качество человека, выражающееся в способности замечать, чувствовать, предвосхищать и прогнозировать намерения, действия и поступки других людей, развитие процессов и явлений в реальных условиях.
ПРОНИЦАТЕЛЬНОСТЬ
ПРОНИЦАТЕЛЬНОСТЬ
Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000
Проницательность
способность находить наиболее существенные (информативные) признаки в социальной ситуации, правильно их интерпретировать, предвидеть поведение, поступки, развитие ситуации. В основе П. лежит повышенная чувствительность, умение наблюдать, замечать многое. Эта особенность человека может не быть явно выраженной в его внешнем облике, поведении.
ПРОНИЦАТЕЛЬНОСТЬ
ПРАНІКЛІВАСЦЬ / INSIGHT– психологическая способность к быстрому и адекватному познанию людей и отношений, складывающихся между ними в определенной ситуации, к прогнозированию поведения партнера по общению. П.– это целостное структурное образование, функциональная система, состоящая из элементов различных уровней психологического отражения. На уровне сенсорно-перцептивного отражения для П. являются характерными: избирательность восприятия, развитого до глубокой наблюдательности за людьми; способность правильно понимать мысли и чувства других людей, передаваемые голосом и выразительными движениями; эмоциональная отзывчивость и др. На уровне представлений– образная память, владение знаками и знаковыми системами (языком, жестами, мимикой и т. д.). На уровне вербально-логического, понятийного мышления– активность мышления с развитыми анализом и синтезом, гибкостью, хорошее владение речью, обобщенный опыт общения с разными людьми. На уровне личностных характеристик П. также предполагает высокий уровень социального интеллекта. П. предполагает наличие гуманистической направленности человека, ценностных ориентаций, волевых черт характера и пр. Как компонент высококвалифицированного общения П. предполагает ряд умений (внимательно слушать людей, учитывать возрастные и индивидуальные особенности собеседников и др.). Качеством личности П. становится тогда, когда все ее составляющие компоненты образуют целостную функциональную систему. П. является профессионално-важным качеством в ряде профессий (педагог, терапевт, следователь, психолог и др.). В настоящее время активно разрабатываются вопросы диагностики и развития П. различными психолого-педагогическими средствами. С. Л. Кандыбович