Проприум

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Проприум
Proprium). Согласно Олпорту, это - все аспекты человека, делающие его уникальной личностью. Он отображает также положительное, созидательное и развивающееся качество человеческой природы.

Источник: Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. 2003

Проприум
Proprium). Понятие, используемое Оллпортом для обозначения типов поведения и характеристик, которые мы воспринимаем как близкие, центральные и важные для нашей жизни. В понятие проприума входят ценности человека, так же как и та часть сознания, которая является характерной для конкретной личности и соответствует убеждениям взрослого человека. Оллпорт выделяет семь аспектов проприума, проявляющихся на последовательных стадиях формирования личности: ощущение своего тела, чувство постоянной самоидентификации, самоуважение, расширение своей личности, образ себя, рациональная личность и собственные стремления.

Источник: Frager R., Fadiman J. Glossary of "Personality and Personal Growth", 2002

ПРОПРИУМ
совокупность приобретенных человеком психологических функций и свойств, которые представляют собой различные элементы его личности (индивидуальности). В концепции Оллпорта гипотетически предполагается существование семи аспектов П., начиная с чувства телесного Я, которое появляется в детстве, и кончая чувством Я, относящимся к рассуждающему, когнитивно развитому человеку, способному осознанно преследовать долгосрочные цели. Другие компоненты П. имеют дело с образом Я, Я-идентич ностью, самооценкой, характерным для человека способом мышления, его когнитивным стилем и т. п. См. идентичность, Оллпорт Гордон Уиллард, стиль когнитивный, Я-образ.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Проприум
лат. proprium) – термин Г.Олпорта, обозначает полный диапазон приобретенных функций, включая различные элементы индивидуальности: от чувства телесного Я, которое формируется в детстве, до чувства Я, как рассуждающего, когнитивного человека, способного к достижению отдаленных целей, которое возникает в подростковом возрасте. Другие компоненты проприума связаны с образом Я, самоидентификацией, самоуважением, характерными паттернами мышления, когнитивным стилем и др. Проприум Г.Оллпорта – это то же, что самость у К.Юнга и Эго у З.Фрейда. Введение термина вызвано стремлением избежать путаницы, связанной с многократным и не всегда точным использованием двух последних терминов.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ПРОПРИУМ
Термин, введенный Гордоном Оллпортом, чтобы охватить полный диапазон приобретенных функций, включающий различные элементы индивидуальности. Предполагалось наличие семи аспектов проприума, от чувства телесного Я, которое появляется в детстве, до чувства Я, как рассуждающего, когнитивного человека, способного к достижению отдаленных целей, которое возникает в подростковом возрасте. Другие компоненты связаны с образом Я, самоидентификацией, самоуважением, характерными паттернами мышления, когнитивным стилем и т.д. Проприум был для Оллпорта эквивалентом самости. Этот термин был выбран в попытке прояснить некоторые из вопросов, в отношении которых возникла путаница вследствие многократного использования таких терминов, как самость и эго. См. самость особенно значения 1, 2 и 5), чтобы оценить, каковы эти концептуальные проблемы.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ПРОПРИУМ
согласно Г. Олпорту, – это все аспекты человека, делающие его уникальной личностью. Он отображает также положительное, созидательное и развивающееся качество человеческой природы. Постановка перед собой перспективных целей, выбор карьеры или других жизненных целей, настойчивость в поиске путей разрешения намеченных задач, ощущение того, что жизнь имеет смысл – в этом суть проприативного стремления. По мнению Г. Олпорта, П. постоянно эволюционизирует с момента рождения человека и до его зрелости и, благодаря консолидации различных аспектов, на его основе формируется «Я» (самость) как объект субъективного познания и ощущения. Именно познание самого себя стоит над всеми остальными аспектами развивающейся личности, синтезирует их. П. на заключительной стадии своего развития соотносится с уникальной способностью человека к самопознанию и самосознанию. Такая направленность развития личности путем преодоления себя, самореализация роднит теорию Г. Олпорта с гуманистической парадигмой в психологии, например, с концепцией самоактуализации личности А. Маслоу.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ПРОПРИУМ
ПРОПРЫУМ / PROPRIUM– это все аспекты человека, делающие его уникальной личностью. Он отображает также положительное, созидательное и развивающееся качество человеческой природы. Понятие П. введел в научный обиход Г. Олпорт, который тем самым внес существенный вклад в развитие понимания феномена самости. П. развивается во времени, предоставляя личности чувство самоидентичности, самооценки и образа себя. Г. Олпорт подчеркивал уникальность личности, обусловленную так называемыми интегрированными паттернами, которые отличают одну личность от другой. Его центральной идеей было рассмотрение текущих переживаний человека, его феноменологической самости. Познание самого себя стоит над всеми остальными аспектами развивающейся личности, синтезирует их. П. на заключительной стадии своего развития соотносится с уникальной способностью человека к самопознанию и самосознанию. Г. Олпорт выделил восемь аспектов самости, участвующих в развитии П. с детства до зрелости, так называемые проприотические функции. Можно выделить следующую последовательность П.: 1) ощущения своего тела (телесная самость, являющаяся опорой для самосознания на протяжении всей жизни); 2) ощущение самоидентичности (появляется с момента овладения языком, когда ребенок отождествляет себя со своим именем); 3) чувство самоуважения (проявляется на третьем году жизни ребенка как чувство гордости при самостоятельном и успешном выполнении каких-то заданий); 4) расширение границ самости (примерно с 4 лет постигается значение «мой», выходящее за пределы собственного тела); 5) образ себя (развивается с 5–6 лет с пониманием различий понимания и оценки себя собой и окружающими); 6) рациональное управление собой (между 5 и 12 годами, когда самостоятельность ребенка растет, но он еще не может быть морально независимым, а потому достаточно конформен и послушен); 7) проприотивное стремление (в подростковом возрасте центральная проблема– выбор карьеры и других жизненных целей; это период поиска новой идентичности, независимости и автономности); 8) познание самого себя– представляет собой субъективную сторону «Я», но такую, которая осознает объективное «Я». На этой, заключительной, стадии своего развития «П. соотносится с уникальной способностью человека к самопознанию и самосознанию. В результате постепенного эволюционирования и окончательной консолидации формируется «Я» как объект субъективного познания и ощущения. В качестве методологии исследования П. могут быть использованы экзистенциально-феноменологический и гуманистический подходы с арсеналом качественных методов сбора и анализа данных, например глубинного или нарративного интервью в качестве метода сбора, нарративный и контент-анализ в качестве метода анализа и интерпретации. Г. А. Фофанова

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.