ПРОЛЕЖЕНЬ ПРОЛИН

Пролетарская интеллигенция

Найдено 1 определение:

Пролетарская интеллигенция

интеллигенция (см. Интеллигенция), вышедшая из рабочего класса, пролетариата, т.е. социальной группы индустриального общества, включающего занятых наемным, преимущественно физическим трудом.

Оцените определение:

Источник: Словарь по истории психологии, 2007 г

Найдено научных статей по теме — 6

Интеллигенция в контексте методологии изучения больших социальных групп

The paper analyzes existing in the social psychology of methodological bases of studying psychology of large social groups. The specificity of the intelligentsia as a large group. Proves the necessity of a complementary approach to studying the social psychology of the intelligentsia, which allows to combine the traditional socio-psychological and methodological grounds, as well as opportunities postnonclassycal psychology, social constructionism, discursive psychology and the humanities, studying social phenomena and events.
Скачать PDF

Социально-психологические особенности современных интеллигентов

Бакшутова Екатерина Валерьевна
В статье рассматривается актуальная проблематика отношения интеллигенции к своему месту и роли в социальном взаимодействии. Рассматриваются социально-психологические характеристики современных интеллигентов. Выявлена дивергентность установок по отношению к известным персонажам – образцам для подражания. Показана дифференциация интеллигентов по отношению к некоторым желательным качествам, в частности – к толерантности. Исследование проводилось при участии студента факультета психологии Д.Н.Драпеза.
Скачать PDF

Интеллигенция в контексте методологии изучения больших социальных групп

Бакшутова Екатерина Валерьевна
В статье анализируются существующие в социальной психологии методологические основания изучения психологии больших социальных групп. Показана специфика интеллигенции как большой группы. Обосновывается необходимость комплементарного подхода в изучении социальной психологии интеллигенции, позволяющего объединить традиционные социально-психологические методологические и методические основания, а так же возможности постнеклассической психологии, социального конструкционизма, дискурсивной психологии и гуманитарных наук, изучающих общественные феномены и явления.
Скачать PDF

Анализ понятия «Интеллигенция» в контексте социально-психологического исследования

Бакшутова Е.В.
В статье раскрываются основные подходы к изучению русской интеллигенции, ее происхождению и общественной роли. Представлены психологические характеристики, выявленные при анализе публицистики XIX века. Определены возможности социально-психологического исследования этой социальной группы в рамках интеллигентского дискурса. Указаны его основные характеристики амбивалентность, аксиологичность, эмоциональность и сверхсвязность.
Скачать PDF

Черты русской интеллигенции как основополагающие профессионально значимые личностные качества социал

Кобышева Лариса Илларионовна
Статья посвящена проблеме профессионально значимых личностных качеств социального педагога, на становление которых оказывает влияние черты русской интеллигенции. В данном исследовании рассмотрены основные подходы к определению понятия «интеллигенция», выделены ее сущностные признаки, представлены нравственно-ценностные качества интеллигентности. Дан анализ содержанию социально-педагогической деятельности, изучены квалификационные характеристики и требования, предъявляемые к личности специалиста по социальной работе. Проанализированы термины и категории, обусловленные профессией: «профессиограмма социального педагога», «профессиональная пригодность», «профессиональная готовность» и выделены значимые личностные качества необходимые социальному педагогу. В статье дано определение направленности личности и охарактеризованы основные виды направленности личности социального педагога. В данном исследовании проанализированы работы В.Н. Келасьева, И.В. Яковлевой, Н.Н. Пейсахова и др., и охарактеризован комплекс различных психологических характеристик качеств личности, среди которых встречаются как положительные. Обозначены основные блоки профессионально значимых личностных качеств социального педагога. В статье рассмотрено проявление черт русской интеллигенции в структуре профессионально значимых качеств социального педагога. Проведенное исследование позволяет утверждать, что социальный педагог в своей деятельности руководствуется нравственными принципами, характерными для интеллигентного мировоззрения.
Скачать PDF

Совесть в понимании представителей массовой интеллигенции

Барсукова Светлана Александровна, Редя Галина Павловна
Актуальность и цели. Актуальность проблемы исследования обусловлена той ролью, которое нравственное развитие личности играет на современном этапе трансформации современного российского общества. Идет период становления новых нравственных ценностей, которые пока еще полностью не утвердились в общественном сознании и поведении людей. В связи с этим в данной ситуации именно совесть выступает основным регулятором поведения человека, оказывая влияние на систему ценностей, моральный выбор, проявляясь в конкретных поступках. Совестью нации в исторические переломные моменты стремилась быть российская интеллигенция. Цель работы выявление особенностей в представлениях о совести у врачей и педагогов. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе количественного и качественного анализа опросов представителей массовой интеллигенции педагогов и врачей методом незаконченного предложения и проверкой на достоверность различий методом математической статистики Фишера. Результаты. Исследованы особенности представлений о совести у представителей массовой интеллигенции педагогов и врачей, проанализированы содержание ядра и периферии социальных представлений о совести. Выводы. Выявлено, что врачи в большей степени склонны относить совесть к проявлению внутреннего переживания по поводу соответствия своих поступков и взглядов своему идеальному «Я», а педагогические работники в понимании совести чаще ориентируются на нормы и правила общества. Такие идеалы гражданского общества, как свобода, ответственность, нравственная зрелость, способны поддержать около 20 % врачей и 15 % педагогов.
Скачать PDF