ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕЧИ

Найдено 1 определение
ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕЧИ
существуют разные точки зрения на происхождение речи человека, и в них этот вопрос решается по-разному, в зависимости от того, что понимают под генетическими корнями речи человека. С этим, последним вопросом связан ряд следующих частных вопросов: 1. Имеется ли что-либо общее в тех знаках, которыми для общения друг с другом пользуются высшие животные, и в знаковых системах, которыми пользуются люди? 2. Можно ли утверждать, что язык и Р. человека произошли от языка и Р. животных? 3. Можно ли современных высших животных научить пользоваться человеческой речью? 4. Могут ли животные вообще освоить человеческий язык? Если это практически невозможно, то почему? Эти вопросы давно интересуют ученых, и в поиске ответов на них известно следующее. В Р. человека и в языке животных можно обнаружить общее. Человекообразные обезьяны могут, например, воспроизводить звуки, подобные звукам человеческой речи. Их голосовой аппарат устроен примерно так же, как устроен голосовой аппарат человека. Иногда высшие обезьяны обмениваются между собой звуками, чем-то напоминающими человеческую речь. Животные, по крайней мере, высшие могут обмениваться друг с другом информацией с помощью элементарного языка телодвижений-мимики и жестов, причем их жесты и мимика порой очень похожи на жесты и мимику человека. Это обнаружил и доказал еще Чарльз Дарвин, использовав соответствующие, собранные им факты для научного обоснования своей теории естественного происхождения человека.
Из повседневного опыта общения с некоторыми домашними животными, например с собаками, мы также знаем, что и они в какой-то мере способны понимать жесты и мимику человека. При этом, однако, нет убедительных оснований для утверждения, что язык и речь человека действительно произошли от языка и речи животных. До сих пор, несмотря на многолетние и многочисленные поиски, у животных не удалось обнаружить какие-либо системы знаков, хотя бы чем-то напоминающей человеческий язык, да и те знаки, которые, общаясь между собой, используют высшие, человекообразные обезьяны, мало чем напоминают язык человека. Изучение древних человеческих культур показывает, что все люди имели свой язык внутривидового общения и в какой-то мере владели Р., напоминающей Р. современного человека. В то же самое время изучение истории животных, в том числе и данных о человекоподобных существах, занимающих промежуточное положение между современным человеком и животными, питекантропах, не дают нам точных сведений о том, что обезьяночеловек (именно так на русский язык переводится слово питекантроп) имел человеческий язык и соответствующую ему речь.
Таким образом, возникновение языка и развитие Р. у людей-это, по-видимому, исторический факт, который, можно связать с историей только современного человека, с его сравнительно недавним прошлым, насчитывающим не более 50—60 тыс. лет (таково время истории современного общества и культуры современного человека, в то время как история человека как биологического существа насчитывает около 3 млн лет). На протяжение уже более века ученые пытаются научить человекообразных обезьян пользоваться человеческой Р. Однако все попытки сделать это до сих пор успеха не имели. Были предложены следующие объяснения этих неудач: 1. Животные не могут осваивать Р. человека потому, что мозговые центры, управляющие Р., у них устроены иначе, чем у человека. Действительно, структура и функции корковых речевых центров человека принципиально отличаются от устройства и функций соответствующих центров у животных. Речевые мозговые центры человека занимают гораздо больше места в коре головного мозга, чем соответствующие структуры в коре головного мозга человекообразных обезьян. При этом сами эти центры у человека устроены намного сложнее, чем соответствующие структуры у человекообразных обезьян.
2. Животные не могут пользоваться человеческой Р. потому, что произносимые ими сочетания звуков не имеют для них объективных значений и не выступают как понятия. Это характерно лишь для человека. Слова, произносимые человеком, несут в себе определенные знания, независимые от его актуального физического или психологического состояния. Звуки Р. животного выражают лишь его сиюминутное состояние, и ни к чему, кроме состояния самого животного в данный момент времени, не относятся.
3. Р. для животного выступает лишь в ее коммуникативной функции, в то время как у человека она также выполняет интеллектуальную роль. Ни язык, ни человеческую Р. невозможно понять и по-настоящему освоить без учета и использования интеллектуальной функции Р. И все же, несмотря на многочисленные неудачи, а также на то, что этим неудачам было дано убедительное объяснение, попытки обучать животных человеческой речи продолжались и продолжаются до сих пор. Некоторые из них в какой-то степени оказались удачными, но эти попытки относились к обучению животных не звуковой, а жестовой человеческой речи. В 1972 г. американскими учеными, супругами Гарднерами (Б.Т. Гарднер и Р.А. Гарднер) был проведен эксперимент, в ходе которого им удалось научить шимпанзе женского пола пользоваться человеческими жестами в общении с людьми. Обучение началось тогда, когда обезьяне было около одного года, и завершилось, спустя четыре года. За это время шимпанзе (ее звали Уоши) научилась использовать в общении с людьми около 130 различных жестов. Другой американский ученый, Ф.Г. Патерсон, обучал обезьяну-гориллу человеческим жестам в течение примерно шести лет и также добился положительных результатов. В возрасте около 7 лет его обезьяна (по имени Коко) умела пользоваться в общении с человеком примерно 375 жестами.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007