ПРОСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ Проспективная память

ПРОСОЦИАЛЬНЫЙ

Найдено 2 определения термина ПРОСОЦИАЛЬНЫЙ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

ПРОСОЦИАЛЬНЫЙ

Общее описательное название для тех моделей социального поведения, которые являются общественными по своему характеру. Обычно сюда включаются дружба, эмпатия, альтруизм, помогающее поведение и т.д. Антоним - антиобщественный, асоциальный.

Оцените определение:

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Просоциальный

про + лат. socium – общее, совместное) – характеристика общественно полезных по своему характеру моделей поведения, а также поведения, мотивированного заботой о других людях (дружба, эмпатия, альтруизм, помогающее поведение и др.). Антоним: Антисоциальный.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено научных статей по теме — 8

Рефлексивность и агрессивное поведение просоциальных и делинквентных подростков

Чижова Инга Николаевна
Изучались особенности взаимосвязи общей и парциальной рефлексивности с показателями и формами агрессивности у подростков с разной степенью делинквентности. Анализ взаимосвязей между показателями рефлексивности и агрессивности проводился на трех выборках подростков-делинквентов в возрасте от 14 до 18 лет (90 чел.). Обнаружены различия в характере взаимосвязей между парциальными характеристиками рефлексивности и разными формами агрессивности у подростков с разной степенью делинквентности.
Скачать PDF

Изучение просоциальной мотивации студентов социономических профессий

Брессо Татьяна Ивановна
Статья посвящена экспериментальному изучению просоциальной мотивации у студентов социономических специальностей: психологов, социальных педагогов, менеджеров. Автором разработан новый подход к изучению паттернов и выявлению различий в просоциальных мотивационных характеристиках в разных социокультурных студенческих группах, обучающихся социономическим профессиям. На основе проведенного анализа психологических исследований по проблеме автором разработаны уровни развития просоциальной мотивации студентов, применительно к социономическим профессиям. В ходе эксперимента выявлена психологическая специфика и наличие социокультурных особенностей взаимосвязи между ориентациями на альтруизм (просоциальную мотивацию) с ценностными ориентациями и уровнем эмоционального интеллекта. Доказано, что на проявление просоциальной мотивации большое влияние оказывает уровень развития эмоционального интеллекта, как интегрального показателя, так и показателя эмпатии в частности. Автор подчеркивает, что психологическая специфика студентов гуманитарного профиля стимулирует развитие новых компетенций и позволяет им продуктивно реализовать личностный потенциал в будущей профессиональной деятельности.
Скачать PDF

Просоциальное поведение как условие эффективного межкультурного взаимодействия

Молчанова Наталья Владимировна
Представлен теоретический анализ психологических особенностей просоциального поведения и его влияния на взаимодействие между представителями различных культур. Рассмотрены современные подходы к изучению просоциального поведения, проанализированы представления о его содержательной наполненности и функциях. Показана перспективность изучения просоциального поведения и факторов его детерминации в условиях межкультурного взаимодействия (на примере студенческой молодежи). Отмечено, что механизм идентификации приводит к присвоению смысловых ориентаций, характеризующих культуру данной социальной группы, что важно для понимания особенностей межкультурного взаимодействия. Процесс формирования смысла ситуации важен с точки зрения актуализации человеком определенной стратегии поведения (помогающего). Соотношение факторов: «внешних» общепринятых норм с «внутренними» характеристиками самого человека определяет специфику проявления просоциального поведения. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в консультативной практике психологических служб, а также в разработке программ оптимизации межкультурной толерантности.
Скачать PDF

Специфика гендерного проявления просоциальности асоциальности в поведении человека

Шатыр Юлия Александровна, Мулик Ирина Геннадьевна, Кудрявцева Галина Алексеевна, Мулик Александр Борисович
В статье представлен гендерный анализ факторов формирования просоциальности асоциальности у человека. Определен набор показателей, отражающих качественную и количественную выраженность мотивационных предпосылок социального поведения. Выполнена оценка актуализированности потребностей, характеризующихся как центростремительным началом, так и ориентированных на вовлеченность индивида в социум. Сравнительный анализ акцентуаций и свойств личности определил преобладание у женщин циклотимичности, эмотивности и экзальтированности на фоне доминирования у мужчин реактивной агрессивности и маскулинизма. Оценка выраженности эмпатии выявила преимущество эмоционального и интуитивного каналов в группе женщин, относительно мужчин. Предпринятое исследование определило наличие специфических особенностей формирования просоциального поведения у женщин, где ключевым элементом является доминирование эмоциональных факторов инициации социальных поступков, причем в режиме ситуативного, реактивного реагирования.
Скачать PDF

Разработка критериев и показателей типичных форм просоциального асоциального поведения человека

Мулик Александр Борисович, Шатыр Юлия Александровна, Мулик Ирина Геннадьевна
В статье охарактеризован феномен просоциального и асоциального поведения человека. Представлены современные теории социального поведения. Обоснована актуальность выполнения комплексных исследований для выявления типичных сочетаний генотипических и фенотипических характеристик присущих индивидам, устойчиво проявляющим конкретные формы поведения, четко ассоциирующиеся с просоциальностью асоциальностью. С целью упорядочивания характеристик сложных форм социального поведения человека, был выполнен анализ основополагающих признаков, отражающих выраженность просоциальности асоциальности. Дифференцируя поведенческие проявления степени социальной активности человека, использовали двойные характеристики отдельных типов по сочетаниям: просоциальность асоциальность; активность пассивность. Для предметной оценки выделенных понятий осуществили подбор стандартных показателей психологического, психофизиологического и физиологического статуса, отражающих индивидуальную специфику социального поведения человека. При этом были определены методы, позволяющие максимально полно охватить весь спектр личностных характеристик индивида и предусматривающие количественную оценку типологии высшей нервной деятельности, акцентуаций характера, степени экстраверсии и нейротизма, уровня общей неспецифической реактивности организма. В результате исследования произведено соотнесение конкретных показателей поведенческого статуса с характеристиками личностных особенностей и выраженностью социальной активности человека.
Скачать PDF

Особенности просоциального поведения студентов с различным уровнем развития эмпатии

Евграшкина Юлия Николаевна, Полякова Ольга Осиповна
В статье теоретический анализ проблемы просоциального поведения студентов с различным уровнем эмпатии. Представлено описание результатов эмпирического исследования особенностей просоциального поведения студентов с различным уровнем эмпатии. На основе данных математического и содержательного анализа делаются выводы об особенностях взаимосвязи уровня развития эмпатии и просоциального поведения личности.The article presents the results of an empirical study that included 65 students aged 18-21 years. Considering the data of the mathematical and content analysis, the authors draw a conclusion about the connection between the level of empathy and prosocial behaviour of an individual.
Скачать PDF

Повседневное просоциальное поведение личности как накопление социального капитала

Свенцицкий Анатолий Леонидович, Казанцева Татьяна Валерьевна
Статья посвящена рассмотрению связей между повседневным просоциальным поведением личности и накоплением ее социального капитала. Приводятся определения понятий, теоретический анализ личностных и ситуационных факторов просоциального поведения. Отмечается наличие сильной связи между степенью включенности индивида в ситуацию помощи другому и социальной сети позитивных взаимоотношений этого индивида. Именно богатство таких взаимосвязей является мерилом социального капитала личности. Представлены результаты исследования, которые позволили выделить 12 тактик накопления социального капитала и сделать выводы о сравнительной приемлемости этих тактик и частоте использования для разных категорий людей. Библиогр. 11 назв. Табл. 4.
Скачать PDF

Развитие просоциального поведения у детей раннего возраста

Юдина Татьяна Олеговна, Котова Татьяна Николаевна
В статье рассматривается понятие просоциального поведения (поведения, ориентированного на других) в раннем возрасте. Проанализированы существующие исследования по трем основным типам помощи, проявляющимся уже в раннем детстве: инструментальной (помощь другому в достижении его предметной цели), альтруистической (способность делиться с другими) и эмпатической. Способность к оказанию инструментальной помощи впервые возникает в начале второго года жизни и стремительно развивается в течение последующего полугода. Альтруистическая форма просоциального поведения начинает проявляться между 18 и 24 месяцами жизни, требуя, однако, определенной поддержки в ситуации, в частности четкой артикуляции другим своего желания. Наконец, последним в онтогенезе появляется эмпатическое поведение. При этом проявление эмпатической помощи детьми до трех лет наблюдается лишь в условиях очевидной для ребенка причины эмоционально-негативного состояния другого. Приведенные в статье данные позволяют сделать вывод, что в просоциальном аспекте развития у детей раннего возраста значительно преобладает инструментальная форма помогающего поведения в сравнении с эмпатической и альтруистической, в то время как способность к проявлению эмпатического и альтруистического поведения у детей до трех лет ограничена и зависит от множества дополнительных факторов.
Скачать PDF