимодействия студентов вуза. Во всех изучаемых сферах выявлено доминирование андрогинных тенденций. Проблемы с гендерной самоидентификацией имеют все испытуемые, но в большей степени юноши. Приоритетным вариантом семейного взаимодействия, независимо от пола испытуемых и типа их личности, является сочетание эгалитарного и традиционно-патриархального. Будущие педагоги обоих полов позитивно и заинтересованно относятся друг к другу, при этом юноши считают, что с девушками возможна совместная социально полезная деятельность.
Скачать PDF

Человек и организация. Две главные цели человека - единство и борьба противоположностей

Жемчугов А.М., Жемчугов М.К.
Предлагаемая вторая статья цикла «Человек и организация», как и первая, также полностью посвящена человеку, основополагающим вопросам свободы человека, взаимодействия, сущности человека и, в итоге, определению двух главных потребностей человека, стоящих на самой вершине его иерархии потребностей, которые и предопределяют мотивы и конкретные цели его деятельности. Самое главное понять человека, понять его место, где он сможет принести наибольшую пользу и себе, и организации.
Скачать PDF

Российская психология и российская психотерапия: единство и борьба противоположностей

Рогачева Т.В.
В статье предлагается рассмотреть развитие взаимоотношений российской психологии и российской психотерапии с позиции функционирования диалектического закона единства и борьбы противоположностей. Анализируются основные этапы развертывания данного закона. Первый этап единство как нерасчлененное тождество в онтологическом аспекте существования психологии и психотерапии на начальных этапах их становления. На этапе единства существование одной стороны противоречия (психологии) является условием существования другой (психотерапии). Показана связь психологии и психотерапии через единый предмет, ориентированный в первую очередь на философию, а также отмечено и формирующееся различие, так как философская психология была направлена на размышления о человеческой душе, а практическая психология, как донаучная психотерапия, на лечение души. Дисгармония во взаимоотношениях психологии и психотерапии связана с активным развитием естественнонаучных дисциплин, при котором актуальным стал вопрос о предмете психологии. Дискуссии о предмете психологии привели к нарушению в функционировании противоречия на первой стадии и переходу ко второй стадии развития. Эта стадия предполагает, что исходное единство системы разделяется на противоположности, которые образуют противоречивое взаимодействие. Как внутри российской психологии, так и внутри российской психотерапии нарастают тенденции к увеличению разности в понимании предмета и методов. Указывается, что противоречивость между теоретической и практической психологией проявляется в академической и прикладной направленности. Подчеркивается менее противоречивый характер отечественной психотерапии, причиной которой выступила меньшая по сравнению с психологией идеологизированность. Описывается специфичность проявления взаимодействия психологии и психотерапии как отражения развертывания закона единства и борьбы противоположностей в советский период. Смысл особенностей взаимодействия противоположностей заключался в необходимости как для психологии, так и для психотерапии решать задачи социалистического строительства с необходимыми атрибутами: классовой борьбой и непримиримостью к инакомыслию. Представители психологии и психотерапевтических направлений, принявшие участие в обосновании тех вопросов, которые подтверждали «генеральный курс» Советской власти, были поддержаны этой властью и вступили в непримиримую борьбу с инакомыслящими, что закончилось репрессиями. В результате произошло изменение степени преобладания одной противоположности над другой в рамках целостной системы, что может характеризоваться как застой в развитии. Именно застой в плане продуцирования новых идей определил состояние советской психологии и психотерапии. В перестроечный и постперестроечный периоды развернулась активная борьба противоположностей на фоне серьезных дебатов как внутри психологии, так и внутри психотерапии, что характеризуется как начало следующего этапа функционирования закона единства и борьбы противоположностей. У каждой противоположности отмечается своя внутренняя противоречивость, что еще раз доказывает внутреннее единство рассматриваемого противоречия. На передний план для психологии выходит вопрос применения теоретических знаний на практике, тогда как для психотерапии актуально методологическое обоснование ее технологий и методов. Разрешение этого противоречивого состояния двух противоположностей возможно при гармоничном сосуществовании, когда одна из сторон противоречия укрепляет другую, и наоборот, что приводит к наращиванию темпа позитивных изменений. Так, в статье указывается, что психология может помочь психотерапевту разобраться в индивидуально-личностном портрете, а психотерапия как медицинская деятельность ориентирует психолога в клинических особенностях человека, нуждающегося в профессиональной помощи. В конце статьи выражается уверенность, что конфликт между психологией и психотерапией разрешится гармонией противоположностей и переходом в новое качество.
Скачать PDF