ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ
В логике – любое из двух суждений, таких, что если одно из них истинно, то другое не может также быть истинным, хотя оба могут быть ложными. Например, для суждения "все лексикографы безумны" противоположностью будет "никто из лексикографов не безумен" и они оба (возможно) ложны. Однако противоречием первому суждению будет "не все лексикографы безумны", и здесь одно из них должно быть истинным.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Противоположность
1. нечто обратное тому, что утверждается или воспринимается; 2. в логике – любое из двух суждение, таких, что, если одно из них является истинным, то другое не может быть истинным, хотя оба они могут оказаться ложными. Например. Для суждения «все составители словарей - педанты» формальной противоположностью будет такое: «никто из составителей словарей не является педантом». И оба эти суждения в их категорической форме являются ложными. Однако диалектическим противоречием (см.) первому суждению будет следующее суждение: «не все составители словарей являются педантами».

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Противоположности (полярности)
Противоположность -    это единичная оценка или же континуум этих оценок» [Рудестам (28), с. 144]. Восприятие окружающего мира организуется через противоположности. «Многие феномены не могли бы существовать, если бы не существовали их противоположности. Если бы день нельзя было бы отличить от ночи, не было бы ни дня, ни ночи, и не было бы таких слов» [Перлз, Гудман, Хефферлин (16), с. 255]. Личность также функционирует по принципу противоположностей. Перлз выделил такие противоположные части личности как «нападающий» («собака сверху», «обвинитель») и «защищающийся» («собака снизу», «обвиняемый»). «Собака сверху» характерезуется авторитарностью, самодовольством и требовательностью, аппелирует к чувству долга. «Собака сверху» представляет собой Я-идеал человека, который является результатом ложной идентификации. «Собака снизу» защищается, оправдывается, чувствует свое бессилие. Позиции как «собаки сверху, так и «собаки снизу» манипулятивны (см. манипуляция). Обе эти части личности борются за власть. Их взаимоотношения Перлз называл основой игры в самобичевание. Паттерн коммуникации «собака сверху - собака снизу» прослеживается и в межличностном общении, в котором один партнер играет роль «собаки сверху», а другой «собаки снизу». Прототипом такой коммуникации является взаимодействие между обвиняющим родителем и оправдывающимся ребенком. Литература: [1, с. 266-268; 5, с. 23-24; 15, с. 86-87; 16, с. 253-266; 17, с. 226; 18, с. 8-9, 20-21; 20, с. 20-33; 28, с. 144-145; 29, с. 253-254]

Источник: Тройский А.В., Пушкина Т.П. Гештальт-терапия от А до Я. 2002

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ
парные сущности, взаимоисключающие и именно в силу этого взаимоисключения предполагающие наличие друг друга, сопряженные друг с другом, составляющие два полюса в рамках некоторого единого основания. Диалектика исходит из того, что отношение П. составляет внутреннюю основу существования всей действительности. В отличие от истолкования соотношения П. как сосуществования того или иного типа воспроизводства, диалектика рассматривает отношения П. как динамические противоречия, предполагающие активное взаимодействие, столкновения, борьбу противоположных начал, приводящие к изменению первоначального состояния предмета, сторонами которого выступают эти противоположные начала и к устранению самих этих П. в их исходной форме. Энгельс пытался осуществить материалистическую интерпретацию гегелевской диалектики, рассматривая ее в качестве универсального закона природы, общества и мышления, известного как закон единства и борьбы противоположностей, в рамках которого истолковывались все многообразные формы соотношения П. Между тем критики этой универсализации, в частности Поппер, указывали, что многие примеры действительно существующих бинарностей П., скажем, магнитные полюса, ассимиляция и диссимиляция веществ, интеграл и дифференциал в математике и пр., не м. б. истолкованы в духе борьбы П. B то же время было бы неоправданно априори отрицать возможность диалектической интерпретации соотношения П. в определенных ситуациях. Философское учение о противоречиях, противоположностях, их единстве и борьбе является краеугольным в методологических основах конфликтологии. Противоположностями в конфликте выступают не оппоненты, как это может показаться на первый взгляд, а их разнонаправленные цели, интересы, позиции, мнения, установки и т. п. В борьбу вступают не цели и мнения, а их носители – люди. Поэтому определение конфликта как столкновения интересов неверно. Наличие П. может приводить к борьбе оппонентов, а может и не вызывать ее. Задача конфликтолога в процессе урегулирования конфликта – примирение П., организация их «мирного сосуществования».

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ
(Opposites; Gegensatze). «Противоположности являются неискоренимыми и незаменимыми предварительными условиями всей психической жизни», — писал Юнг в одной из своих последних работ (Собр. соч. Г. 14. Парагр. 206). Знакомство с самим принципом противополагания весьма существенно для понимания его точки зрения. Этот принцип лежал в основе его научных устремлений и составлял корень многих его гипотез. Юнг выражал динамизм психики в терминах первого закона термодинамики, который утверждает, что энергия требует двух противоположных сил. В разные времена он ссылался на ряд философских источников по поводу данного тезиса, но ни один из них не был признан основным. Со времени своих размышлений о роли бессознательного как контрполюса сознания (и, следовательно, способного осуществлять компенсаторную функцию) Юнг использовал идею дуальности в применении к постоянно расширяющейся области психических исследований, наблюдений, открытий (см. КОМПЕНСАЦИЯ). Он не столько обсуждал или пытался утвердить саму теорию, сколько пользовался ею практически. Осознавая это или нет, аналитические психологи с самого начала основывались на теории П. Согласно Юнгу, пара П. представляется несовместимой по своей природе. В естественном состоянии они сосуществуют в недифференцированном виде. Тенденции и потенции человеческой жизни, содержащиеся в живущем теле, снабжены своими собственными правилами, ограничениями, что предотвращает избыточную психическую диспропорцию; сознательные и бессознательные состояния у «сбалансированной личности» согласованы. Однако расторжение любого «компромисса», достигнутого между обеими составляющими пары, запускает еще большую активность противодействия и приводит к психическому дисбалансу, сходному с тем, который наблюдается в момент невротического расстройства. Отличительным признаком пробуждающегося сознания оказывается переживание собственного бытия во власти то одной, то другой стороны данной пары противоположностей, их чередование. Когда напряжение становится невыносимым, открывается решение, единственная жизнеспособная облегчающая перемена в примирении обеих сторон на ином, более удовлетворительном уровне. К счастью, из столкновения между двумя противоположными силами бессознательная психика склонна создавать третью возможность. Это и есть иррациональная природа, недоступная и непостижимая для сознательного разума. Так как эта третья возможность не содержит в себе прямого да или нет, она не получит немедленного принятия ни одной из противоположных сторон. Сознательный разум не воспринимает ничего, субъект также ничего не чувствует, за исключением наличия самих П., и поэтому не знают, что же может их объединить. И лишь двусмысленный и парадоксальный символ способен привлечь внимание и, в конце концов, примирить обе враждующие стороны. Конфликтная ситуация, которая не предполагает рационального решения данной проблемы, есть ситуация, в которой само противополагание «двух» создает иррациональное «третье», символ. «Наука, похоже, остановилась на границах логики, но... (природа) не останавливается на фиксации противоположностей, она использует их, чтобы, выйдя из противополагания, сотворить новое рождение» (Собр. соч. Т. 16. Парагр. 534). Юнг употребляет эти слова, чтобы описать проблематичное разрешение переноса, который вовлекает аналитика и пациента в кажущиеся несовместимыми требования к взаимоотношению. Решение данного конфликта между П. может прежде всего символизироваться союзом (конъюнкция), а затем возникновением примиряющегося отива, напр. сироты или оставленного ребенка. В этом случае проявляется не столько противополаганее, сколько вновь рожденная конфигурация, символизирующая нарождающееся целое, фигура, обладающая потенциалом, который сознательный разум еще был не в состоянии постичь. Этот мотив, наряду со всеми другими объединяющими символами, имеет еще и искупительное значение, т. е. он освобождает субъект от расколотости конфликтом. Аналогичным образом можно сказать, что все символы оказываются потенциально искупительными, поскольку они превозмогают рабское смирение перед сеющим распрю противополаганием (см. ТРАНСЦЕНДЕНТНАЯ ФУНКЦИЯ). Что же касается символов, выходящих за пределы условий человеческого существования путем объединения П. духа и материи, то они оказываются частью обрат за Бога или самости. Логически, П. всегда разделены и пребывают в вечном конфликте друг с другом (т. е. добро против зла и наоборот); но без всякой логики они объединены в бессознательной психике. Сам архетип воспринимается как содержащий унаследованную и противоположную дуальность, которую можно представить в виде спектра (напр., рассматривая архетип Великой Матери, добрая или кормящая мать может быть на одном конце этого спектра, а плохая или пожирающая мать — на другом). Говоря аналитическими терминами, архетипическое содержание будет интегрировано только тогда, когда окажется осознанным весь его спектр. Предоставленное самому себе, случайное совпадение бессознательных П. будет самоаннулироваться, и наступит застой. Однако принцип случайного совпадения при возникновении П. уравновешен принципом абсолютного противополагания или энантиодромией. Парадоксально, но в точке величайшей наполненности то, что находится на одном конце спектра, превращается в свою собственную противоположность, и при этом высвобождается возможность нового синтеза. Тогда психическая энергия концентрируется на разрешении конфликта, и возникает попытка примирения. Поэтому любая психическая конъюнкция или синтез должны рассматриваться как временные — длительная унификация невозможна. Юнг верил, что только обнаружение смысла в человеческом существовании дало возможность сопротивляться меняющимся требованиям П. (см. ИНДИВИДУАЦИЯ; ТРАНСФОРМАЦИЯ; ЦЕЛОСТНОСТЬ). Концепция П. Юнга неоднократно критиковалась не только научными коллегами, но и клириками, считавшими представление о наличии темной, равно как и светлой, стороны неприменимым в случае образа христианского Бога. Дальнейшее строительство этой теоретической основы в рамках ана7 литической психологии проходило в самых разных направлениях, сдвигах и контрастах.

Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ
Opposites; Gegensatze) - психологически - эго и бессознательное.
Описания противоположностей, основывающиеся на самом разнообразном опыте, и интеграция этих противоположностей в полном осуществлении личности занимают в юнгианской психологии центральное место. Едва ли найдется хоть одно произведение К. Г. Юнга, в котором он подробно и неоднократно не говорил бы на эту тему. Так, к примеру, Юнг изображает сознание и бессознательное как "противоположности", которые, с одной стороны, дополняют и компенсируют друг друга, а с другой, противоречат или даже идут наперекор друг другу. Любой человек, даже при самом поверхностном обращении к самому себе, может обнаружить в своей личной жизни такого рода противоположности и вызываемую ими напряженность. К ним в особенности принадлежат наши неразвитые и отвергаемые нами стороны. Эти злые и темные стороны, которые Юнг называет "тенью", должны быть восприняты нами и интегрированы в целостность личности.
Юнговское понимание противоположностей приобретает все возрастающее значение в междисциплинарном диалоге естествознания и гуманитарных наук. В то время как одни продвигаются в постижении единой действительности по пути взвешивания и измерения материи, другие производят подобные действия при исследовании духовных феноменов. Для Юнга духовное, как и материальное, являются полярными архетипами, которые пересекаются в области психического и переплетаются в многослойных способах проявления психического (к примеру, в наглядном и психодинамическом облике). В своих "Теоретических размышлениях о сущности психического" и в других местах Юнг ссылается на опыты с электромагнитными колебаниями. Видимый спектр этих колебаний соответствовал бы душевной области (seelischer Bcreich), которая проникает через инфракрасный рубеж в область физиологии (инстинкты), а переходя ультрафиолет - в духовную область (архетипы). Согласно Юнгу, психика и материя - два полярных аспекта одного и того же.
Важным примером и образом объединения противоположностей являются многочисленные формы парных сочетаний. В области инстинктов это проявляется в сексуальности, а в духовной и в спиритуальной сфере - как "единение души с Богом", как встреча с самостью или космическим символом.
"Противоположности являются неискоренимыми и незаменимыми предварительными условиями всей психической жизни" (CW 14, par. 206; МС, пар. 206).
"Без различения противоположностей не существует сознания" (CW 8, par. 706).
"Нет ни одной человеческой трагедии, которая до известной степени не проистекала бы из конфликта между эго и бессознательным" (CW 8, par. 706).
Какая бы установка ни наличествовала в сознательном разуме и какая бы психологическая функция ни доминировала, в бессознательном неизбежно гнездится противоположность. Такое положение дел редко способствует кризису в первой половине жизни. Но людям более старшего возраста, оказавшимся в тупике вследствие односторонней сознательной установки и блокады энергии, необходимо вынести на свет те психические содержания, которые были подавлены.
"<...> где нет создаваемого противоположностями напряжения, там нет энергии; поэтому должна быть найдена противоположная установка сознания <...> Логической противоположностью любви является ненависть, или, иначе говоря, Эросу противостоит Фобос (страх); психологически это, однако, означает волю к власти. Где господствует любовь, там отсутствует воля к власти, и где преобладает власть, там отсутствует любовь. Одно есть Тень другого. Для того, кто находится па позиции Эроса, компенсирующей противоположностью будет воля к власти. Для того же, кто делает упор на власть, компенсацией является Эрос. С точки зрения односторонней установки сознания Тень есть не имеющий ценности и поэтому вытесненный сильным противодействием момент личности. Но чтобы возникло напряженное соотношение противоположностей, без которого невозможно дальнейшее движение, для этого то, что вытеснено, должно быть осознано. Сознание располагается в определенном смысле сверху, а Тень - снизу, и так как высокое стремится к низкому и горячее - к холодному, то каждое сознание, возможно, не догадываясь об этом, ищет свою бессознательную противоположность, без которой оно осуждено на застой, измельчание и закоснение. Лишь от противоположности зажигается жизнь" (ПБ, с. 90-91).
В свою очередь это активизирует процесс компенсации, ведущий к иррациональному "третьему", трансцендентной функции. Из столкновения противоположностей в бессознательном психическом всегда создается третье начало, иррациональное по своей природе. Это начало сознательный разум никак не предвосхищает и не понимает. Оно представляет себя в форме, которая не соответствует ни определенному "да", ни определенному "нет".
Потенциальное обновление личности Юнг объяснял в физических терминах, как принцип или закон энтропии, согласно которому в относительно закрытой системе может осуществляться преобразование энергии, но оно возможно лишь вследствие разницы в ее интенсивности.
"Психологически данный процесс можно наблюдать в действии в развитии длительной и относительно неизменной установки. После ряда бурных колебаний противоположности вначале приходят к некоторому равновесию, после чего постепенно начинает развиваться новая установка, окончательная стабилизация которой зависит от величины первоначальной разницы. Чем выше будет напряжение между парами противоположностей, тем больше будет та энергия, которая исходит от них, и меньше шанс последующих нарушений душевного равновесия, которые могут возникнуть вследствие разногласий с материалом, прежде не входившим в констелляцию" (CW 8, par. 49).
Некоторая степень напряжения между сознанием и бессознательным неизбежна и необходима. Цель анализа поэтому заключается не в том, чтобы исключить напряжение, а прежде всего в том, чтобы понять ту роль, которую оно играет в саморегуляции психического. Так что вопрос о полном перемирии даже и не ставится. Даже более или менее целостная личность никогда не утратит болезненного чувства врожденной дисгармонии.
"Полное искупление грехов и освобождение от страданий этого мира остается - и должно оставаться - иллюзией. Подобно тому как земная жизнь Христа закончилась не в самодовольном блаженстве, а на кресте" (CW 16, par. 400, ЮПП, пар. 400).
Юнг также считал, что любой, кто пытается решать проблему противоположностей на личностном уровне, вносит значительный вклад в дело всеобщего мира.
"Психологическое правило гласит: когда внутренняя ситуация не осознается, она воспринимается как происходящая вовне, в обезличенном образе судьбы. Иначе говоря, когда индивид остается неразделенным и не осознает свою внутреннюю противоположность, сам мир должен волей-неволей отыграть этот конфликт и ворваться в противоположную половину" (CW 9ii, par. 126; А, пар. 126).

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
389.34 кб

Количество, качество и противоположности: вчера, сегодня, завтра

Имянитов Наум Соломонович
Читать PDF
246.13 кб

2009. 04. 019. Противоположности и парадоксы: (методологический анализ). - М. : «Канон» - РООИ «Реаб

Боброва Л. А.
Читать PDF
9.98 мб

Противоположности и противоречия

Левин Г. Д.
Читать PDF
1,013.28 кб

Патриотизм и антипатриотизм как диалектические противоположности

Кузьмин А.В., Трифонов Ю.Н.
В статье рассмотрена сущность патриотизма и антипатриотизма, как диалектических противоположностей. Особое внимание уделено проблемам формирования любви к Родине в контексте современного патриотического дискурса.
Читать PDF
144.02 кб

"двойники" и противоположности: от архаики к диалектике (О. М. Фрейденберг и Платон)

Протопопова Ирина Александровна
В статье сопоставляются представления О.М. Фрейденберг об архаическом мышлении с его «двуединством» и концепция противоположностей и «отражений» у Платона.
Читать PDF
1.53 мб

Представления женщин из неполных родительских семей о лицах противоположного пола

Аргентова Л. В.
Анализируется содержание представлений, конструируемых группами не состоящих и состоящих в браке женщин 35-59 лет из полных и неполных родительских семей вдов, одиноких матерей и находящихся в разводе женщин о лицах противоположно
Читать PDF
191.44 кб

Манипулятивное поведение в отношениях женщин и мужчин с партнером противоположного пола

Танасов Георгий Георгиевич, Сысоева Ольга Анатольевна
Авторами проведен анализ феномена манипуляции с точки зрения полового диморфизма. Рассмотрен вопрос манипулятивных отношений в общении между мужчинами и женщинами.
Читать PDF
740.64 кб

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ НА ОЦЕНКУ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ЛИЦ ПРОТИВОПОЛОЖНОГО ПОЛА

Брюхова Алина Анатольевна, Шапатина Ольга Валерьевна
В данной статье рассматривается взаимосвязь между тем насколько человек удовлетворен своими отношениями и тем, насколько привлекательными он воспринимает других людей.
Читать PDF
7.86 мб

ДЛО и фармакоэкономика: единство и борьба противоположностей

Хаджидис А.К.
Читать PDF
186.88 кб

ВСЕЕДИНСТВО КАК ВОЗМОЖНОЕ ОСНОВАНИЕ ПРИМИРЕНИЯ аполлоно-дионисийской ПАРЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

Т. Б. Кудряшова
Читать PDF
257.12 кб

Тактика терапии диабета по принципу «Противоположное противоположным» в «Каноне врачебной науки» Ави

Шарофова Мижгона, Нуралиев Юсуф Нуралиевич, Сагдиева Ш.С.
В представленной статье на стыке медицинской системы Авиценны и достижений современной медицины, используемых в качестве доказательной базы, проанализирована сущность, показания к применению тактики терапии «противоположное против
Читать PDF
123.66 кб

Особенности эмоционального восприятия собственной и противоположной половой роли часто болеющими дет

Дусказиева Жанна Геннадьевна, Ковалевский Валерий Анатольевич
Определены особенности восприятия собственной и противоположной половой роли часто болеющими детьми 5-7 лет в сравнении со здоровыми сверстниками.
Читать PDF
213.07 кб

Опухоль почки в сочетании с поражением противоположной неонкологическим заболеванием

Аляев Ю. Г., Григорян З. Г., Левко А. А.
In patients with a renal tumor, the non-oncologic diseases of the contrary organ occur in 17,7% of observations.
Читать PDF
142.13 кб

Гегель о реальных противоположностях самосознания

Тимофеев Александр Иванович
Читать PDF
0.00 байт

Ультразвуковая диагностика субклинических форм паховой грыжи на противоположной от односторонней гры

Конотопцева А. Н., Стальмахович В. Н., Ильин В. П.
С целью оценки диагностической эффективности ультразвукового метода исследования субклинических форм на противоположной стороне у детей с односторонней паховой грыжей обследовано 194 пациента, госпитализированных в хирургическое о

Похожие термины: